Франкотип

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Пример франкотипа почты Германии (2005)

Франкотип — результат механического франкирования почтовых отправлений, как правило исходящих от крупных государственных ведомств, коммунальных служб, научных учреждений, деловых структур, общественных организаций и т. д. Представляет собой оттиск знака почтовой оплаты вместе или рядом с календарным почтовым штемпелем.

Особенности

Пример франкотипа почты Индии (2004), выполненного красной краской согласно правилам Всемирного почтового союза

Необходимость франкотипа вызывается большими объёмами исходящей служебной переписки. Осознав необходимость механизации процесса, такая организация часто заключает договор с почтовым ведомством и получает право самостоятельной франкировки своих почтовых отправлений с помощью специальных франкировальных машин.

Как правило, франкотип печатается в одну краску (по правилам Всемирного почтового союза — красную, однако это условие соблюдается не всеми). Рисунок его достаточно примитивен: один или несколько овалов, кругов, квадратов, прямоугольников, многоугольников с цифрами внутри, обозначающими номинал отправления в текущей валюте. Он является частью единого оттиска, содержащего также исходящую дату отправления, название и порой государственную принадлежность организации-отправителя, иногда небольшие тексты рекламного и агитационного характера.

В некоторых странах (Франция, США) франкотипы могут проставляться не только непосредственно на отправлениях, но и на специальных бумажных лентах, наклеиваемых на отправления. Это актуально в случаях, когда последнее обладает большим, нестандартным объёмом и его становится сложно франкировать машиной. Впрочем, такие ленты можно встретить и на письмах.

История

Предшественники франкотипов известны с XIX века. Однако в то время переписка почтой не достигала масштабов, достаточных для окупаемости механизации ручного труда по франкировке почтовых отправлений, поэтому подавляющее большинство таких попыток ограничивались краткосрочными экспериментами. Первую удачную попытку внедрения франкотипов предпринял Карл Ухерман, поставивший машину собственной конструкции почте Норвегии в 1903 году.

Следующей страной, применившей франкотипы, стала в 1904 году Новая Зеландия. Дальнейшее распространение франкотипов произошло по окончании Первой мировой войны: с 1922 года франкировальные машины ввела Великобритания, с 1923Германия и Швейцария, с 1924 годаФранция и т. д. Большое значение для распространения франкотипов получили решения VII конгресса Всемирного почтового союза (Мадрид, 1920), разрешившего их использование в международном почтовом сообщении.

Нынешнее состояние

Штамп франкировальной машины системы Pitney Bowes с дополнительным рисунком и агитационным текстом Университета Техаса в Арлингтоне (University of Texas at Arlington, США, 2007)

Сегодня франкировальные машины используются в большинстве стран мира, а доходы от такого способа франкирования значительно превышают доходы от продажи собственно почтовых марок (особенно в США и Великобритании). Франкотипы получили полное признание наравне с другими знаками почтовой оплаты. Коллекционирование франкотипов является одной из областей филателии и называется механофилия, хотя такой термин не общепринят.

Интерес филателистов к франкотипам, в силу скудости изобразительных возможностей франкотипов и иных понятных причин, небольшой, хотя в некоторых государствах существуют общества, объединяющие их собирателей, издаётся соответствующая специальная литература. В 19701980-х годах, наблюдая скачкообразный рост использования механической франкировки, часть филателистической общественности стала опасаться вытеснения обычных марок из повседневного обращения, но эти опасения, как показало время, оказались напрасны.

Франкотипы СССР и России

Франкотип Ленинского народного суда города Саратова (СССР, 1983)

Франкировальные машины для обработки служебной корреспонденции в СССР начали использоваться с 1927 года<ref>По данным Оттона Гросса и Казимежа Грыжевского (1972, перевод на русский язык издан в 1977 году), франкотипы в СССР известны с 1924 года.</ref>. Их устанавливали в почтовых организациях и в ведомствах непосредственных отправителей по договору с предприятиями связи.

Первоначально почтой СССР использовалась франкировальная машина «Франкотип», от которой и пошло название оттиска франкировочного штемпеля. Машина наносила на почтовое отправление знак, заменяющий почтовую марку, где в зависимости от веса и вида отправления изменяется трёхзначное число суммы почтового сбора, а также календарный штемпель, название и адрес

Современный российский франкотип (2007)
организации. Иногда наверху проставлялся номер отправления.

По мере износа «Франкотипы» заменяются в России машинами типа «Посталия» (нем. Postalia). Они используют клише с трёх- и четырёхзначными числами, календарный штемпель расположен между знаком и названием, адресом, фирменной эмблемой отправителя. Элементы оформления отечественных франкировочных штемпелей, как правило, аскетичны, а сами они сугубо функциональны. Они не имеют дополнительных рисунков, агитационного или рекламного текста и т.д.

Примечание

<references />

Литература

  • Гросс О., Грыжевский К. Путешествия в мир марок / Пер. с польск. с сокр. — М.: Прогресс, 1977.
  • Ильичёв Л. Франкирует машина // Филателия. — 1994. — № 3. — С. 42—45.