Григорий Саввич Сковорода
Григорий Саввич Сковорода | |
Дата и место рождения: | 22 ноября (3 декабря) 1722, Российская империя, Киевская губерния, село Чернухи (ныне Украина, Полтавская область, Чернухинский район) |
Дата и место смерти: | 29 октября (9 ноября) 1794, Российская империя, Харьковская губерния, Золочёвский уезд, село Ивановка (ныне Украина, Харьковская область, Золочёвский район, село Сковородиновка) |
Школа/традиция: | пантеизм |
Григорий Саввич Сковорода (22 ноября (3 декабря) 1722, село Чернухи Киевской губернии (ныне Чернухинский район Полтавской области) — 29 октября (9 ноября) 1794, село Ивановка Харьковской губернии) — выдающийся украинский и русский философ, поэт и педагог.
Биография
Григорий Сковорода родился 22 ноября (3 декабря) в селе Чернухи Полтавской губернии в зажиточной семье казака.Сначала учился в Киевской духовной академии, а затем был отправлен в придворную певческую капеллу (в Санкт-Петербург).
В 1744 году получил увольнение с должности певчего, в звании придворного уставщика, и перебрался в Киев продолжать обучение в академии. Желая по странствовать по миру притворился сумасшедшим, вследствие чего был исключён из бурсы. Вскоре в качестве церковника при генерале Вишневском отправился заграницу. За три года побывал в Польше, Венгрии (был в Токае), Австрии (по некоторым данным, также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким. Знал как древнюю, так и новоевропейскую философию. В начале 1750-х преподавал поэтику в Переяславской семинарии, был также домашним учителем. Hаписал для семинарии «Руководство о поэзии»; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода не согласился, вследствие чего был уволен. В 1759—1769 преподавал в Харьковском Коллегиуме. За неортодоксальные мысли, к тому же истолкованные в превратном смысле, дважды был отстранен от работы но возвращался. Будучи отстранён в третий раз уже к преподавательской деятельности не вернулся.
В последующие годы Сковорода по большей части вел жизнь бродяги, слоняясь по Слободской Украине, останавливаясь в крестьянских избах. Он отказывался от предлагаемых ему должностей и занятий, посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так и своим образом жизни. Труды философа при жизни не печатались.
Сковорода умер 29 октября (9 ноября) 1794 года в селе Ивановка Харьковской губернии.
Мировоззрение
У него было два кумира — Сенека и Марк Аврелий.
В своей философии Сковорода был близок к пантеизму. Мироздание он видел состоящим из трех миров — макрокосма (вселенная), микрокосма (человек) и некоей «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей (например, с помощью священных текстов вроде Библии). Каждый из этих миров состоит из «двух натур» — видимой (тварной) и невидимой (божественной). Сковорода уделял значительное внимание не только христианской традиции в философии, но и античному наследию, в частности идеям платонизма и стоицизма. Исследователи находят в его философии черты как мистицизма, так и рационализма. Г. С. Сковороду нередко называют первым философом Российской империи.
Философские трактаты и диалоги
В своих работах Сковорода почти никогда никого не цитирует и ни на кого не ссылается:
- Асхань («Симфоніа, нареченная Книга Асхань о познаніи самого себе»)
- Наркисс («Наркісс. Разглагол о том: узнай себе»)
- Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко
- Диалог, или разглагол о древнем мире
- Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни (Разговор дружеский о душевном мире)
- Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире
- Книжечка, называемая Silenus Alcibiadis, сиречь Икона Алкивиадская (Израилский змий) (1776)
- Книжечка о чтении священн. писания, нареченна Жена Лотова (1780)
- Потоп змиин (конец 1780-х)
- Алфавит мира (Разговор, называемый алфавит, или букварь мира; 1775)
- Брань архистратига Михаила со Сатаною о сем: легко быть благим (1783)
- Пря бесу со Варсавою
- Начальная дверь к христианскому добронравию (1769-1780)
- Икона Алкивиадская
- Сад божественных песен
Басни
- «Басни харьковские» (1774)
- «Благодарный Еродий»
- «Убогий жаворонок»
Цитаты
- О, Отче мой! Трудно вырвать сердце из клейкой стихийности мира!
- Мир ловил меня, но не поймал (надпись на могиле).
- Благословен Господь, сделавший всё трудное ненужным и всё нужное — нетрудным!
- Бог создал мир так, что все, что нужно, не очень сложно, а все, что сложно — не очень нужно.
- Той ближче усіх до неба, кому нічого не треба.