Ференц Зиц

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Ференц Зиц (венг. Ferenc Szisz, 20 сентября 1873, Сегхалом, Австро-Венгрия — 21 февраля 1944, Аффаржис, Франция) — венгерский и французский автогонщик и инженер, победитель Гран-при Франции 1906 года — первого Гран-при по автогонкам в истории.

Карьера

Ференц Зиц родился в 1873 году в маленьком городе Сеглахом в комитате Бекеш, расположенном в венгерской части Австро-Венгрии. Зиц прошёл подготовку слесаря, но после 20 лет, когда начался рост распространения автомобилей, он не смог остаться к этому равнодушным и начал изучать инженерное дело. После времени, потраченного в нескольких австрийских и немецких городах, весной 1900 года Зиц оказался в Париже, где он начал работать в новой автомобильной компании Renault.

Инженерный талант Зица сделал его в Renault неотъемлемой частью отдела испытаний. Когда компания начала участвовать в гонках в 1902 году, он был выбран борт-механиком для Луи Рено. После гибели Марселя Рено в гонке Париж — Мадрид в 1903 году Ференц Зиц стал гонщиком. В 1905 году он финишировал 5-ым в гонке на выбывание на Кубок Гордона Беннета в Клермон-Ферране. В октябре того же года наряду с другими французскими и итальянскими автопроизводителями Renault отправил свою команду в США для участия в Кубке Вандербильта в Лонг-Айленде (штат Нью-Йорк). Зиц финишировал 5-ым.

Основные обязанности Зица как руководителя отдела испытаний Renault ограничивали число гонок, в которых он мог принимать участие.

Однако в 1906 году он вошёл в историю спорта, выиграв вместе со своим брот-механиком М. Марто Гран-при Франции в Ле-Мане — первый Гран-при по автогонкам в истории. Он пилотировал автомобиль Renault Grand Prix 90CV со средней скоростью 62,9 миля/ч. Коммерческий успех гонки привёл к тому, что вскоре появилось множество других гонок Гран-при во многих странах Европы. Возможно, что в 1908 году (по другим сведениям в 1912 году) Renault, на котором Зиц одержал свою победу, был куплен российским автогонщиком Василием Солдатенковым, который на нём установил в 1912 году установил на нём абсолютный российский рекорд скорости.<ref>Рекордсмен России Василий Солдатёнков</ref>

В следующем году итальянец Феличе Наваццо, который в 1906 году в Ле-Мане финишировал 2-ым вслед за Зицем, одержал победу во 2-ом Гран-при Франции. Зиц участвовал в Гран-при Франции 1908 года, но не финишировал. Также он не добрался до финиша в том же году и на Американском Гран-при в Саванне (штат Джорджия), организованном Автомобильным клубом Америки.

В 1909 году Зиц покинул компанию Рено и открыл собственную автомастерскую в Нёйи-сюр-Сен. В июле 1914 года Фернанд Шаррон уговорил Зица, завершившего гоночную карьеру, выйти на старт Гран-при Франции в Лионе за рулём автомобиля Alda. Гонку выиграл Кристиан Лаутеншлегер на Mercedes. Ференц Зиц был удостоен почётной возможности выступить на автомобиле с бортовым номером «1». В этом Гран-при Зиц не финишировал.

Начало Первой мировой войны положило конец европейским автогонкам в сентябре 1914 года. Ференц Зиц примкнул к французской армии и стал главой транспортных войск в Алжире. Эту должность он занимал до того, как не был госпитализирован с брюшным тифом. С конца войны и до выхода на пенсию Зиц работал в самолётостроительной компании.

Ференц Зиц умер 21 февраля 1944 года. Он и его жена похоронены на кладбище в Аффаржис (Франция).

Память

Памятник Ференцу Зицу на автодроме Хунгароринг.

В 50-е гг. в Венгрии объявился человек, выдававший себя за Ференца Зица, умершего в 1944 году.

В честь спортивных и инженерных заслуг венгра создан Музей Зица, который является частью Музея Рено и расположен возле гоночной трассы в Ле-Мане.

В Венгрии на автодроме Хунгароринг Ференцу Зицу открыт памятник на Аллее чемпионов.

Память о победе Ференца Зица на Гран-при Франции 1906 года увековечена на почтовой марке (Дата выпуска: 09.05.06, Mi #: 5101, St #: HU06/auto 1), выпущенной в Венгрии в 2006 году в честь столетия этого события.

Ссылки

Примечания

<references/>