Антон Павлович Чехов

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Антон Павлович Чехов
200px
Имя при рождении: Антон Павлович Чехов
Псевдонимы: Антоша Чехонте, Брат моего брата, Человек без селезёнки
Дата рождения: 17 (29) января 1860
Место рождения: Таганрог, Российская империя
Дата смерти: 15 (2) июля 1904
Место смерти: Баденвайлер, Германская империя
Род деятельности: прозаик, драматург
Отчий дом писателя в Таганроге
Chekhov at Melikhovo..jpg
Чехов с Ольгой Книппер (1901)

Антон Павлович Чехов (17 (29) января 1860, Таганрог2 (15) июля 1904, Баденвайлер, Германская империя) — русский писатель (автор рассказов) и драматург, творчество которого с начала XX в. пользуется мировой известностью.

Детство, юность и молодые годы

Антон Чехов родился 17 января (29 по новому стилю) 1860 года в Таганроге. Дед писателя, Егор Михайлович Чехов (17981879), был крепостным, но выкупился на волю в 1844 году, задолго до отмены крепостного права. Отец писателя, Павел Егорович Чехов, (18251898) прослужил свыше 10 лет в колониальном магазине богатого купца, выбился из рядового крестьянства, служил в управляющих, вёл собственные дела. Семья Чехова была богата талантами и дала миру нескольких писателей и художников.

В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку. Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на восемнадцатилетней девушке — Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной, талантливой семье. 17 января (29 января) 1860 года в доме Чеховых в Таганроге родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было семь детей: Александр, Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил и умершая в детстве Евгения.

Бабка Чехова по матери, урождённая Шимко, была украинкой, и Чехов неоднократно относил себя сам к «малороссам» (см. Антон Чехов и Украина).

Павел Егорович, отец Антона Павловича, был «коммерсантом», как он солидно называл себя, по профессии, и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери». Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов и альтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

Когда Антон Павлович говорил: «В детстве у меня не было детства», то он подразумевал под этим многое. Прежде всего, самый образ жизни детей Павла Егоровича был не очень детским: это был почти каторжный трудовой режим. Лавочка Павла Егоровича торговала с 5 утра до 11 вечера, заботу о ней Павел Егорович нередко целиком возлагал на сыновей, день его детей распределялся между лавочкой, гимназией, опять лавочкой, бесконечными спевками и репетициями и такими же бесконечными церковными и домашними молениями. Кроме того, дети учились ремеслу, в частности Антоша портняжничал. Он должен был с малых лет приучаться и к счётному делу, а главное — к искусству торговли, в которое входило и почтительное обращение с покупателями и знание приёмов «обмеривания, обвешивания и всякого торгового мелкого плутовства, — как писал в своих воспоминаниях старший брат Антона Павловича, Александр Павлович. — Покойный Антон Павлович прошёл из-под палки эту беспощадную подневольную школу целиком и вспоминал о ней с горечью всю свою жизнь. Ребёнком он был несчастный человек».

Павел Егорович воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только тёмными красками. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Яковлевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

Музыка, книги пробуждали в юном Чехове стремление к творчеству. Большую роль в этом сыграл таганрогский театр, основанный в 1827 году. Впервые в театре Антон побывал в 13 лет, посмотрел оперетту Жака Оффенбаха «Прекрасная Елена» и вскоре стал страстным поклонником театра. Позднее в одном из своих писем Чехов скажет: «Театр мне давал когда-то много хорошего… Прежде для меня не было большего наслаждения как сидеть в театре…» Не случайно герои его первых произведений, таких как «Трагик», «Комик», «Бенефис», «Недаром курица пела», были актёрами и актрисами.

Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и формирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и учитель математики Э. И. Дзержинский — отец будущего первого председателя ВЧК.

В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в больнице известного доктора П. А. Архангельского. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.

Ранний период

Уже студентом начал (в 1880 г.) помещать (под псевдонимом Чехонте), рассказы, «мелочишки», сценки и пр. в изданиях «малой прессы», преимущественно юмористических: «Стрекозе», «Будильнике», «Зрителе», «Осколках» (c1883) и др.; затем перешёл в «Петербургскую Газету», и «Новое Время» (с 1886 г.).

