Александр Фёдорович Можайский

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Александр Фёдорович Можайский (9(21).03.1825— 20.3(1.04).1890) — контр-адмирал, пионер авиации.

Файл:Mozhaiski 350.jpg
Александр Фёдорович Можайский
Можайский на почтовой марке 1963 года

Биография

9 (21) марта 1825 г. родился в Вологодской области в семье потомственного моряка, адмирала русского флота Фёдора Тимофеевича Можайского. А. Ф. Можайский получил воспитание в Морском кадетском корпусе, который он блестяще окончил 19 января 1841 г. Год спустя он был произведен в мичманы.

После семилетнего плавания на различных кораблях в Балтийском и Белом морях Можайский в 1849 г. получил чин лейтенанта.

18501852 гг. Можайский плавал на Балтийском море.

18531855 гг. он на фрегате «Диана» участвовал в дальнем плавании КронштадтЯпония.

1855 г. Можайский назначен на бриг «Антенор», который крейсировал в Балтийском море и охранял подступы к Финскому заливу от диверсионных набегов англо-французских кораблей.

1858 г. Можайский принял участие в Хивинской экспедиции, организуя её передвижение по воде на специально выстроенных для этой цели судах. Он составил первое описание водного бассейна Аральского моря и реки Амударья. По возвращении из экспедиции Можайский был назначен старшим офицером 84-пушечного корабля «Орел».

8 сентября 1859 г. Можайский получил очередной чин капитан-лейтенанта. После спуска на воду клипера «Всадник» он был назначен его командиром и плавал на ней в Балтийском море до 1863 г.

1863 г. Можайский был уволен в отставку в связи с вынужденным сокращением численности флота после Крымской войны, но в 1879 г. был вновь зачислен на действительную военную службу в чине капитана 1 ранга и направлен в Морской кадетский корпус, где вел курс морской практики.

1876 г. Можайский начал работать над проектом давно задуманного им летательного аппарата тяжелее воздуха. Во время службы в Морском корпусе Можайский, пользуясь консультацией крупнейших русских ученых, продолжал совершенствовать свой проект.

1882 июль капитану 1 ранга Можайскому было присвоено звание генерал-майора с увольнением от службы «по домашним обстоятельствам». Впоследствии Можайскому было присвоено звание контр-адмирала.

1882 20 июля был испытан летательный аппарат его конструкции.

1890 21 марта - смерть. Могила А. Ф. Можайского находится на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге.

Файл:Mozhaisky monoplane.jpg
Чертежи моноплана А.Ф.Можайского

Адреса в Санкт-Петербурге

1886 - 21.03.1890 года - Усачев переулок, 2, кв. 10.

Самолёт Можайского

Самолет имел два паровых двигателя общей мощностью 30 л.с., расчетную скорость полета до 40 км/час, полетный вес около 950 кг, размах крыльев 24 м и длину фюзеляжа 15 м. Наземные испытания самолета Можайский проводил на протяжении нескольких лет, начиная с 1882 года. В записке Главного инженерного управления Военного министерства, составленной по результатам испытаний в 1883 году, отмечалось, что самолёт Можайского «был приводим в действие… но взлететь не мог»[1]

21 января 1883 г., после того как был разработан новый проект самолета, Можайский представил его в VII (воздухоплавательный) отдел Русского технического общества. На специально созванном заседании Можайский сделал сообщение о создании нового самолёта. Для подробного рассмотрения новых работ контр-адмирала в отставке Можайского была создана комиссия, в которую помимо представителей воздухоплавательного отдела вошли представители и от II (механического) отдела Русского технического общества. Комиссия, ознакомившись с результатами работ изобретателя, признала желательным, «...чтобы VII отдел оказал содействие А.Ф. Можайскому — окончить его прибор и произвести интересные опыты над летательным прибором столь больших размеров». Вместе с тем, она указала на недостаточную мощность силовой установки на самолете Можайского. Оказать материальной помощи VII отдел не мог, и Можайский вынужден был снова обратиться в военное министерство. Из министерства ему ответили, что «...продолжение испытания изобретенного им аппарата приняло на себя императорское русское техническое общество, которому и назначена определенная на этот предмет сумма». Однако никакой суммы ни изобретатель, ни Русское техническое общество так и не получили. Как впоследствии выяснилось, военное министерство решило не выделять средств на сомнительные изобретения.

В 1885 г. Можайский подал заявление в Главное инженерное управление, в котором указывал, что им получены новые практические выводы, «представляющие возможность сделать изложение теории более ясным, а вычисления более определенными» и просил не отказать в отпуске средств на производимые им работы. Комиссия, рассмотрев заявление изобретателя на своем заседании 29 июня 1885 г., отметила, что она «...не видит никакого повода к ходатайству о пособии г. Можайскому».

В июле 1885 г. Можайский попытался поднять самолет в воздух, в присутствии представителей военного ведомства и Русского технического общества.Пилотировал механик И.Н. Голубев. Во время разбега по горизонтально положенным деревянным рельсам самолет накренился и поломал крыло. Современные испытания модели самолета Можайского, проведенные в ЦАГИ 1979-1981 гг., продемонстрировали «невозможность установившегося горизонтального полета самолета Можайского из-за недостаточной тяги». Тем не менее, до сих пор периодически появляются утверждения, будто самолет Можайского оторвался от земли. Сообщения этого рода впервые появились в газете в 1909 г.,[2] были повторены в статье о Можайском в «Военной энциклопедии» 1916 г.[3] и затем широко запущены в оборот в эпоху борьбы с космополитизмом

Потерпев неудачу, Можайский начал на личные средства восстанавливать самолет и заказал для него на Обуховском заводе новые, более мощные машины. С этими новыми двигателями по заключению ЦАГИ, сделанному в 1982 году, мощности было бы вполне достаточно для взлета<ref>Андрей Веймарн. Летучка с адскими снадобьями</ref>. По тому времени это были наиболее легкие и мощные паровые машины с воздушным поверхностным холодильником для пара. Общая мощность двух машин составляла 50 л.с. при удельном весе 4,9 кг на 1 л.с. После смерти изобретателя его самолет долгие годы стоял под открытым небом в Красном селе и, после того как военное ведомство отказалось его купить, был впоследствии разобран и перевезен в имение Можайских близ Вологды.

Точные чертежи самолёта не сохранились. Уже в XX веке обнаружены эскизы аппарата, выполненные от руки, а также его текстовое описание. Все существующие изображения и модели самолёта Можайского основаны на них.

Мнения о теоретической возможности полета самолета Можайского

По мнению Андрея Веймарна, теоретически самолет Можайского мог взлететь, т.к. наличие встречного ветра, который «в тот день» (имеется в виду 20 июля, хотя день испытаний не установлен точно) по данным Пулковской метеостанции достигал 10 метров в секунду, наклонной взлетной полосы и «воздушной подушки» у земли были эквивалентны значительному увеличению мощности двигателя.

Память об А. Можайском

Примечания

<references />


Тем, кого интересует аренда квартир Ростов, будет полезна информация на сайте rsn-plus.ru. «Ростовская служба недвижимости» специализируется на проведении всех видов сделок с жилыми и нежилыми объектами на территории Ростова.