Евгений Григорьевич Брусиловский

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Почтовая марка Казахстана, посвящённая Е. Г. Брусиловскому, 2005, 150 тенге (Михель 519)

Евгений Григорьевич Брусиловский (19051981) — советский казахский композитор, народный артист Казахстана. Автор первых казахских опер, оркестровых произведений.

Родился 30 октября (12 ноября, по новому стилю) 1905 года, в Ростове на Дону.

В 1922-1924 учился по классам фортепьяно и композиции в Московской консерватории. Затем поступил в Ленинградскую консерваторию на класс композиции М. О. Штейнберга и окончил её в 1931 году.

В 1933 Ленинградский союз композиторов командировал Брусиловского в Алма-Ату. С 1934 по 1938 год работает музыкальным руководителем Казахского музыкального театра, создает оперу Кыз-Жибек. В 1949-1951 художественный руководитель Филармонии. Одновременно он работает преподавателем с 1944 года Алма-Атинской консерватории, а с 1955 Брусиловский профессор и заведующий кафедрой композициив в этой консерватории. В 1939-1948 председатель Оргкомитета, в 1948-1953 председатель правления Союза композиторов Казахской ССР.

Самые знаменитые его ученики: А.С. Зацепин, Б. Байкадамов, М. Тулебаев, Б. Г. Ерзакович, К. Кужамьяров, Е. Рахмадиев, С. Мухамеджанов.

Брусиловский автор опер "Кыз Жибек" (1934), "Жалбыр" (1935), "Ер Торгын" (1936), "Айман-Шолпан" (1938), "Золотое зерно" (1940), "Гвардия, вперед!" (1942), "Амангельды" (1945, соавтор М. Тулебаев), "Дударай" (1953), "Наследники" (1962), музыки к балету "Козы Корпеш и Боян сулу" (1967), канаты "Советский Казахстан" (Сталинская премия, 1948), 9 симфоний, в том числе симфонии "Курмангазы" (Государственная премия Казахстана, 1967), музыки Государственного гимна Казахской ССР (1945, совместно с М.Тулебаев, Л.А.Хамиди), концертов для фортепиано с оркестром, большого количества хоровых произведений, песен, романсов.

Делом его жизни было собирание и запись казахских народных песен и кюйев (записал более 250).

Евгений Брусиловский:

«Мне очень повезло, я ещё успел познакомиться с Махамбетом и Наушой Букейхановыми, Кали Жантлеуовым,

Диной Нурпеисовой и многими другими домбристами, свято сохранившими в далеких аулах народную музыку. Я ещё успел услыхать кобыз - оружие степных баксы́. Конский волос делал звук его сурдинно-сдавленным, мистическим.

Баксы́ знали его таинственную силу.»

Награды