Кейси Джонс

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Кейси Джонс
Кейси2.jpg
Кейси3.jpg
Воган.jpg
Кейси4.jpg
Кейси5.jpg
Кейси6.jpg
Почтовая марка США (USPS) с портретом Кейси Джонса

Джон Лютер Джонс по прозвищу Кейси (англ. John Luther "Casey" Jones ; (14 марта 186330 апреля 1900) — легендарный машинист и герой американского фольклора.

Краткая биография

Кейси Джонс родился в семье сельского учителя где-то в юго-восточном уголке Миссури. Точное место рождения Кейси неизвестно. В 1876 году вся его семья переехала в Кейс, Кентукки. Как и все мальчишки, Джон любил наблюдать за поездами и работой персонала. Часто бывал и в депо. В 1878 году, когда ему исполнилось 15, он поступил на работу телеграфистом в Колумбусе, шт. Кентукки для железнодорожной компании «Мобил & Огайо». А затем переехал в Джексон, Теннесси. Здесь он и стал Кейси Джонсом. Такая в то время была практика среди американских железнодорожников — давать молодым парням прозвища, чтобы можно было легко отличить всех тех, у кого одинаковые имена (разнообразия в них тогда тоже не наблюдалось). Сразу же по прибытии на вопрос, откуда он приехал, Джон ответил: «Из Кейса, Кентукки». Так за ним и закрепилось это прозвище. И хотя он произносил его Кейс (Cayce), его жена впоследствии переиначила имя в Кейси (Casey)…

25 ноября 1886 года Кейси женился на Мэри Джоанне Брейди («Джейни») и купил дом в Джексоне, на Уэст Честер-стрит. В 1890 году он стал машинистом товарного поезда Центрально — Иллинойской железной дороги и очень скоро зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. А его паровозный свисток сразу же узнавали — такого удивительного звука ни у кого не было. По словам очевидцев, он напоминал военный клич викингов. Разумеется, после смерти Кейси Джонса многое в его биографии приукрасили. Но то, что касается свистка, подтверждается свидетельствами, сделанными еще при его жизни. На всем протяжении участка Джексон, Теннесси и Уотер-Вэлли, Миссисипи люди не ложились, пока не слышали, как проезжает Кейси Джонс…

Кейси делал все, чтобы добиться должности машиниста пассажирского поезда, которая была намного престижнее (да и оплачивалась лучше). В феврале 1900 года его желание осуществилось. Он переехал в Мемфис и стал водить пассажирский скорый между Мемфисом и Кантоном, штат Миссисипи. Это был один из четырех эстафетных скоростных поездов, связывающих Чикаго и Новый Орлеан, и прозванных «снарядами» (Cannonball) за высокую скорость…

Катастрофа в Вогане

29 апреля 1900 года Кейси находился в Мемфисе, куда привел из Кантона свой скорый № 2. Здесь он узнал о том, что неожиданно заболел машинист поезда № 1 (Мемфис — Кантон) Сэм Тэйт. Кейси было предложено заменить его и сделать двойную ездку — обратно в Кантон (хотя он должен был отдыхать до следующего утра). Кейси согласился. «Первый» находился в отличном состоянии. Кочегаром на нем был опытный Сим Уэбб. В 12.50, с опозданием на полтора часа, скорый № 1 в составе 6 вагонов и паровоза 382, вышел из Мемфиса. Погода была дождливая, но паровозы ее не боялись. Правда, с ночи стоял туман, и видимость была не слишком хороша. На участке в 170 км до Гренады Кейси наверстал почти час. А на 37-километровом отрезке Гренада — Уайнона выиграл еще 15 минут, так что к тому времени, как скорый прибыл в Дюран, он уже шел почти по графику…

В Дюране Кейси получил сообщение о двух товарных составах, стоящих в Вогане. Составы стоят друг за другом и полностью на запасном пути не уместились — хвост одного из них торчит главном пути (подобный эпизод запечатлен в фильме Магистраль). В таких случаях машинисты проводят специальный маневр. Если мешает хвост, то сначала длинный поезд убирает его, двигаясь вперед и давая возможность идущему по главному пути составу пройти первую, входную стрелку и въехать на станцию. А когда он ее минует, то «длинный» дает задний ход, убирая с главного пути уже и носовую часть, полностью освобождая его для прохода поезда. Кейси Джонс выполнял данный маневр не раз и особо не волновался.

