Ганс Альберс

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Г.Альберс с дамой (1924)
Файл:Hans Albers Briefmarke.jpg
Почтовая марка Германии, выпущенная в 1991 году в связи со столетием со дня рождения Г.Альберса

Ганс Филипп Август Альберс (нем. Hans Philipp August Albers, род. 22 сентября 1891 г. Гамбург — ум. 24 июля 1960 г. Берг (ам-Штарнбергер-Зее)) — известнейший немецкий театральный актёр, киноактёр и эстрадный певец первой половины ХХ века.

Жизнь и творчество

Г.Альберс родился в семье мясника в гамбургском районе Санкт-Георг, был младшим из 6 детей. После окончания реального училища в родном городе учится на торговца, затем работает по этой специальности во Франкфурте-на-Майне, в фирме, торговавшей шёлком. Театральная карьера его началась во франкфуртском «Новом театре». При финансовой поддержке матери юноша берёт частные уроки театрального мастерства.

В 1915 году, во время Первой мировой войны Альберс был мобилизован и отправлен на Западный фронт. В боях был тяжело ранен в ногу, однако от предложенной ампутации категорически отказался. После окончания войны Альберс играет на сценах различных берлинских татров и в Опере-комедии, в первую очередь в комических ролях. Первым его крупным успехом было исполнение роли Густава Тунихтгута (Густава Никчёмного) в пьесе «Преступник» Фердинанда Брукнера. Учителем и покровителем молодого Альберса был актёр-еврей Ойген Бург.

Снявшись к 1929 году в более чем 100 «немых» фильмах, Г.Альберс играет в первом немецком звуковом фильме Ночь принадлежит нам (Die Nacht gehört uns), и вскоре после этого — вместе с Марлен Дитрих — в знаменитом Голубом ангеле. Роль Мазеппы в этом фильме была единственной сыгранной ролью второго плана Г.Альберса в звуковом кино. В 1930 году он снимается в комедии режиссёра Карла Фрёлиха, президента Имперской кинопалаты (Reichsfilmkammer) Ганс всех переулков (Hans in allen Gassen). В начале 1930-х годов Альберс, помимо киносъёмок таких успешных фильмов, как Бомбы в Монте-Карло (Bomben auf Monte Carlo) (1931) и F.P.1 не отвечает (F.P.1 antwortet nicht) (1932) вновь много играет в театре.

После прихода в 1933 году к власти в Германии национал-социалистов Г.Альберс вынужден был официально расстаться со своей подругой-еврейкой, актрисой Ханси Бург, дочерью своего учителя Ойгена Бурга, однако фактически продолжал с ней совместную жизнь на купленной в 1933 году вилле у озера Штарнбергер-Зее в Верхней Баварии. Зная об опасности, грозящей Ханси в Германии, Альберс сумел переправить её в 1939 году через Швейцарию в Англию. В 1946 году Ханси вернулась в Германию к Альберсу, и оставалась с ним вплоть до его смерти в 1960 году. Сам актёр никогда официально не был женат и детей не имел.

Отношение Г.Альберса к национал-социалистскому режиму было двойственным. С одной стороны он дистацировался от политических мероприятий НСДАП и старался по возможности избегать контактов с высокопоставленными деятелями нацистской Германии. Так, Г.Альберс под благовидным предлогом сумел избежать награждения одной из кинопремий, вручаемой лично Йозефом Геббельсом. С другой стороны, это не мешало ему получать весьма высокие гонорары от нацистов за снятые — в том числе и пропагандистские - фильмы с его участием (например, Карл Петерс (Carl Peters, 1941, постановка также Г.Альберса), Беженцы (Flüchtlinge, 1933), Палачи, женщины и солдаты (Henker, Frauen und Soldaten, 1935). В 1943 году, к 25-летию киностудии UFA вышел на экраны Рейха художественный фильм Мюнхаузен с Г.Альберсом в главной роли, имевший ошеломляющий успех. Незадолго перед окончанием Второй мировой войны режиссёром Гансом Штейнгофом снимается цветной детективный фильм Шива и цветок виселицы (Shiva und die Galgenblume). Съёмки, проводившиеся в Праге, были прерваны восстанием горожан против немецких властей и приближением частей Красной армии. Съёмочной группе и актёрам пришилось срочно бежать на Запад, при этом сам Г.Штейнгоф погиб. Этот неоконченный в 1945 году фильм был завершён лишь в 1992 году.