В 1882 году Чехов подготовил первый сборник рассказов «Шалость», но он не вышел, возможно, из-за цензурных трудностей. В 1884 г. вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» (за подписью «А. Чехонте»); в 1887 г. появился второй сборник — «В сумерках», который показал, что в лице Чехова русская литература приобрела новое, вдумчивое и тонко-художественное дарование. Под влиянием крупного успеха в публике и критике совершенно бросил свой прежний жанр небольших газетных очерков и стал по преимуществу сотрудником ежемесячных журналов: «Северный Вестник», позднее «Жизнь». Но основное время он посвящал сотрудничеству с «Русской Мыслью», в которой впервые были опубликованы «Палата № 6», «Человек в футляре», «Дом с мезонином» и множество других рассказов. Успех всё возрастал, особенное внимание обратили на себя следующие произведения:

из пьес:

Сахалин

Файл:Anton Chekhov in Tomsk.jpg
Антон Чехов был в Томске проездом на остров Сахалин. Отзывался о городе неодобрительно.

В 90-х годах XIX столетия попытку переписать население Сахалина, по собственной инициативе, предпринял русский писатель А. П. Чехов. Он лично обходил дома и заполнил тысячи переписных карточек. Эти карточки, хранящиеся до сих пор, — убедительное свидетельство крайней нищеты, безграмотности и бескультурья жителей Корсаковки, Михайловки, Красного Яра, Армудана, Арково, Владимировки, Корсаковского поста и других населённых пунктов острова. Из записей Чехова: "Обыкновенно вопрос предлагают в такой форме: «Знаешь ли грамоте?» — я же спрашивал так: «Умеешь ли читать?» — и это во многих случаях спасало меня от неверных ответов, потому что крестьяне, не пишущие и умеющие разбирать только по печатному, называют себя неграмотными. Есть и такие, которые из скромности прикидываются невеждами: «Где уж нам? Какая наша грамота?» — и лишь при повторении вопроса говорят: «Разбирал когда-то по печатному, да теперь, знать, забыл. Народ мы тёмный, одно слово — мужики». Цифры той переписи говорят о том, что населения на острове — 28113 душ, в том числе женщин — 7641. Плотность населения была примерно один человек на две квадратные версты. На территории трёх округов насчитывалось 12 тысяч крестьян. В том числе «лиц, не принадлежащих к этим сословиям» сосчитаны: ссыльно-каторжных 4979, ссыльно-переселенцев — 8934, поселенцев из каторжан — 1566. Эта перепись не охватила все население. Не доверяя, ей жители целыми деревнями уходили в тайгу. Тем не менее, она сыграла большую положительную роль. Вот ещё несколько цифр, взятых из её материалов. На Сахалине было 5,6 тыс. мелких индивидуальных крестьянских хозяйств. Причём, семейных 3,4 тыс., остальные хозяйства вели одиночки, тюремные и другие учреждения. Среди крестьян — сплошная неграмотность. Огромна диспропорция полов. На 1 тысячу мужчин приходилось 372 женщины. Люди прибывали на Сахалин из 96 областей и губерний России, Кавказа, Сибири, Средней Азии, Княжества Финляндского. Переписывая ссыльных Сахалина, писатель внёс вклад не только в историю острова, но и в русскую литературу. Чехов общался с людьми, узнавал истории их жизней, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок. История этой переписи запечатлена в его книге «Остров Сахалин». Путевые заметки из этой серии наглядно отображают жизнь обитателей острова и труд переписчика, которым стал на время А. П. Чехов. «Эту работу, произведённую в три месяца одним человеком, в сущности, нельзя назвать переписью; результаты её не могут отличаться точностью и полнотой, но, за неимением более серьёзных данных ни в литературе, ни в сахалинских канцеляриях, быть может, пригодятся и мои цифры» — так отзывался о сахалинской переписной эпопее сам писатель. В 2005 году на Сахалине впервые в России опубликованы в одном издании «Быть может, пригодятся и мои цифры…» материалы сахалинской переписи А. П. Чехова. В издании опубликованы все 10 тысяч опросных карт, заполненных респондентами Чехова во время его путешествия на остров Сахалин в 1890 году.