Но он не знал главного. Воздушный шланг на втором товарняке лопнул, и четыре вагона так и остались неподвижно стоять на главном пути. Тем временем, наверстывая последние минуты графика, Кейси Джонс гнал свой скорый к Вогану слишком быстро (вероятно, около 120 км/ч). Участок дороги здесь напоминал букву S. Джонс находился перед вторым поворотом, и сигналы видеть не мог (а связи у машинистов тогда не было). Однако, с левой стороны, которая не была блокирована поворотом, красный сигнал увидел Сим Уэбб. «Бог мой, на главном пути кто-то есть!» — закричал он Кейси. Последний немедленно приказал кочегару прыгать. Уже в полете Сим услышал хорошо знакомый «свисток Кейси Джонса» — последнюю попытку машиниста предупредить о приближении поезда…

Несмотря на отчаянные попытки Кейси Джонса остановить состав, его паровоз врезался в стоящие на путях вагоны. Он протаранил сначала вагон с сеном, потом — с зерном, а напоследок — с древесиной. И только после этого сошел с рельсов. Тем не менее, усилия машиниста, не покинувшего паровоз до самого конца, не были напрасными. Его экстренное торможение спасло жизни пассажиров. Единственным погибшим оказался сам Кейси Джонс. Его остановившиеся часы показывали 3.52. Кейси Джонсу было 37 лет…

Центрально — Иллинойская компания попыталась возложить вину за катастрофу на Кейси Джонса. Мол, он проигнорировал сигналы, поданные сигнальщиком Джоном Ньюберри. Однако, Сим Уэбб сразу же после гибели Кейси и до самой своей смерти в 1957 году отрицал наличие сигналов, ракет, петард и прочих экстренных средств оповещения. Все пассажиры высоко оценили героический поступок машиниста. Завершили дело газеты, вышедшие с огромными заголовками и рассказывающие о подвиге Кейси Джонса. После чего о нем узнали все. Постепенно «Храбрый машинист», как стали называть Кейси, сделался героем песен, легенд и анекдотов. В настоящее время в Уотер — Вэлли действует музей Кейси Джонса. Где в 2000 году было торжественно отмечена 100-летняя годовщина его гибели…

Песня Уоллеса Сандерса

Негр Уоллес Сандерс, друг Кейси Джонса, чистил моторы в железнодорожных мастерских в Кантоне. А на досуге любил сочинять незамысловатые песенки о людях, которых хорошо знал. Он неплохо пел и свистел. Сразу же после катастрофы в Вогане он написал песню о Кейси Джонсе на мотив популярной в то время песенки «Джимми Джонс». Она быстро разошлась среди железнодорожников, и вскоре ее запели по всей Центрально — Иллинойской дороге. Легенда гласит, что песню услышал машинист Уильям Литон и записал ее для своих братьев, Фрэнка и Берта, выступавших в водевилях. Братья обработали песню, добавили к ней хор для припева и включили в свой репертуар. В 1902 году она была опубликована. Автором музыки и слов значились Т. Лоренс Зайберт и Эдди Ньютон. С тех пор, как пишет автор «Деревни Кейси Джонса» Брюс Гарнер (биограф погибшего машиниста), было опубликовано более 40 версий. Примечательно, что ни семья Джонса, ни Уоллес Сандерс не получили за них ни цента…

Популярность песни о Кейси Джонсе с годами только росла. Ее с успехом исполняли популярные американские музыканты (в основном, кантри — поскольку она написана именно в этом стиле) — Вуди Гатри, Пит Сигер, Джонни Кэш, юный актер и исполнитель кантри Стюарт Андерсон и многие другие. Текст песни о Кейси Джонсе с годами несколько отклонялся о первоначального варианта. Впрочем, не так уж и серьезно — заменялись отдельные слова. Например, глагол поднялся (в кабину) звучит в разных вариантах. А у Стюарта Андерсона вместо кабины вообще паровоз. В целом же, рассказ о героической гибели Храброго машиниста остался тем же.

Casey Jones — the Union scab (вариант Джо Хилла)

Популярность имени Кейси Джонса привела к тому, что через десяток лет оно несколько обесценилось. В 1911 году известный радикальный рабочий активист и автор «песен протеста» Джо Хилл на уже всем хорошо знакомую мелодию написал совсем другие слова. Кейси Джонс представал в новой версии, как штрейкбрехер (scab) Южно — Тихоокеанской железной дороги (S. P.) Поводом к написанию подобного варианта явилась крупная (до 35 000 человек) забастовка рабочих железнодорожных мастерских Центрально—Иллинойской системы (куда входила и Южно—Тихоокеанская). В США обе версии исполнял Пит Сигер. После войны вариант Хилла был переведен сначала на немецкий, а затем и на русский язык. Эту песенку о штрейкбрехере Кейзи Джонсе (главный герой именуется «Кейзи», как в немецкой версии) пел Леонид Утесов. Существуют и другие, оригинальные варианты песен о Кейси Джонсе. Среди недавних авторов — американская рок-группа Grateful Dead

Музеи Кейси Джонса

  • The Historic Casey Jones Home & Railroad Museum in Jackson, Tennessee
  • Water Valley Casey Jones Railroad Museum in Water Valley, Mississippi