Лист согласования

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Бумажный лист согласования с нанесённой сеткой и прикреплёнными к нему с помощью особых наклеек почтовыми марками СССР, собранными по теме «Учёные и деятели культуры СССР»

Лист согласования (лексическая калька с англ. approval sheet, approval page) — филателистический термин для обозначения плотных листов бумаги, картона, пластика альбомного размера, к которым прикреплены выставляемые на продажу филателистические материалы (почтовые марки, блоки, вырезки, конверты и др.), скомпонованные по какому-либо актуальному для продажи признаку или без него (см. Киловар), обычно с указанием стоимости каждого объекта.

Главная цель изготовления подобных листов — демонстрация и предварительное согласование предлагаемого филателистического товара с покупателем (отсюда их название). Листы согласования могут использоваться как в непосредственной торговле филателистическими материалами, так и при их рассылке потенциальным покупателям по почте.

Описание

Листы согласования специально изготавливаются филателистическими дилерами, как частными, так и государственными, для удобства покупателей с целью оптимизации процесса продажи. Объекты как правило группируются по странам, тематике, мотивам, хронологии или любому другому принципу и равномерно распределяются по листу — так, чтобы можно было внимательно рассмотреть каждый. Иногда листы согласования изготавливаются под конкретного покупателя в соответствие с запросами последнего, предварительно изложенными продавцу с помощью манколиста.

Вид листов согласования обычно альбомный, форматом А4, А3 или промежуточным между ними. Встречаются листы согласования и меньших размеров. Материал — плотная бумага, картон или пластик, цвет фона — ровный, чаще чёрный, но бывает и светлый. Филателистические объекты прикрепляются к листу с помощью особых наклеек, снабжаются подписанными от руки ценами за каждый, иногда его каталожным номером и дополнительными сведениями, способными снять большинство простых вопросов покупателя и повлиять на его выбор. Статус указанных цен — для торга или как условие — обычно оговаривается дилером отдельно. Если филателистический материал продаётся сразу листами, то есть мелким оптом, в таких надписях нет необходимости.

Для единообразной ориентации прикрепляемых объектов лист может содержать сетку тонких бледных пересекающихся под прямым углом линий разметки, сходной с миллиметровкой, но обычно с более крупными ячеями.

Сброшюрованные листы

Описательный штемпель на четвёртой странице обложки предварительно сформированной коллекции почтовых марок СССР (ЦФА «Союзпечать», 1981)

Одиночные листы могут брошюроваться для удобства их траспортировки (пересылки) и изучения содержимого покупателем. Обычно совокупность таких сброшюрованных листов называют «тетрадкой».

Особый вид сброшюрованных листов с марками (как правило предварительно погашенными) был распространён в бывшем Советском Союзе: Центральное филателистическое агентство «Союзпечать» (позже — ЦФА «Марка») ввело в практику выпуск тематических подборок марок на сброшюрованных листах. Такие тетрадки предназначались для продажи через сеть специализированных магазинов и киосков «Союзпечать» и выпускались тиражами 10—50 тысяч экземпляров.

Они имели художественную обложку с заглавием темы, подзаголовком «Почтовые марки для тематической коллекции», «Коллекция» или просто «Почтовые марки», а также могли сопровождаться страницей со вступительным ознакомительным текстом, рассчитанным на детей и подростков. В таком же виде в продажу могли поступать и годовые комплекты почтовых марок СССР. В среднем цена подобной «коллекции» составляла 2—3 советских рубля. Перед покупкой с содержимым коллекционных тетрадок можно было ознакомиться непосредственно в магазине или киоске. Такие наборы пользовались массовой популярностью.

Многоразовые листы

Пластиковый лист согласования, приобретённый в Белграде, СФРЮ, в 1981 году

Часто, особенно дилерами-частниками, в качестве листов согласования используются вынимаемые страницы из кляссеров или неразрезанные клеммташи. В этом случае почтовые марки помещаются в предусмотренные прозрачные кармашки из кальки или ацетатной плёнки и каждый объект продажи сопровождается помещённым рядом небольшим кусочком бумаги с надписью — ценой и другими сведениями. Покупатель делает свой выбор, соответствующие марки изымаются из кармашков и передаются ему, а сам лист остаётся у продавца и может быть использован повторно.

Некоторые организации, имеющие достаточный объём продаж, изготавливают листы согласования промышленным образом, обычно из пластика или пластмассы. Как правило предусматривается и второй элемент: прозрачный с одной стороны защитный кожух, куда помещается собственно лист с прозрачными же кармашками. На второй, непрозрачной, стороне кожуха на обороте часто содержится рекламная информация, адреса сети профильных магазинов. Несмотря на то, что такие листы по сути многоразовые, они передаются покупателю вместе с товаром. В этом случае одновременно решается и проблема наличия у него конверта для помещения и транспортировки покупок.

Бумажный лист согласования филателистической компании «Гарселон стэмп компани» с почтовыми марками Латинской Америки (США, конец 1940-х годов)

Посылочная торговля

В прошлом листы согласования широко применялись филателистическими дилерами, занимавшимися рассылкой товаров почтой (англ. mail order, нем. Versandhandel). В этом случае листы согласования являлись частью специальной формы обслуживания клиентов, которая получила в английском языке название «stamps on approval» («марки по согласованию»).<ref>Система продажи марок «по согласованию» до сих пор популярна в ряде стран, включая США и Канаду. Однако для неё уже не используются классические листы согласования. Вместо этого клиенту периодически высылаются подборки марок в пакетиках (approval selections или просто approvals — «согласовалки») для изучения на предмет приобретения в течение обычно трёх недель. По истечении этого срока клиент обязан либо оплатить присланную подборку, либо вернуть заказ дилеру.</ref> Среди многих примеров компаний, занимавшихся в середине XX века посылочной торговлей с использованием листов согласования, можно назвать Tatham Stamp Company (сокращённо TASCO, Спрингфилд, англ. Springfield, США) и Garcelon Stamp Company (Кале, Calais, США). К подобной форме торговли по почте прибегали и частные коллекционеры, пересылая друг другу предлагавшийся к продаже филателистический материал.

Страница из буклета согласования филателистической компании TASCO с почтовыми марками США (1935)

Эта форма сохранилась и поныне, и некоторые филателистические организации даже предлагают своим членам чистые листы и целые «буклеты согласования» (approval booklets), которые можно использовать для продажи или обмена своих марок по почте между членами организации. При этом коллекционер-продавец указывает для каждой прикрепляемой к листу марки каталожный номер, состояние и продажную стоимость и направляет листы согласования менеджеру организации. Последний пересылает продаваемый материал на согласование потенциальным покупателям с похожими интересами. В таких случаях может предусматриваться комиссионный сбор (до 5 %), который взимается в пользу организации и оплаты услуг менеджера.

Примечания

<references/>

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988.
  • Левитас И. Основы практической филателии // Филателия СССР. — 1986. — № 6.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968.