Сюжетные ошибки на почтовых марках

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Сюжетные ошибки на почтовых марках — совокупность ошибок гуманитарного характера, то есть касающихся сюжета и дизайна официально выпущенных в обращение почтовых марок.

Сюжетные ошибки появляются на этапе создания рисунка почтовой марки по вине художника, гравёра, а также почтового чиновника, почты в целом или властей государства, некорректно сформулировавших первым задание или не проследивших за его надлежащим выполнением. Большинство сюжетных ошибок вызвано невнимательностью: это путаница с изображаемыми персонами и сопутствующими сюжетами, неверно отображённые на публикуемых на марках географических картах границы государств, государственная символика. Иногда, впрочем, последнее делается преднамеренно с целью заявить на определённую территорию свои права или выразить отношение к тому или иному режиму — из-за чего как правило возникают скандалы и сопутствующий им коммерческий ажиотаж.

Классификация

Сюжетные ошибки на почтовых марках следует отличать от остальных подобных их видов — типографских ошибок, ошибок водяного знака, ошибок при надпечатывании, ошибок в сортности и качестве бумаги, ошибок при перфорировании, а также ошибок гуммирования. Сюжетные ошибки обычно подразделяют на следующие категории:

Вот список наиболее известных случаев сюжетных ошибок на почтовых марках:

Несочетаемые элементы сюжета

Хронологическая несочетаемость

Сент-Китс и Невис, Колумб с подзорной трубой, 19031973. (Скотт #3, 25, 85 и 270)

На напечатанной в Лондоне первой серии почтовых марок этой британской колонии Христофор Колумб всматривается вдаль, используя подзорную трубу. Между тем, она была изобретена лишь более ста лет спустя в 1608 году в Голландии оптиком Гансом Липперсгеем (en:Hans Lippershey) и усовершенствована Галилео Галилеем около 1619. Однако британская почта в ответ на претензии разъяснила, что на рисунке имелась в виду не подзорная, а зрительная труба без оптики — а она известна с XV-го века. Трудно сказать, насколько при этом почта была искренна: изображённая на марках труба телескопическая, а механизм складывания тоже вряд ли был известен предполагаемому изготовителю-современнику мореплавателя. Однако Великобритания продолжила печатать все новые и новые выпуски марок для своей колонии с тем же сюжетом. Кроме первого, известны выпуски 1905, 19071917, 1920, 19211929, 19381948, 1950 и 1973-го годов, после чего сюжет был, наконец, оставлен в покое.

Была выпущена двухмарочная серия, отмечавшая столетие прибытия в Америку первых поселенцев из Норвегии. На марке в 2 цента изображен корабль, доставивший переселенцев в 1725 году, а на второй, номиналом в 5 центов, — древний корабль викингов. К носу и корме которого в знак американо-норвежской дружбы приделаны государственные флаги Норвегии и США.

На однопенсовой почтовой марке вместо корабля «Дромедарис», на котором Ян ван Рибек (nl:Jan van Riebeech) впервые высадился на мысе Доброй Надежды в 1652 году, изображёно голландское военное 24-пушечное судно гораздо более поздних времён, его модель ныне находится в Новом музее в Претории. Кроме того, так как город Кейптаун «смотрит» на северо-северо-восток, солнце в изображённом пейзаже должно находиться напротив вершины Столовой горы (en:Table Mountain), если оно заходит, и вообще вне этой картины, если оно восходит.

На почтовой марке номиналом в 1 злотый, посвящённой 150-летию конституции Соединенных Штатов Америки, изображены Джордж Вашингтон, То­мас Пейн и Тадеуш Костюшко. Ху­дожник почтовой марки В. Боратынский (польск. W. Boratynski) изобразил Вашингтона держащим флаг США. Правда, на этом флаге 48 звёзд, а не 13, как должно было быть в те времена.

На марке номиналом в 1 шиллинг (Скотт #119) из серии, посвящённой 300-летию высадки Яна ван Рибека (nl:Jan van Riebeech) на мысе Доброй Надежды в 1652 году он изображён в шляпе и одежде, которые вошли в моду в Голландии только с 1658 года. Нижняя половина его плаща, однако, скроена по английской моде времён Кромвеля. В руке у него длинная трость, а не короткий жезл командора. Два солдата по левую сторону одеты в униформу на полстолетия ранее высадки. А переносимый ими флаг Голландии явно велик по размеру в сравнении с обычными голландскими флагами того времени.

