Авиапочтовая марка

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Первая официальная авиапочтовая марка, Италия (1917) (Михель #126)

Авиапочтовые марки — специальные почтовые марки для франкирования почтовых отправлений, пересылаемых авиапочтой, имеющие обычно соответствующий рисунок или текст. Выпускались практически во всех странах. Являются объектами особой области коллекционирования — аэрофилателии. Авиапочтовые марки следует отличать от авиапочтовых ярлыков.

История и описание

Вторая авиапочтовая марка мира, Италия (1917) (Михель #127)

В мире выпущено большое количество авиапочтовых марок. Они имеют различную форму, рисунки на марках весьма разнообразны, начиная со всех видов летательных аппаратов, либо их частей, например, пропеллеров, крыльев, на авиапочтовые миниатюры также помещались изображения птиц (орлы, голуби), карты и схемы полётов, различные надпечатки и т. д. В ряде стран для их применения устанавливались определённые условия. В большинстве стран, в том числе и в СССР, для оплаты авиапочтовой корреспонденции могли применяться обычные почтовые марки и наоборот.<ref name="БФС">БФС</ref><ref>Архангельский Е. (1937)</ref>

Первая официальная марка авиапочты была выпущена в Италии 20 мая 1917 года для экспериментальных полётов по маршруту ТуринРим. Она представляла собой ранее выпущенную марку спешной почты с надпечаткой итал. «Esperemento posta aerea maggio / 1917 / Torino — Roma Roma — Torino» (Экспериментальная авиапочта / май 1917 / Турин — Рим Рим — Турин).<ref name="Владинец">Владинец Н. (1975)</ref><ref name="Михель">По информации из каталога «Михель»</ref><ref name="БФС"/>

27 июня 1917 года в Италии была выпущена марка для авиалинии НеапольПалермо. Она также представляла собой ранее выпущенную марку спешной почты с надпечаткой текста «Idrovolante / Napoli-Palermo-Napoli» (Гидросамолёт / Неаполь-Палермо-Неаполь) и нового номинала.<ref name="Михель"/>

Почтовый конверт, франкированный первой авиапочтовой маркой Италии, отправленный из Рима в Турин (1917)
Авиапочтовая марка Австро-Венгрии (1918) (Михель #225)

30 мая 1918 года для первой в мире регулярной авиапочтовой линии ВенаКраковЛьвовКиев вышли три марки Австро-Венгрии. Они представляли собой надпечатку слова нем. «Flugpost» (Авиапочта) и нового номинала на стандартных марках 1916 года.<ref name="БФС"/><ref name="Михель"/>

Первая серия из трёх авиапочтовых марок оригинального рисунка была выпущена в США в 1918 году для оплаты корреспонденции, пересылаемой между Вашингтоном, Филадельфией и Нью-Йорком. Первая марка из этой серии номиналом 24 цента вышла 10 мая. На ней был изображён биплана «Дженни» фирмы «Кёртисс», выбранный для перевозки почты. Эта миниатюра существует с перевёрнутым центром («Перевёрнутая Дженни») и является одной из известных и дорогостоящих марок мира. Остальные две марки серии, повторяющие рисунок первой марки, с номиналами 6 и 16 центов вышли 10 декабря и 11 июля 1918 года, соответственно.<ref name="Михель"/><ref name="Владинец"/>

Самой редкой авиапочтовой маркой является марка Гондураса под названием «Чёрный Гондурас», вышедшая в апреле 1925 года. Эта марка номиналом в 10 сентаво с чёрной надпечаткой исп. «Aero correo» и нового номинала известна только в четырёх экземплярах.<ref name="Владинец"/>

Помимо обычных авиапочтовых марок в ряде стран выпускались авиапочтовые марки особого назначения. Так, например, Германо-колумбийская авиапочтовая компания СКАДТА (SCADTA) в 19211930 годах выпускала заказные авиапочтовые марки для оплаты пересылки заказной корреспонденции авиапочтой.<ref name="БФС"/>