После окончания войны Г.Альберс продолжает сниматься в кино (с 1947 года), в том числе совместно с другим великим немецким киноактёром Хайнцем Рюманом (фильм В пол-первого ночи на Рипербане (Auf der Reeperbahn nachts um halb eins, 1954). Большим успехом была также снятая в 1956 году экранизация романа Герхарта Гауптмана Перед закатом (Vor Sonnenuntergang).

Большим успехом, начиная с 1930-х годов, пользовались выступления Альберса с шансонными песенками. Исполняя их, он изображал себя то бретёром (Flieger, grüß’ mir die Sonne), то моряком (Der Wind und das Meer), то изящным кавалером (Komm auf die Schaukel, Luise).

В 1950-е годы у Г.Альберса обострились проблемы, связанные с его состоянием здоровья и алкоголизмом. Во время одного из театральных выступлений в 1960 году актёр на сцене потерял сознание, врачи обнаружили у него многочисленные внутренние кровотечения. Скончался Г.Альберс через 3 месяца в санатории на берегу озера Штарнбергер-Зее.

Последний фильм, снятый с его участием вышел на экраны в 1960 году под названием Нет ангела его чище (Kein Engel ist so rein'). Любопытно, что эта кинокартина завершалась словами Альберса Это конец (Das ist das Ende).

Награды

  • В 1956 году на международном Берлинском кинофестивале Г.Альберс удостоился его высшей награды - «Золотого медведя» как лучший исполнитель главной мужской роли (в фильме Перед закатом).
  • 23 июня 1960 года актёр был награждён лично президентом ФРГ Генрихом Любке высшей наградой этой страны — орденом Большой крест за заслуги ФРГ.

Наиболее популярные песни Г.Альберса

  • 1932 — Hoppla, jetzt komm’ ich
  • 1932 — Flieger, grüß’ mir die Sonne
  • 1936 — Auf der Reeperbahn nachts um halb eins
  • 1938 — Good-bye Johnny
  • 1944/45 — Der Wind und das Meer
  • 1944/45 — La Paloma
  • 1952 — Nimm mich mit, Kapitän, auf die Reise

Литература

  • Aros (d. i. Alfred Rosenthal): Hans Albers. Wie er ist und wie er wurde. (= Illustrierte Filmbücher, Nr. 4) Berlin: Scherl, 1931.
  • Hans Kafka: Hans Albers. Das Märchen einer Karriere. Leipzig: R. A. Höger-Verlag, 1931.
  • Hans-Joachim Schlamp: Hans Albers. (= Künstler-Biographien, Band 6) Berlin: R. Mölich, 1939.
  • Christoph Funke: Hans Albers. Berlin: Henschelverlag. Diverse Auflagen, z. B. von 1969 und 1972.
  • Joachim Cadenbach: Hans Albers. Berlin: Universitas-Verlag, 1975, ISBN 3-8004-0818-X
  • Eberhard Spiess: Hans Albers. Eine Filmographie. Herausgegeben von Hilmar Hoffmann und Walter Schobert in Zusammenarbeit mit dem Deutschen Institut für Filmkunde, Wiesbaden. Verlag: Frankfurt am Main: Kommunales Kino, 1977
  • Uwe-Jens Schumann: Hans Albers — seine Filme, sein Leben. (= Heyne-Filmbibliothek, Band 18) München: Heyne, 1980, ISBN 3-453-86018-7
  • Hans-Christoph Blumenberg: In meinem Herzen, Schatz … Die Lebensreise des Schauspielers und Sängers Hans Albers . Frankfurt am Main: Fischer-Taschenbuch-Verlag, 1981, ISBN 3-596-10662-1
  • Michaela Krützen: Hans Albers: Eine deutsche Karriere. Berlin; Weinheim: Beltz Quadriga 1995
  • Wolfgang Schaffner: Erstes seewasserfestes Hans Albers Liederbuch, Schaffner Musikverlag, München 1996, ISBN 3-00-000945-0
  • Hans Albers — ein Leben in Bildern, herausgegeben vom Filmmuseum Potsdam. Mit einem Essay von Bärbel Dalichow. [Konzeption, Bildausw. und Bildtexte: Elke Schieber]. Berlin: Henschel, 1997, ISBN 3-89487-282-9.
  • Michaela Krützen: «Gruppe 1: Positiv» Carl Zuckmayers Beurteilungen über Hans Albers und Heinz Rühmann. In: Carl Zuckmayer Jahrbuch/ hg. von Günther Nickel. Göttingen 2002, S. 179—227
  • Matthias Wegner: Hans Albers. Ellert & Richter, Hamburg 2005 (Hamburger Köpfe) ISBN 3-8319-0224-0