Поздние годы

«Домик Чехова» на Малой Дмитровке, 2008 г.

С 1890 по 1892 год, по возвращению в Москву из поездки по Сахалину, Чехов поселился в небольшом двухэтажном флигеле на Малой Дмитровке. Здесь он работал над книгой «Остров Сахалин», рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6», а также встречался с писателями В. Г. Короленко, Д. В. Григоровичем, В. А. Гиляровским, П. Д. Боборыкиным, В. И. Немировичем-Данченко, историком Д. С. Мережковским, известными актёрами А. П. Ленским и А. И. Южиным, художником И. И. Левитаном. Флигель сохранился до нашего времени и отмечен памятной доской с барельефом А. П. Чехова.

С 1892 по 1899 годы Чехов проживал в подмосковном имении Мелихово, где сейчас работает один из главных чеховских музеев. За годы «мелиховского сидения» было написано 42 произведения. Позднее Чехов много путешествовал по Европе. Последние годы Чехов, у которого обострился туберкулёз, для поправления здоровья, постоянно живёт в своём доме под Ялтой, лишь изредка наезжая в Москву, где его жена (c 1901 г.), артистка Ольга Леонардовна Книппер, занимает одно из выдающихся мест в известной труппе московского «Литературно-художественного кружка» (Станиславского). В 1900 г., при первых же выборах в Пушкинское отделение академии наук, Чехов был избран в число его почётных академиков. В 1902 Чехов вместе с В. Г. Короленко отказался от звания академика после распоряжения Николая II аннулировать избрание Максима Горького в почётные академики.

Летом 1904 Чехов выехал на курорт в Германию из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться. Писатель скончался 2 (15) июля 1904 г. в г. Баденвейлере, Германия. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве рядом с могилой отца Павла Егоровича (умер в 1898 г.).

В честь Чехова назван кратер на Меркурии.

Значение творчества Чехова

Чехов и Горький
  1. Книга «Остров Сахалин» — Стала худ. документом эпохи.
  2. Чехов стоит у истоков трагикомедии.
  3. В его творчестве даны лучшие в русской литературе образцы наверное всех жанровых разновидностей «малой прозы»
  4. Драматургия Чехова стала «визитной карточкой» русской литературы в мире.
  5. Вечен Чеховский призыв «Берегите в себе человека»

Чехов узаконил рассказ «Остров Сахалин», как одно из самых влиятельных направлений эпоса.

Экранизации произведений

  1. 1938Маска
  2. 1938Медведь
  3. 1939Человек в футляре
  4. 1941Юбилей
  5. 1944Свадьба
  6. 1952Каштанка
  7. 1954Анна на шее
  8. 1955Попрыгунья
  9. 1958Ведьма
  10. 1960Дама с собачкой
  11. 1960Дом с мезонином
  12. 1965Лебединая песня
  13. 1966В городе С.
  14. 1966Душечка
  15. 1969Главный свидетель
  16. 1969Цветы запоздалые
  17. 1970Дядя Ваня
  18. 1970Чайка
  19. 1972Моя жизнь
  20. 1973Плохой хороший человек
  21. 1975Каштанка
  22. 1977Неоконченная пьеса для механического пианино
  23. 1978Мой ласковый и нежный зверь
  24. 1982Скучная история
  25. 1983Кое-что из губернской жизни
  26. 1983Человек в футляре
  27. 1984Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся
  28. 1987Очи чёрные
  29. 1993Если бы знать
  30. 1994Ваня на 42-ой улице
  31. 1994Колечко золотое, букет из алых роз
  32. 1994Деревенская жизнь
  33. 2002Чеховские мотивы
  34. 2003О любви
  35. 2003Малышка Лили (La petite Lili)
  36. 2004Рагин
  37. 2005Чайка
  38. 2008Сад

Художественные открытия Чехова оказали огромное влияние на литературу и театр 20 в. Его драматические произведения, переведенные на множество языков, стали неотъемлемой частью мирового театрального репертуара.

См. также

Литература