В некоторых странах, например, в Турции в 19291934 годах, для оплаты обязательного сбора сверх обычных авиапочтовых тарифов выпускались авиапочтовые марки обязательного сбора. Их требовалось обязательно использовать в определённые периоды или в определённой местности.<ref name="БФС"/>

Для оплаты дополнительного сбора за пересылку корреспонденции, пересылавшейся полевой почтой по воздуху, издавались особые авиационные марки для полевой почты. Подобные выпуски были, например, в Италии в 19431944 годах.<ref name="БФС"/>

В некоторых странах, в том числе РСФСР, издавались служебные авиапочтовые марки. Они предназначались для оплаты пересылки служебной корреспонденции авиапочтой.<ref name="БФС"/> Шаблон:Редактирую

Авиапочтовые марки РСФСР и СССР

Служебная авиапочтовая марка РСФСР, 1922, (Михель #1)
Первая авиапочтовая марка РСФСР (1922) (Скотт #C1)

В июле 1922 года посольство РСФСР в Берлине выпустила серию служебных авиапочтовых марок, предназначенных для оплаты пересылки служебной корреспонденции Народного комиссариата по иностранным делам РСФСР и других советских учреждений за границей, пересылаемой по авиалинии Берлин — КёнигсбергМосква. Выпуск представлял собой надпечатку текста «Воздушная почта Р. С. Ф. С. Р.» и нового номинала на марках консульской пошлины Российской империи. Одна из марок этой серии, так называемый «Консульский полтинник», является одной из самых редких почтовых марок РСФСР, её ориентировочный тираж 50—75 экземпляров.<ref name="БФС"/><ref name="Басин">Басин О. Я. (1968)</ref>

В ноябре 1922 года была выпущена первая авиапочтовая марка РСФСР — миниатюра номиналом 45 рублей из серии «5-летие Октябрьской революции» в изменённом цвете, с красной надпечаткой контура самолёта. Она продавалась на почтамте Москвы и предназначалась для оплаты дополнительного авиапочтового сбора за пересылку корреспонденции по авиатрассе Москва — Кёнигсберг.<ref name="Владинец"/>

В октябре<ref>По данным Каталога-справочника почтовых марок СССР 1918—1991 — в августе</ref> 1923 года была отпечатана первая серия авиапочтовых марок СССР. На четырёх миниатюрах художник Р. Зариньш изобразил летящий самолёт Fokker F-111. Однако серия вышла в обращение только в мае 1924 года с чёрной типографской надпечаткой нового номинала в золотой валюте.<ref name="Басин"/><ref name="Михель" />

Первые авиапочтовые марки СССР (19231924) Последняя авиапочтовая марка СССР (1979)
Stamp Soviet Union 1924 (0205) XIII.jpg
Stamp Soviet Union 1924 (0206) XVI.jpg
Stamp Soviet Union 1924 203.jpg
Stamp Soviet Union 1924 204.jpg
1979. Ту-154.jpg
1923:невышедшая в обращение
(Михель #XV)
то же (Михель #XVIII)
1944: с надпечаткой
(ЦФА (ИТЦ) #203)
то же (ЦФА (ИТЦ) #204)
Ту-154 (ЦФА (ИТЦ) #5030)

Из авиапочтовых марок СССР наибольшую редкость представляет марка, именуемая «Леваневский с надпечаткой». Она была выпущена ограниченным тиражом в августе 1935 года в память прерванного перелёта из Москвы в Сан-Франциско через Северный полюс и представляла собой марку СССР с портретом лётчика С. А. Леваневского с красной типографской надпечаткой текста «Перелет Москва — Сан-Франциско через Сев. полюс 1935» и нового номинала. Несколько экземпляров этой марки существуют с перевёрнутой надпечаткой.<ref name="Владинец"/>

Последняя авиапочтовая марка СССР вышла в декабре 1979 года. Это была миниатюра из серии «История советского авиастроения» с изображением самолёта Ту-154.

См. также

Примечания

<references/>

Литература

  • Архангельский Е. Аэрофилателия // Россика. — 1937. — № 27. — С. 57-62
  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2.
  • Владинец Н. И. Филателия. — М.: Связь, 1975. — 224 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.