На почтовой марке, посвящённой битве за Аркольский мост, одному из известнейших эпизодов итальянского похода Наполеона, художник Альбер Декарис (fr:Albert Decaris) запечатлил момент, когда 30-летний генерал Бонапарт, коман­дующий французской армией, под градом австрийских пуль и картечи со знаменем в руке личным примером увлекает за собой пехотинцев и занимает мост. Однако из рисунка следует, что в руке будущего императора трёхцветный флаг Франции, — между тем в действительности он нёс боевое знамя 5-го пехотного полка, не имевшее с триколором ничего общего. Существующий же и поныне французский сине-бело-красный флаг был учреждён Наполеоном лишь 16 лет спустя уже на императорском троне.

На рождественском трёхмарочном почтовом блоке (Скотт #295a) изображены библейские сцены — и, в том числе, мечети с минаретами, чего во время рождения Христа в палестинском Вифлееме быть не могло.

На 100-франковой авиапочтовой марке, посвящённой Всемирной выставке почтовых марок по колумбовой тематике в Чикаго, изображён Христофор Колумб — и снова с подзорной трубой и глобусом. Подзорная труба была изобретена более чем век спустя. Что же касается глобуса, упоминания о воплощениях такой идеи встречаются с античных времён, но самый старый из дошедших до нас сделан Мартином Бихаймом (нем. Martin Behaim) из Нюрнберга как раз в год экспедиции Колумба (1492-й) — и этот глобус первый, о котором мы знаем достаточно, чтобы предположить адекватность его свойств. То есть маловероятно, что мореплаватель хоть раз в жизни видел нечто похожее на изображённый на марке глобус. Правда, марка лишь отражает изображённое на картинах галереи Палаццо Россо (итал. Palazzo Rosso) в Генуе.

На выпущенной к 35-летию боевых акций Че Гевары в Конго почтовой марке номиналом в 65 сентаво оказалась изображена карта не ДР Конго, бывшего Бельгийского Конго со столицей в Киншасе, а соседней с ним Республики Конго, бывшей французской колонии со столицей в Браззавиле, где знаменитого команданте не было.

Ошибки в отображении естественных явлений и процессов

Фрагменты почтовых марок США из серии 1893 года, посвящённой Христофору Колумбу, 1 и 2 цента. (Скотт #230 и 231)

В широко известной серии, посвящённой высадке Христофора Колумба в Америке, на одноцентовой почтовой марке Колумб, только что увидевший впереди своего корабля землю, чисто выбрит. Тем не менее на соседней двуцентовой марке серии он же сходит на эту землю с окладистой бородой.

В юбилейной серии, которую тогдашние австро-венгерские власти этой аннексированной территории посвятили 80-летию императора Франца-Иосифа, на марке номиналом 40 геллеров с изображением почтового дилижанса-двуколки на двух запряжённых в него лошадей приходится всего шесть, максимум семь ног.

На серии первых марок Чехословакии знаменитым чешским художником Альфонсом Мухой были изображены пражские Градчаны и восходящее из-за них яркое солнце. Чего быть не могло: солнце встает над Градчанами не с той стороны, — там, где оно изображено на марках, оно вообще не всходит и не заходит. В оправдание обычно приводят мысль, что восходящее солнце в данном случае носит аллегорический характер, символизируя независимость новой республики от Австро-Венгрии.

В серии из семи марок с филиппинскими пейзажами, выпущенной США для этого тогдашнего своего колониального владения, на марке номиналом 18 сентаво, где, согласно надписи, должен был находиться рисунок водопада Пагсанджан (Pagsanjan) в Лагуне-де-бей (en:Laguna de Bay) в центральной части острова Лусон, вместо него оказался водопад Вернал-фалл (en:Vernal Fall), достопримечательность Йосемитского национального парка, Калифорния, США. Он был перерисован художником с одной из многочисленных туристических открыток. Ныне эта марка в негашёном виде оценивается в 25 долларов США, в то время как её соседки по серии идут лишь по 40-65 центов.

