Абай Кунанбаев
Абай Кунанбаев | |
Дата рождения: | 29 июля (10 августа) 1845 |
Дата смерти: | 23 июня (6 июля) 1904 |
Абай (Ибрагим) Кунанбаев (29 июля (10 августа) 1845, Семипалатинская область, Российская Империя — 23 июня (6 июля) 1904) — казахский поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещённого либерального ислама.
Настоящее имя — Ибрагим, но прозвище Абай (казах. Абай «внимательный», «осторожный»), данное матерью, закрепилось за ним на всю жизнь. Племянник Абая — также известный казахский поэт Шакарим.
Биография
Родился в Чингизских горах Семипалатинской области в семье крупного феодала Кунанбая Ускенбаева. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев.
Учился в медресе муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу.
На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил басни И. А. Крылова, стихи М. Ю. Лермонтова, «Евгения Онегина» А. С. Пушкина, стихи Гете и Байрона.
Весьма интересна история стихотворения «Қараңғы түнде тау қалғып». Иоганн Вольфганг Гёте написал «Wanderers Nachtlied», Михаил Юрьевич Лермонтов грациозно переложил её на русский язык, а спустя ещё полвека сын степей киргиз-кайсацких Абай Кунанбаев воссоздаст её не менее грациозно на казахском языке.
Абай Кунанбаев способствовал распространению русской культурой среди казахов. Он призывал: «Знать русский язык — значит открыть глаза на мир», «Русская наука и культура — ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли».
Некоторое время Абай работал волостным управителем. Однако в скором времени, разочаровашись в своей способности использовать должность на благо народа, оставил ее.
- Бестолково учась, я жизнь прозевал.
- Спохватился, да поздно. Вот он, привал!
- Полузнайка — я мнил себя мудрецом
- И заносчиво ждал наград и похвал.
- Я остальных мечтал за собой вести,
- А они меня сами сбили с пути.
- Я — один, а наглых невежд не сочтешь,
- И нелепые шутки ныне в чести.
- Ни друзей у меня, ни любимой нет.
- Я устало пою на исходе лет.
- О, каким необъятным казался мир
- Той порой, как встречал я жизни рассвет!
(Перевод А.Штейнберга)
Абай высмеивал некоторые обычаи родового аула, выступал против исламского догматизма, рабского положения женщины. Выступал против социального зла и невежества. Сатирические стихи «Наконец, волостным я стал…» (1889), «Управитель начальству рад…» (1889), «Кулембаю» (1888) наполнены критикой социального положения в казахских племенах. Абай Кунанбае был новатором казахской поэзии: он ввел такие стихотвеорные формы как новые шестистишья и восьмистишья; новаторский характер носят стихи, посвященные временам года: «Весна» (1890), «Лето» (1886), «Осень» (1889), «Зима» (1888), стихи о назначении поэзии. Сюжеты поэм «Масгуд» (1887) и «Сказание об Азиме» основаны на мотивах восточной классической литературы. В поэме «Искандер» поэт противопоставлет разум в лице Аристотеля алчности завоевателя (Александра Македонского). В прозаических «Назиданиях» посвящены проблемам истории, педагогики и права. Некоторые свои лирические стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку.
Жизни Абая посвящен роман М. О. Ауэзова «Абай» (т. 1—2, 1958).
Руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как свою духовную предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.
В истории казахской литературы Абай занял почетное место, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами.
В 1983 г. о жизни поэта был снят фильм «Абай», Казахфильм.
Памятники поэту установлены во многих городах Казахстана а также в Москве.
Литература
- Сборник стихов Абая. — СПб. 1909; Казань 1922; Ташкент 1922.
- Рамазанов Н. Статья в «Восточном сборнике в честь А. Н. Веселовского». — М. 1914.
- Саади А. Статья в «Ак-Юл» (на казахском языке). Ташкент. 1923. № 355, 356, 359, 363, 369, 372.
- Кабулов Ильяс. Статья в газете «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928. № 174.
- Мустамбаев, Статья в газете «Советская степь», Кзыл-Орда, 1928. № 191.
- Аршаруни А. Заметки о национальной литературе. Журнал «Новый Восток». № 23—24.