Андрей Александрович Попов

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Андрей Александрович Попов (22 сентября (4 октября) 1821, Петербург — 6 (18) марта 1898, Петербург) — русский флотоводец, кораблестроитель, адмирал.

Родился а семье известного кораблестроителя, управляющего Охтинской верфью Александра Андреевича Попова.

Почтовая марка СССР из серии «Адмиралы России», посвящённая А. А. Попову, 1989, 30 копеек (ЦФА 6161, Скотт 5850e)

Послужной список

- 1830 — Морское отделение Александровского корпуса.
- 1838 — Закончил Морской кадетский корпус с присвоением чина мичмана и зачислением в 32-й флотский экипаж (Черноморский флот).
- Командир парохода «Метеор» (вспомогательного крейсера Черноморского флота).
- 1853 — Командирован в Константинополь для собрания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука.
- 1853—1856 — Участвовал в Крымской кампании.

    • 1853—1854 — Командуя пароходами «Эльбрус», «Андия», «Турок», потопил шесть турецких транспортов.
    • Сентябрь 1854 — Командуя в чине капитан-лейтенанта пароходом «Тамань», прорвался из блокированного Севастополя в Одессу и вернулся обратно с грузом для оборонявшихся.
    • Руководил установкой морских орудий на укреплениях Севастополя и артиллерийским снабжением.
    • Руководил снаряжением двух брандеров.
    • Руководил созданием бона для преграждения севастопольского рейда.
    • За боевые заслуги награждён двумя орденами.
    • Произведен в капитаны 1-го ранга.

- 1855 — Флигель-адъютант.
- 1855 — Командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря.
- 1856—1958 — Начальник штаба Кронштадтского порта.
- 1858—1861 — Командующий отрядом кораблей на Тихом океане.
- 1861 — Член Кораблестроительного и Морского учёного комитетов, ведал переделкой парусных судов в винтовые.
- 1862—1864 — Начальник эскадры Тихого океана, во главе которой пришёл в Сан-Франциско (1863) во время Гражданской войны в США.
- 1865 — Занялся научной работой, работал над созданием броненосного флота России.
- 1867 — Победил в устроенном Морским министерством конкурсе на проект лучшего монитора, представив проект брустверного броненосца «Крейсер» (впоследствии «Пётр Великий»).
- 1868 — Член Совета торговли и мануфактур.
- 1870 — Член кораблестроительного отделения Морского технического комитета. Руководил строительством полуброненосных фрегатов «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский».
- 1876 — Член Адмиралтейств-совета.
- 1877 — Начальник штаба эскадры.
- 1877 — Возглавил проектирование и наблюдение за строительством первых русских миноносцев.
- 1877—1878 — Руководил переоборудованием торговых судов «Европа», «Азия» и «Африка» в крейсера.
- 1880 — Председатель кораблестроительного отделения Морского технического комитета.
- 1891 — Полный адмирал.

Скончался в 1898 году.

Вклад в кораблестроение

Под руководством А. А. были построены броненосец «Пётр Великий», поповки «Новгород» и «Вице-адмирал Попов», императорская яхта «Ливадия», несколько винтовых клиперов смешанной системы и корветов с бортовой броней (броненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский»). Руководил переделкой в броненосный крейсер несостоявшегося броненосца «Минин». В 1899 году по его проекту были построены броненосные фрегаты «Дмитрий Донской» и «Владимир Мономах».

Обладая непреклонной волей, Попов в своих идеях доходил до увлечения, стоившего России довольно дорого, именно — к постройке поповок, которые в основе своей имели, несомненно, правильную мысль, но неудачные лишь из-за того, что эта мысль была осуществлена в самом крайнем пределе; так же неудачна оказалась и яхта «Ливадия», напоминавшая по идей поповку (дл. 235', шир. 153', углубл. 8', водоиз. 4400 тонн); по своей конструкции яхта представляла целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узл.; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000 — 9000), кроме того плоское днище оказалось слишком слабо при обыкновенной системе набора. Более удачными оказались другие суда, менее отступавшие от общепринятой конструкции: проектированный по его идее башенно-брустверный броненосец «Пётр Великий», бывший в свое время (1878) одним из наиболее сильных военных судов; клипера смешанной системы, осуществившие идею небольшого крейсера для дальнего плавания, корветы «Генерал-Адмирал» и «Герцог Эдинбургский», представлявшие собой бронированные рангоутные крейсера. Попов также немало поработал в качестве члена совета торговли и мануфактур, которым состоял с 1868 г., и в течение многих лет принимал деятельное участие в делах общества для содействия русской промышленности и торговли, председательствуя в первом (pacпopядитeльнoм) отделении общества. Его биография и портрет в издании А. О. Баумана: «Русские современные деятели» (Т. 1, СПб., 1876).