К столетию Международной филателистической выставки в Нью-Йорке была выпущена серия почтовых марок. На 50-франковой марке художник Пьер Гандон изобразил президента США Франклина Рузвельта, одного из самых известных филателистов мира, с его коллекцией марок. В правой руке президента большая лупа, с её помощью он внимательно рассматривает свою левую кисть руки, которая держит марку (что недопустимо для опытного филателиста). Но главное: на руке Рузвельта шесть пальцев.

На выпущенной к 80-летию Канадской конфедерации четырёхцентовой почтовой марке на поднятой правой руке юноши, символизирующего молодого канадского гражданина, всего четыре пальца, причём средний явно отрублен.

На четырёхфранковой почтовой марке, выпущенной к 75-летию Всемирного почтового союза, изображён земной шар и парусная шхуна. Флаги на верхних концах трёх её мачт и на бизани развеваются в противоположные стороны.

Вздымающаяся юбка фигуристки на льду демонстрирует, что она выполняет изящную левую обратную спираль. Однако оставленный ею след однозначно показывает, что она при этом одновременно совершает движение вперёд. Серия марок посвящена 4-м национальным атлетическим соревнованиям, марка 5 иен репрезентует фигурное катание
Ботсвана, комета Галлея, 1986, 50 и 7 тебе. (Скотт #383 и 380)
в японском городе Сува (англ. Suwa).

В серии почтовых марок, посвящённой комете Галлея, эта комета, изображённая пролетающей над различными частями страны, имеет гигантские размеры. А при пролёте над местностью Тамага (en:Thamaga) она делает феноменальный вираж в вечернем небе, разворачиваясь практически на 180° и оставляя за собой толстый белый след на манер авиалайнера.

Ошибки в технологиях

Стандартный выпуск с изображением символа Франции Марианны-сеятельницы, выпускавшийся с 1903 года десятки лет, содержит, тем не менее, сюжетную ошибку: судя по развевающейся одежде и волосам, Марианна сеет против ветра, что позабавит любого крестьянина.

В серии почтовых марок на марке 3+2 пфеннига, изображающей арийского бизнесмена за работой, в его правой руке находится трубка, возможно, первого в мире беспроводного телефона.

В большой почтово-благотворительной серии, продававшейся по двойной цене с разницей в пользу международного Фонда поддержки интеллигенции, на 15-сантимовой марке изображён журналист, читающий свежий экземпляр газеты. Её название («Journal des…»), однако, оказалось на четвёртой странице обложки (то есть сзади). Это особенно удивительно, если учесть, что слово «Редакция» на той же марке художник правильно отобразил зеркально на стекле двери — то есть он явно был знаком с тогдашними газетными реалиями.

На почтовой марке номиналом в 5 сентаво аллегорически изображён процесс принятия присяги президентом страны Хуаном Пероном в ходе своей инаугурации 4 июня 1946 года. Правда, Перон протягивает из кустов лавра и кладёт на конституцию Аргентины не ту руку.

Почтовая марка номиналом в 1,5 пенса, изданная в честь столетней годовщины прибытия первых британских поселенцев в Наталь на бриге «Странник» (англ. Wanderer), изображает это судно, однако, не с двумя, а с тремя мачтами. Кроме того маяк на Дурбан-Бафф (англ. Durban Buff), судя по рисунку, должен быть никак не меньше 600 футов высотой.

На почтовой марке, приуроченной к 50-летию со дня открытия Симплонского туннеля в Альпах, был допущен ряд ошибок. Туннель предназначен только для составов на электрической тяге, а на марке из него выезжает паровоз, причём по левой колее, хотя должен был по правой. На марке два облицованных портала, однако к открытию был готов лишь один — и не тот, из которого выходит поезд. Второй же был введён в строй лишь спустя 17 лет. Дорога, иду­щая на марке слева от туннеля, в реальности проходит справа, а едущая по ней почтовая карета там не курсировала, ее маршрут проходил через перевал Сен-Готард, причём рисунок кареты художник А. Фрайлих целиком позаимствовал из чужой работы, выдав за свою, за что ему грозили санкции почтового ведомства. При разборе ошибок, впрочем, выяснилось, что источником сюжета марки послужила любительская фотография служебного испытания туннеля. На ней и в самом деле изображён паровоз, в первый и последний раз в истории туннеля проследовавший по «неправильному» левому пути. Так или иначе, описываемая итальянская почтовая марка неофициально считается чемпионом по количеству ошибок.

