Ямщик

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Ямщик, опирающийся на кнутовище (картина В. Тропинина, 1820-е)

Ямщик (устаревшее, от тат. ямчи — проводник) — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. До широкого распространения железнодорожного транспорта ямщики имели важнейшее значение для экономики России, осуществляя львиную долю коммерческих наземных перевозок.

Название профессии «ямщик» происходит от слова «ям» (от тат. дзям — дорога). Так в старину назывались станции на междугородних маршрутах.

Согласно другой версии, слово «ямщик» происходит от слова «емчи». «Ем» на тюркских языках это корм (для животных); соответственно «емчи» — это человек задающий корм животным, в данном случае лошадям на перегонах.

В Русском государстве в XVII—XVIII веках существовала государственная Ямская повинность. Это была повинность тяглового сельского и городского населения для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов.

С 1842 года в Сибири ямские повинности несли местные казаки. Эта служба была поручена именно казакам по той причине, что ямская гоньба по степным трактам была крайне сложным и опасным делом, и найти нужное количество благонадежным вольнонаемных ямщиков было очень непросто. Поэтому войсковая администрация вынуждена была взять на своё попечение 179 почтовых станций с 1830 почтовыми лошадьми. За эту непростую службу казаки получали солдатский провиант и жалование, полагавшееся нижним чинам. Само же войско из земского и ясачного сбора получало за ямскую гоньбу ежегодно по 64 240 рублей. В 1865 году Александр II освободил сибирское казачество от казенной ямщины.

Вскоре после начала Русско-Шведской войны 7 октября 1788 года по образцу донских казачьих полков был создан Ямской казачий полк. Основу нового сформировали ямщики, обслуживающие коммуникации Московской, Тверской, Новгородской, Псковской, Ярославской, Вологодской и Костромской губерний, офицерский состав был набран из донских казаков. После интенсивной боевой подготовки полк был направлен на границу с Финляндией, чтобы обеспечивать прикрытие Санкт-Петербурга. Исследователь С. Балмасов пишет о службе ямщиков в Ямском казачьем полку: «Каждому выплачивалось немалое ежемесячное жалование, было выдано оружие, обмундирование и провиант, но в бой ямщики шли, как и природные казаки, на своих конях. Казаки-ямщики, часто действуя вместе с донскими и оренбургскими казаками, отбили неоднократные попытки врага приблизиться по суше к Санкт-Петербургу и перешли к активным наступательным действиям. Казаки природные сначала смеялись над невесть откуда взявшимися „ямскими“, но последние не раз примерами мужества доказывали право именоваться казаками». По окончании боевых действий Императрица Екатерина II оставила полк на службе, наградив казаков-ямщиков. Они были удостоены не только боевых наград, но и получили денежные компенсации за потерянных коней, пенсии увечным воинам. После того, как 19 декабря 1797 года Павел I расформировал полк, ямщики вернулись к своему привычному занятию.

Тверской-ямской казачий полк в составе шести сотен был сформирован по указу императора Александра I от 10 сентября 1812 года для усиления отряда генерала Ф. Ф. Винцингероде в Волоколамске из ямщиков Тверской и Московской губерний. 20 октября 1812 года в его рядах было 788 человек, вооруженных пиками и саблями. Командир полка — майор Ф. И. Бешенцов. В 1812 году полк действовал в отряде Винцингероде, в кампанию 1813 года сражался в отрядах генералов И. И. Дибича, В. И. Гарпе, М. С. Воронцова и И. Н. Галатте де Жепола на территории Пруссии, герцогства Варшавского, Саксонии, Мекленбурга, в 1814 году — на территории Франции. 2 июня 1814 года полк расформирован.

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с.
  • Иванов П. Синий зипун, красный кушак. Ямская гоньба от монголов до железных дорог // Родина. — 2001. — № 12.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.