День почтовой марки

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Специальное гашение Германии «50 лет Дню почтовой марки» (Бонн, 1986)

День почтовой марки — учреждаемый почтовой администрацией той или иной страны отмечаемый ежегодно памятный день, призванный привлечь внимание общества к филателии и почте. Традиционно к этому Дню приурочиваются специальные эмиссии коммеморативных почтовых марок; сюжет таких марок обычно связан с историей почты: это исторические личности, почтальоны и почтовый транспорт, первая марка, выпущенная в стране и т. п. С этим Днём связываются и иные филателистические и почтовые события — специальные гашения, филателистические выставки, фестивали и подобные акции.

История

Идея отмечать особый День почтовой марки родилась в 1934 году у Ганса фон Рудольфи (нем. Hans von Rudolphi), известного берлинского филателиста, организатора и руководителя исполкома всемирной филателистической выставки IPOSTA 1930 года в Берлине и, позже, главы Имперского союза филателистов Германии и члена жюри по присуждению премий на международных выставках PEXIP в Париже в 1937 году и PRAGA в Праге в 1938-м. Предложение фон Рудольфи было впервые озвучено им в 1934 году на заседании бундестага в Данциге. По его мысли День почтовой марки стал бы понятным общественности и сильным аккомпанирующим инструментом в оркестре пропаганды Рейха<ref>В 1943 году Ганс фон Рудольфи ко Дню почтовой марки как автор идеи проведения таких Дней был награждён Вагнеровской медалью. В том же году в ходе одной из бомбардировок Берлина его дом и финансовое благосостояние были уничтожены. Фон Рудольфи умер 6 мая 1944 года в ста километрах от Берлина в больнице Виттенберга.</ref>. Идея была обсуждена и одобрена на Днях немецких филателистов в Данциге в 1934 и Майнце в 1935 годах. Австрия впервые отметила День почтовой марки уже 1 декабря 1935 года, а в Третьем Рейхе он впервые отмечался 7 января 1936 года, в годовщину со дня рождения Генриха фон Стефана, основателя Всемирного почтового союза.

Афиша выставки Федерации французских филателистических обществ (март 1947)

29 августа того же 1936 года Международная федерация филателии (ФИП) на своём 11-м конгрессе в Люксембурге объявила следующее после 7 января воскресенье всемирным Днём почтовой марки и рекомендовала странам-членам отмечать этот день связанными с филателией мероприятиями. Тогда же высказывалась и идея желательности приуроченных ко Дню почтовой марки унифицированных совместных выпусков марок, но она не получила развития. Годом позже, на 12-м конгрессе ФИП в Париже 22 июня 1937 года, люксембургские решения были изменены: установление календарной даты Дня было предоставлено странам-членам этой международной организации.

После 1948 года в Германии День почтовой марки был перенесён на последнее воскресенье октября. Во Франции этот памятный день впервые стал известен с 1938 года. Первый выпуск приуроченной к нему марки произошел 9 декабря 1944 года в пользу Французской Взаимопомощи. С 1947 года День почтовой марки отмечается там в феврале-марте.

Сегодня

С 1990-х годов многие почтовые ведомства стали использовать День почтовой марки, чтобы привлечь молодых людей к коллекционированию, изображая на марках нечто привлекательное для молодёжи. Например, во Франции с 1999 года это герои известных комиксов. До 2003 года подобные марки были почтово-благотворительными — в пользу французского Красного Креста. В Швейцарии День почтовой марки регулярно отмечается специальными эмиссиями. Каталог «Цумштейн» издал посвящённый таким маркам тематический том Catalogues journée du timbre suisse, его можно приобрести за 18 швейцарских франков. Аналогичный сборник издан и для германских почтовых марок (нем. Tag der Briefmarke in Deutschland von 1936-1960). Существует также и 157-страничная книга Франка Нойшефера (нем. Frank Neuschaefer) и Цольта Дебрецени (нем. Zsolt Debreczeni) «Первые Дни почтовой марки в мире» (нем. «Die ersten Tage der Briefmarke weltweit»), содержащая сведения по странам мира об их первых тематических эмиссиях марок, спецгашениях и пр. Цена руководства без учёта пересылки €78.

Периодизация и распространение

В марте 1983 года в журнале The American Philatelist (том 97, #3, с. 215—221) американский филателист Эндрю К. Вачински (англ. Andrew K. Wacinski) в своей статье «Stamp Day: A Great International Philatelic Observance» предложил периодизацию процесса распространения проведения Дня почтовой марки. Он выделил первый — «классический» — период с 1936 по начало Второй Мировой войны в 1939 году. Второй период характеризуется им как «период перерыва из-за войны» и продолжается с 1939 по 1950 годы. Третий — «период с 1950 года».

Из нижеследующей таблицы можно заключить, что идея проведения Дня почтовой марки в основном оказалась воспринята в неанглоязычном мире: Великобритания, США и их бывшие колонии приняли этот обычай лишь с середины-конца 1970-х. В Советском Союзе День почтовой марки (было принято название «День почтовой марки и коллекционера») также не получил большой популярности, хотя и СССР, и страны советского блока и выпускали посвящённые ему почтовые марки.

Примечания

<references/>

См. также