На почтовой марке номиналом 25 лир, посвящённой агитации за соблюдение правил дорожного движения, над перекрещивающимися дорогами изображён светофор. Красный свет у него внизу.

На выпущенной ко Дню марки 60-грошевой почтовой миниатюре была помещена репродукция картины Владислава Чахорского (польск. Wladyslaw Czachorski) «Любовное письмо». В её левом верхнем углу изображены старинные часы. На их циферблате нет цифры XI, а цифра XII повторяется дважды. Кроме того первая из них неестественно смещена вправо-вверх: гравёр стремился уместить её на марке полностью.

На марке, посвящённой лыжному отдыху на высокогорной базе Пояна-Брашов (рум. Poiana Braşov), изображён подъёмник, где в открытой одноместной кабине находятся сразу два лыжника, причём оба без каких-либо страховочных приспособлений.

На 30-сантимовой почтовой марке, посвящённой 50-й годовщине сражения на Марне, пехотинцы, организованно передвигаясь в колонне, прикладывают свои ружья к левому плечу, что запрещено военными уставами страны.

На почтовой марке, посвящённой популяризации юношеской филателии, изображён фрагмент настенной росписи брюссельского почтамта, выполненной Дж. Е. ван ден Буссше (фр. J. E. Van den Bussche), где «отец почтовой марки» Роуленд Хилл (англ. Rowland Hill, см. «чёрный пенни»), показывая детям свой марочный альбом, берёт марку пальцами, чего делать нельзя. Кроме того в его альбоме марки расклеены на соседних страницах и неизбежно будут испорчены от соприкосновения друг с другом, в то время оборотные страницы альбомов оставляли чистыми (современный двусторонний альбом для марок с прозрачными кармашками получил распространение позднее).

На посвящённой Третьим южнотихоокеанским играм почтовой марке в 5 центов изображена плывущая к гористому острову спортивная парусная яхта — без руля и штурвала.

В серии, посвящённой берлинскому городскому транспорту, на почтовой марке номиналом 40 пфеннигов изображён двухэтажный автобус 1925 года выпуска, у которого однозначно не хватает левого переднего колеса.

Недопустимые элементы сюжета

Принадлежность территорий

Фрагмент почтовой марки Венесуэлы, карта частей Гвианы, 1896. (Скотт #137)

На пятимарочной серии, выпущенной в июле 1896 года тиражом в 4 млн экземпляров к 80-летию генералиссимуса Венесуэльской республики и борца за освобождение Америки Франсиско Миранды (es:Francisco de Miranda), за отсутствием портрета героя была изображена географическая карта северо-восточной части страны, причём западная часть соседней Британской Гвианы была включена на ней в состав Венесуэлы. Британцы считали границей реку Ориноко, Венесуэ­ла — реку Эссекибо. Ан­глийская территория на венесуэльских марках названа Британской Гвианой, а венесуэльская Венесуэльской Гвианой. Внизу текст: «Апофеоз Миранды» (исп. Apoteosis de Miranda). В ответ на возмущение этими марками из Лондона Венесуэла принесла официальные извинения за ошибку художника и в ноябре того же года изъяла их. Впрочем, вскоре большая часть ошибочно «захваченной» на марке территории оказалась в итоге всё-таки у Венесуэлы, а на остальную (примерно 60 % нынешней Гайаны) Венесуэла претендует до сих пор, обозначая её как zona en reclamacion (см., напр., (Скотт #С1035, 1056, 1247, 1400, 1427) и т. д., 1971, 1973, 1981, 1987, 1988 годы и т. д.).

На изображённой на серии почтовых марок (Скотт #111-119) географической карте граница между ней и Гаити дана западнее реальной. Под угрозой Гаити начать военные действия почта Доминиканы была вынуждена изъять тираж. В 1929 году обе державы одновременно выпустили почтовые марки с географическими картами своего общего острова Испаньола, на которых граница была согласована.

