Почта

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Исторический почтовый ящик в Дрездене

Почта (от лат. posta) — вид связи и учреждение для транспортировки известий (например, писем и открыток) и мелких товаров, частично и людей. Осуществляет регулярную пересылку почтовых отправлений — письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, бандеролей, посылок — преимущественно при помощи транспортных средств.<ref name="BSE">Информация из статьи «Почтовая связь» в Большой советской энциклопедии.</ref> Чаще всего является государственным учреждением.

Исторически почта возникла для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных образцов, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах — и для перевозки пассажиров на лошадях (там, где не было железных дорог).<ref name="ESBE" />

Большинство почтовых организаций состоят во Всемирном почтовом союзе.

Понятие

Слово «почта» (posta) имеет латинские корни и вероятнее всего является сокращением от statio posita in… — станция с переменными лошадьми, расположенная в определённом месте. Таким образом, первоначально это слово обозначало станцию для обмена лошадей или курьеров. Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII веке. Сегодня под словом «почта» подразумевают и учреждение почты (почтамт, отделение), и послание, и совокупность полученной корреспонденции.<ref name="ESBE">Информация из статьи «Почта» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.</ref><ref name="Kisin">Кисин (1969).</ref><ref name="Geschichte">В данной секции использована информация, переведённая на русский язык из немецкой статьи de:Geschichte der Post.</ref>

История почты

Основная статья: История почты

Исследованием развития почтовой связи занимается специальная отрасль исторической науки — история почты. На протяжении длительной истории человечества способы и средства передачи информации претерпели значительную эволюцию. Использование простейших сигналов (голоса, огня и дыма) в доисторическую эпоху сменилось организацией почтового сообщения с помощью пеших и конных гонцов в рабовладельческих государствах. При феодализме и капитализме возникли регулярные общегосударственные и международные почтовые службы с использованием конной, а затем железнодорожной, воздушной и других видов почты. Почтовые реформы в отдельных странах и в международном масштабе привели к организации общедоступных и развитых почтовых систем, к заключению межгосударственных почтовых конвенций и созданию Всемирного почтового союза (1874).

Почта сегодня

Почтовый автомобиль USPS (США)

Современная почта — это всемирная сеть доставки почтовой корреспонденции, как правило, через государственные почтовые компании. Некоторые страны (например, США, Россия) имеют государственную монополию только на часть услуг связи (в США USPS имеет монополию на доставку стандартных писем и писем «первого класса», в России монополизированы так называемые «универсальные почтовые услуги» — доставка писем до 100 граммов). В ряде стран все почтовые услуги монополизированы государственной почтой (Великобритания).

С развитием интернета некоторыми аналитиками прогнозировалась скорая стагнация рынка почтовых услуг, однако, этого не произошло. Более того, ряд государственных почтовых компаний, в прошлом дотируемых, планируется приватизировать.

Подобным образом реформировали почтовую систему в Германии, где в 1995 году государственная Deutsche Bundespost была приватизирована и поделена на компании Deutsche Post AG, Deutsche Telekom AG и Deutsche Postbank AG. Кроме того, существуют другие частные фирмы, предоставляющие почтовые услуги.<ref name="Post">Информация переведена на русский язык из немецкой статьи de:Post.</ref>

В конце XX — начале XXI века почтовая связь оставалась самым массовым и дешёвым видом связи. Несмотря на создание и быстрое развитие автоматизированных систем электросвязи, космической и электронной связи, почтовая связь сохранит своё огромное значение и в обозримом будущем.<ref name="BSE" />

Почтовая служба и услуги

В результате почтовых реформ последних десятилетий возникает вопрос о том, чем почтовое дело отличается от остальных отраслей транспорта и услуг. Принципиально можно говорить о почте как о высокоспециализированной форме грузовых перевозок с определёнными особенностями.

Главнейшая особенность почты — предложение общедоступных услуг почтовых перевозок, которые часто осуществляются по инициативе государства наподобие других отраслей перевозок. В почтовой сфере эти услуги являются основными, универсальными или базисными. Почтовые ящики, установленные на равномерных расстояниях от почтового отделения, из которых отправления изымаются независимо от того, одно письмо находится в ящике или тысяча, представляют собой наглядный пример отличий почтового обслуживания от других видов услуг и транспортировки.<ref name="Post">Информация в данной секции переведена на русский язык из немецкой статьи de:Post.</ref>

Почта в России

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он,
Ленинградский почтальон.

Основная статья: История почты России

Традиционно является государственным предприятием (см. ФГУП Почта России). Сеть почтовых отделений — крупнейшая организационная сеть в стране. В настоящее время российская почта предпринимает усилия по осовремениванию технологий обработки почты, переход на общемировые стандарты доставки. В частности, в 20052006 годах прекратилось повальное сокращение времени работы почтовых отделений, закрытие части из них, начался переход на контейнерный принцип перевозки почты в оборотной таре, отказ от перевозки почты в мешках.

Оплата почтовых услуг

Традиционно для оплаты почтовых отправлений (писем, открыток, простых и заказных бандеролей) используются почтовые марки различного номинала, которые наклеиваются непосредственно на отправление в соответствии с тарифом на пересылку.

Для большего удобства почтовые ведомства выпускают ещё штемпельные конверты, заказные штемпельные конверты, открытые и закрытые письма, служебные почтовые карточки, почтовые переводы, бандероли и т. д. с отпечатанным на них почтовым знаком оплаты.

Иногда марки заменяются оттисками специальной франкировальной машины, где сумма платы за пересылку печатается специальным образом на конверте, или на листе бумаги, который наклеивается на упаковку. Каждый месяц почтовые служащие снимают показания счётчика такой машины и выставляют предприятию счёт. Такой способ оплаты используют, прежде всего, массовые отправители корреспонденции (акционерные общества, банки, страховые компании, рекламные агентства и т. п.)

В некоторых странах (в частности, в Германии, Великобритании, США и ряде других) появился новый способ оплаты отправки простой корреспонденции — через интернет. Пользователь оплачивает услуги почты на специальном портале, после чего получает специальный штрих-код, который может распечатать на домашнем принтере и наклеить на конверт. В Великобритании такой способ оплаты называется SmartStamp.

В США и странах Европы распространены также так называемые «предоплаченные» письма и почтовые карточки. Как правило, их используют крупные компании для организации «обратной связи» с потребителями. Пользователю передаётся открытка или конверт с напечатанными типографским способом реквизитами компании-получателя. Почтовая компания выставляет получателю счёт в момент доставки такой корреспонденции.

Примечания

<references />

См. также

Литература

  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.



Тем, кто хочет купить набор грузиков для шиномонтажа, будет полезна информация на сайте 220bar.ru. Все виды и модели грузиков, как и многие другие расходные материалы, используемые в шиномонтажных мастерских, можно приобрести в интернет-магазине 220 Bar.