Ещё в 1924 году на марках Парагвая северо-восточная граница между ним и соседней Боливией не была точно определена и не обозначалась (см. (Скотт #254)). Однако уже в 1927 году Парагвай выпустил марку, где его граница проходила севернее плато Гран-Чако, отсекая последнее, таким образом, от Боливии (см. (Скотт #292)). Боливия в ответ с 1928 года стала почти ежегодно заказывать в типографии American Bank Note Company и выпускать аналогичные марки с картой, где границы страны были отодвинуты к югу, а сама пограничная область названа «Боливианское Чако» (исп. Chaco Boliviano). В 1932 году Парагвай ответил серией своих почтовых марок (см. (Скотт #323)), где не только присоединил Гран-Чако к себе, заодно ещё больше расширив его территорию и назвав «Северное Чако Парагвая» (исп. El Chaco Boreal del Paraguay), но и снабдил лозунгом «Было, есть и будет (парагвайским)» (исп. Ha Sido, Es y Sera).

В результате вспыхнула Чакская война, закончившаяся только в 1938 году подписанием мирного договора и победой Парагвая, правда, потерявшего на ней 20 % населения, зато получившего примерно 72 % спорного Гран-Чако, что составило около трети его нынешней территории. Последний выпуск марок Боливии с «Боливианским Чако» датируется 1935 годом (см. (Скотт #220)). Примечательно, что сам по себе предмет разногласий — пустынная и почти не заселённая земля. Однако там в начале 30-х годов производилось разведочное бурение, показывавшее наличие больших запасов нефти. Агрессия Парагвая была инспирирована британо-голландской нефтяной компанией «Шелл», а за спиной Боливии стояла американская нефтяная компания «Стандард Ойл» (en:Standard Oil). Прогнозы о наличии нефти в Гран-Чако не подтвердились. Парагвай и поныне вынужден её импортировать.

На почтовой марке номиналом в 3 пенса, посвящённой южноафриканской национальной антарктической экспедиции, изображён глобус, на котором территория Южной Африки выделена оранжевым цветом. А заодно в этот же цвет выкрашены не только Намибия, тогда — бывшая подмандатная территория ЮАС, но и Ботсвана, Лесото и часть Южной Родезии. См. также: Антарктическая филателия.

Италия, 205 лир, 1961. (Скотт #834 и 834а)
Основная статья: Розовая Гронки

По случаю официального визита президента Италии Джованни Гронки (итал. it:Giovanni Gronchi) в Уругвай, Аргентину и Перу 4 апреля 1961 года была выпущена серия из трёх марок, изображающая президентский самолёт над Атлантикой, перелетающий из Италии в соответствующую страну (170 лир — Аргентину, 185 лир — Уругвай и 205 лир — Перу). Марки были в тот же день представлены послам этих стран в Риме. Посол Перу, однако, выразил в ответ официальный протест. Оказалось, что ряд перуанских территорий в Амазонии художник ошибочно отдал соседней Бразилии, что заметно сократило видимую на марке территорию Перу. Италия возлагала большие надежды на президентский визит, рассчитывая подписать в Южной Америке большое количество важных экономических соглашений и деловых контрактов, поэтому бракованный тираж был немедленно отозван, художник марки Роберто Мура (итал. Roberto Mura) за одну ночь изменил рисунок, марка была допечатана в исправленном виде (в серо-чёрной гамме вместо первоначальной розово-сиреневой) и уже через два дня (6 апреля, в день отлёта Гронки) поступила в продажу. Ныне каталожная цена «Розовой Гронки» 1500 долларов, в то время как исправленный вариант идёт по девять.

КНР, 8ф, 1968. (Скотт #999)

На почтовой марке номиналом в 8 фэней изображены ликующие трудящиеся с транспарантами, над ними карта Китая и лозунг «Вся страна красного цвета!» Однако вскоре после выпуска (марка печаталась в Кантоне) обнаружилось, что художнику не хватило красной краски на остров Тайвань, где, по совпадению, как раз укрылись сепаратисты-гоминьдановцы, оспаривающие право КНР на территорию острова. Марка была срочно, уже через полдня после выхода в свет, изъята из продажи с формулировкой китайских властей «В связи с отсутствием изображений архипелагов Сиша и Наньша» (Парасельские острова и часть Гуанчжоу). Тираж был уничтожен и отпечатан заново в исправленном виде. Сейчас первый выпуск оценивается каталогами в 15000 долларов США, второй (Скотт #999a) идёт по $55. Судьба исполнителя неизвестна.

Ошибки в символике

Известная серия почтовых марок с изображением почтальона на бегущем верблюде, отпечатанная в Лондоне, первоначально была выпущена со стандартным водяным знаком в виде цветка лотоса по центру. Это едва не вызвало восстание местного мусульманского населения, истолковавшего его крестообразную форму как надругательство над исламом. Тираж был срочно изъят и заменён на аналогичный, но с водяным знаком в виде звезд и полумесяцев.

На первых стандартных сериях почтовых марок был изображён серп убывающей луны, что, по местным обычаям, является знаком несчастья. В результате эти марки почти не пользовались спросом и были целиком переизданы. На последующих выпусках (1952, 1956 и далее) изображён серп нарождающейся луны.

В большой серии из 42 почтовых марок, выпущенной в знак благодарности к странам-членам ООН, участвовавшим в Корейской войне и отстоявшим независимость Южной Кореи (по две 500-воновых марки для каждой страны), в числе прочих участниц представлена и Италия (Скотт #154 и 155). Между тем, эта страна на тот момент не была членом ООН, да и в упомянутом конфликте никакого участия не приняла.

На посвящённой Совещанию министров связи социалистических стран в Москве почтовой марке среди многочисленных государственных флагов стран-участниц есть и флаг Чехословакии. Только с перепутанными цветами — белая полоса внизу, красная вверху. Благодаря оперативной реакции чехословацких представителей ошибка была быстро замечена, марки изъяты из обраще­ния и заменены исправленным выпуском (Скотт #2067а). Но остался непрояснённым другой вопрос: чей именно флаг нарисован слева, ниже монгольского. Он отдалённо напоминает северокорейский, но, видимо, не до уровня международных осложнений, которые продемонстрировала СССР делегация Чехословакии.

В трёхмарочной серии, выпущенной в честь первого полёта сверхзвукового самолета «Конкорд» совместного британо-французского производства на марке номиналом в 9 пенсов в левом верхнем углу помещены французский и британский государственные флаги. Британский напечатан правильно, а цвета французского — в обратном порядке. Ошибку так и не исправили.

Камерун, 60 франков, 1978 (правильный флаг справа) (Скотт #651)
На почтовой марке, посвящённой государственному визиту в эту страну президента Франции Валери Жискар д'Эстена, позади головы премьер-министра Камеруна Ахмадю Ахиджо (фр. Ahmadou Ahidjo) был изображён флаг этой страны. Жёлтая звезда на флаге ошибочно помещена не на ту сторону и не на ту полосу. Ошибка была исправлена на дополнительном выпуске этой марки в следующем 1979 году. Каталог «Скотт» об этом ничего не знает.

На авиапочтовой марке, посвящённой двухсотлетию Великой французской революции, аллегорически изображающей её девиз «Свобода, равенство, братство», цвета республиканского французского флага даны в обратном порядке.

Ошибки с персоналиями

Почтовые марки Нью-Брансуика, 1860. Королева Виктория слева. (Скотт #8 и 5)
Основная статья: Марка Коннелла

При переходе этой канадской британской колонии с двенадцатиричной валютной системы на десятичную местному почтмейстеру Чарльзу Коннеллу по распоряжению губернатора пришлось разместить заказ на допечатку новой серии марок с изображением королевы Виктории в нью-йоркской American Bank Note Company. Однако на пятицентовой почтовой марке, предназначавшейся для франкировки корреспонденции в пределах Нью-Брансуика, вместо Виктории оказался портрет самого почтмейстера. Это было сочтено оскорблением её величества и через десять дней Чарльз Коннелл подал в отставку и был принуждён возместить расходы.

Он выкупил весь 500-тысячный тираж за 31 фунт 15 шиллингов. О дальнейшей судьбе тиража ходит несколько легенд. Одна из них утверждает, что Коннелл сжёг листы марок один за другим на лужайке за своим домом в Вудстоке, устроив большое шоу. Другая говорит, что он вручал их беднякам во время благотворительных обедов. По третьей — часть марок получили в наследство две его дочери и раздали своим знакомым. Четвёртая легенда утверждает, что уничтожением скандальной марки занялись сами власти колонии. Сегодня осталось 65 негашёных экземпляров марки Коннелла, рыночная стоимость каждого из них находится в диапазоне от 1600 до 20900 долларов США (каталог «Скотт» оценивает марку Коннелла в 6000). Несмотря на то, что после получения тиража Чарльз Коннелл доставил его в почтовые отделения трёх крупнейших городов Нью-БрансуикаФредериктон, Сент-Джон и Вудсток, — ни одного гашения этой марки до сих пор не выявлено. Предполагают, что она в почтовое обращение так и не поступила, хотя по другим данным период её обращения, всё же, составил пять дней.

После убийства короля Александра (Обреновича V) и перехода власти к конкурировавшей княжеско-королевской династии Карагеоргевичей (Караджорджевичей) была выпущена серия марок с изображениями двух портретов — основателя династии Карагеоргия и нового короля Петра I. Вскоре, однако, пришлось изъять эти марки, так как на них обнаружился третий портрет: если смотреть на рисунок в перевёрнутом виде, можно увидеть лицо бывшего монарха Александра. Марки были заказаны парижскому гравёру Е. Мушону, причём пресса раскопала, что в процессе изготовления заказа мать убитого Александра ездила в Париж и неоднократно встречалась с Мушоном. Впрочем, сходство проступающего на марках лица именно с Александром весьма отдалённое и ряд наблюдателей указывают, что история скорее всего чрезмерно раздута.

Почтовая марка Эдуарда VII, ставшая посмертной.

Для замены находившейся в то время в обращении стандартной двухцветной марки номиналом в 2 пенса была выпущена новая двупенсовая марка фиолетового цвета («финикийская слива») с изображением короля Эдуарда VII. Было напечатано 100 тысяч листов (24 000 000 марок) и распределено по почтовым отделениям страны. Запуск марки в обращение планировался единовременно, по израсходовании существовавших запасов старого дизайна. В связи со смертью Эдуарда VII эти планы не были воплощены в жизнь. Весь тираж был уничтожен (есть вероятность, что осталось несколько экземпляров). Единственный случай использования марки — на письме, отправленном тогдашним принцем Уэльским, позднее королём Георгом V, самому себе. Это письмо ныне хранится в королевской филателистической коллекции и регулярно экспонируется на выставках. В каталоге «Скотт» марка не упоминается: официально она не поступила в обращение, хотя принц Уэльский, используя служебное положение, и доказал обратное.

В знаменитой серии авиапочтовых марок, посвящённых лётчикам-спасателям челюскинцев, вышла, в том числе, и марка с изображением С. Леваневского, позднее надпечатанная «Перелёт МоскваСан-Франциско через Сев. полюс 1935». Художник серии Василий Завьялов не мог заранее знать, что этот перелёт закончится трагически и лётчик погибнет. Однако, в отличие от остальных лётчиков (Ляпидевского, Доронина, Каманина и др.), изображённых на марках этой серии в обрамлении двух лавровых ветвей, символизирующих славу, портрет Леваневского обрамляют лавровая и пальмовая ветви. Последняя нередко знак траура.

К Новому году вышла безобидная почтовая марка номиналом в 12 грошей с изображением знаков Зодиака и вазы с розами. Однако некоторые наблюдатели усмотрели, что её художник В. Дахауэр (нем. W. Dachauer) изобразил с помощью конфигурации лепестков лицо Адольфа Гитлера, агитируя то ли за, то ли против предстоящего аншлюса. По всей вероятности, в тогдашней накалённой обстановке выдавалось желаемое за действительное. Но, так или иначе, эта марка независимой Австрии стала последней до разгрома Рейха.

В стандартной серии марок сюжет номиналов 15, 16, 20 и 24 пфеннига представлял собой двух металлургов в процессе выплавки у мартена. Но если перевернуть одну из перечисленных марок и приглядеться, то позади второго рабочего можно обнаружить лицо одноглазого Адольфа Гитлера. Что хотел этим сказать художник и хотел ли вообще, неизвестно. Но каталожная цена такой марки более чем вшестеро превосходит соседние марки той же серии.

В серии из трёх марок, посвящённой 150-летию со дня основания Ньюкасла (Новый Южный Уэльс), на марке номиналом в 2,5 пенса должен был быть изображён исследователь лейтенант Джон Шортленд (en:John Shortland), открывший реку Хантер (en:Hunter River, названа им в честь первого губернатора колонии НЮУ Джона Хантера), в устье которой был основан город. Однако изображённым лицом оказался отец Шортленда, капитан Джон Шортленд. Марка исправлена не была.

Настоящий Билл Пикетт на марке справа, (Скотт #2869 и 2870)

В сцепке почтовых марок «Легенды Запада» за несколько дней перед её официальным выпуском потомки семьи знаменитого ковбоя Билла Пикетта заметили, что изображённое на соответствующей марке лицо не Билл, а его кузен Бен Пикетт, и выставили почте США претензии, потребовав изъятия брака и переиздания выпуска с исправленным портретом. Почта приняла претензии, однако приблизительно сто серий с ошибкой уже поступили в почтовые отделения. Поэтому, чтобы сбить ажиотаж, была устроена своеобразная лотерея: удовлетворялись 150 тысяч выбранных случайным образом предварительно оплаченных заявок коллекционеров о покупке серии с ошибкой. Остальным желающим оплата возвращалась. Филателистическая пресса, недовольная таким решением, подняла скандал. Однако в итоге первоначальная стоимость артефакта опустилась с 300 до 150 долларов США, несмотря на прогнозы, что цена поднимется выше пятисот долларов.

Оформительские ошибки

Фолкленды, 1964, 2,5 и 6 пенсов. На обеих марках HMS Glasgow. (Скотт #150 и 151)
В серии почтовых марок, выпущенной к полувековой годовщине битвы за Фолкленды (1914), на марке номиналом в 6 пенсов ошибочно изображено судно HMS Glasgow с 2,5-пенсовой марки той же серии. На его месте должен быть HMS Kent. Тираж марки был немедленно допечатан с правильным военным кораблём, однако, по предположениям почты Великобритании, в продажу всё-таки успел попасть один лист из 60 марок с ошибкой. Он был куплен неназванным марочным дилером из
Таиланд, 1985, 2 бата. (Скотт #1126 и 1126а)
США, не заметившим ошибки. До настоящего времени выявлено 17 экземпляров. Каталог «Скотт» в 2003 году оценивал шестипенсовый «Глазго» в 15000 долларов США. В 2004 году один из них был продан за £24,000, в 2005 году другой оценивался в SF29,000. Нормальный экземпляр с изображением HMS Kent при этом идёт по $1,10.

На памятной марке в честь государственного министра принца англ. Kromamun Bidyalabh Bridhyakorn' (18851974) цветочная рамка вокруг его портрета на (Скотт #1126) закручена вправо, а на (Скотт #1126а) в обратную сторону. Первый вариант котируется каталогами всемеро дороже, а сцепка двух разновидностей впятеро дороже, чем они же по отдельности.

Ложные сюжетные ошибки

  • Ньюфаундленд, 1866. На льдине изображён тюлень не с передними ластами, а с лапами. Вплоть до 1920-х годов считалось, что художник ошибся, однако выяснилось, что на Ньюфаундленде действительно существует порода больших серых тюленей с передними лапами.
  • Франция, 1952. На почтовой марке из серии, посвящённой Олимпийским играм в Хельсинки, фехтовальщик орудует левой рукой. По версии французской почты это было нарисовано преднамеренно, с целью увековечить славу Кристиана д`Ориолы, завоевавшего в фехтовании на рапирах две золотые медали. Кристиан — левша.

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988.
  • Карлович Э. 500 филателистических загадок / Пер. с польск. — М.: Связь, 1978.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  • Обухов Е. «Забавная филателия» // Филателия. — 2002—2005.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968.