Земство

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Положение о губернских и земских учреждениях (1864)

Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в России. Введены земской реформой 1864 г. Ведали просвещением, здравоохранением, строительством дорог и т. д. Перед первой мировой войной 1914—1918 гг. Земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены земства были в 1918 году декретом Советского правительства.

Общий очерк по истории земства

Начало земства было заложено реформой 1861 года; пик движения пришёлся на годы Первой мировой войны, когда оно составляло уже серьёзную конкуренцию правительственным учреждениям. В сущности, земская реформа только оформила законодательно то движение, которое уже начиналось в губерниях после отмены крепостного права. В местные власти (земства) входили наиболее активные члены общества: крестьяне, самые крепкие из которых и при крепостном праве выходили «в люди»; помещики, самые активные из которых давно поняли непроизводительность крепостного труда; купцы, и пришлые, «гости», и вышедшие из тех же крестьян; разночинцы, то есть выходцы из крестьян и купцов, и из всех остальных сословий (священников, дворян, пр.).

6 ноября 1904 года состоялся земский съезд, итогом работы которого стала программа реформ из одиннадцати пунктов, плод борьбы и компромиссов между земствами.<ref>«Николай II:Расстрелянная преемственность» ОЛМА-ПРЕСС Образование, стр.128</ref>

Уездные земские учреждения

«Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие недвижимыми имуществами определённой ценности, а также сельские общества получили право избирать из своей среды на три года представителей („гласных“) в уездные земские собрания. Эти собрания, под председательством уездного предводителя дворянства, собираются ежегодно на короткий срок для руководства хозяйственными делами уезда. Уездное земское собрание избирает из своей среды уездную земскую управу, состоящую из председателя и двух членов. Управа постоянное учреждение, ведает все земские дела своего уезда.

Губернские земские учреждения

Раз в год в губернском городе происходит съезд депутатов от уездных земских собраний всей губернии под председательством губернского предводителя дворянства — это губернское земское собрание. Оно осуществляет общее руководством хозяйственными делами целой губернии. Для постоянного ведения этих дел оно избирает губернскую земскую управу из председателя и нескольких членов. Деятельность земств подчинена надзору губернаторов и министерства внутренних дел»<ref> Проф. С. Ф. Платонов. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический, в двух частях. Издание пятое, пересмотренное. — СПб, 1913, с.447-448</ref>. В городах самоуправление было введено чуть позже и с похожей структурой, только слово «уездная» менялось на «городская».

Главное, за чем неукоснительно следил губернатор, — это строгое выполнение земством своих прямых обязанностей, то есть решение административно-хозяйственных проблем: устройство школ, обрудование больниц, строительство дорог, позднее, с развитием единоличных наделов, — пропаганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремесел, кустарного производства — словом, всего, что составляло жизненный обиход. Поскольку строительство и обустройство школ, благотворительность, медицинская помощь, устройство дорог и мостов, взаимное страхование от огня и прочие земские дела требуют больших средств, то земствам было предоставлено право облагать население уездов сборами и повинностями на земские нужды.

Крупные мероприятия, например, Бородинские торжества 1912 года также не обходились без земства. Силами и в значительной степени на деньги земцев было построено шоссе к полю Бородинского сражения, расчищен от бурелома и мусора прилегающий лес, сделаны и размещены декорации и украшения (беседки, трибуны, флаги, цветы). Тщательно было организовано и санитарно-медицинское обеспечение юбилея, за что земство получило особую высочайшую благодарность: несмотря на огромное скопление народа, не повторилось Ходынки. (Кстати, Царскую Ставку в Бородине декорировал молодой художник И. И. Нивинский, уже проявивший себя при оформлении Музея изящных искусств имени Александра III, но еще не успевший создать знаменитую сценографию «Принцессы Турандот»). У земства существовали и собственные печатные органы — журнал «Самоуправление», газеты, освещавшие успехи движения.

Земские съезды

Институт земства постоянно развивался, так, в 1908 году состоялся первый съезд земских начальников, а через два года — второй. На съездах решались вопросы, общие для всех земств России. Основной вопрос, естественно, был о земле, а именно о выходе из общины. И если первый съезд, в общем, только декларировал право свободного выхода (или свободного невыхода), то второй приступил уже к конкретной разработке перехода к более совершенным формам землепользования: организации хуторов, снабжения владельцев всем необходимым, от машин и инструментов до развития и закрепления агрономических знаний и навыков. Таким образом, вырабатывалась общая линия ведения дел — иными словами, происходила централизация земского движения.

Участие земских служащих в политической борьбе

Эволюционная деятельность земского движения всемерно поддерживалась, но революционная не поощрялась. Увлечение земцев политической борьбой, отход от от целей и задач, положенных в основу деятельности земских учреждений, приводило, естественно, к тому, что хозяйственная деятельность останавливалась. Порой для наведения порядка приходилось применять жесткие меры, вплоть до ареста служащих. Недовольные объявляли забастовки, на место ушедших в знак протеста приходили новые. Такое штрейкбрехерство совершенно не вызывало осуждения в земской среде — большинство понимало, что из-за политики страдало дело. Забавно, что период после 1905 года советская историография называла не иначе как реакционным, а вот современники считали, что это были годы окончательного становления земского движения на путь истинный.

Земства в годы первой мировой войны

Когда началась Первая мировая война, земское движение организовало разветвленную сеть лазаретов, применив к военному времени весь свой опыт. Единственно чем отличались земские лазареты от больниц мирной жизни, это подавляющим большинством женщин — врачиц, фельдшериц, сестер, но это и понятно — мужчины ушли на фронт. На фронте же очень быстро выяснилось, что снабжение армии поставлено отвратительно. Для решения этой важнейшей проблемы были немедленно образованы земские союзы: в июле 1914 года — Всероссийский, в августе — Городской, для помощи правительству в организации снабжения армии и помощи раненым и беженцам. Правительство передало в их руки часть военных заказов, и дело сразу же оживилось. Помимо снабженческих функций, земство занялось улучшением санитарного состояния, и благодаря своевременно принятым мерам ни в армии, ни в тылу не было эпидемий. Земство создало знаменитые «летучки» — летучие отряды, созданные для максимально быстрой помощи раненым: их отыскивали на едва остывших полях сражений, перевязывали, устраивали временные лазареты; если не было такой возможности, перевозили в тыл и там размещали по госпиталям и больницам. К сожалению, снабжение войск не было сосредоточено в одних руках. В 1915 году специально для окончательного решения этой проблемы оба Союза объединились в Главный по снабжению армии комитет Всероссийского земского и городского союза (в более удобопроизносимом варианте — Земгор), который и собирался полностью взять на себя своевременное и качественное снабжение армии всем необходимым, от провизии до снарядов. Но тут правительство в очередной раз испугалось такого резвого и сильного конкурента и пошло на попятный, оставив дело снабжения за своими учреждениями, а земству передало только посреднические функции.

Земства и земельная реформа

Реформа 1861 года поставила проблем едва ли не больше, чем решила. Вопрос о земле оставался главным на протяжении всего этого времени. Центральные губернии были перенаселены, а громадные просторы Средней Азии и Сибири оставались почти неосвоенными. Пока природа благоприятствовала, жить еще было можно; но стоило разразиться неурожаю, как начиналось стихийное бедствие — голод и его следствия — крестьянские волнения. Вообще-то крестьяне снимались с насиженных мест во все времена — в поисках лучшей доли, но власти старались препятствовать такой миграции. Легальное переселение было ограничено из элементарных экономических соображений: утрата дешевых рабочих рук. Правительство предпочитало помогать неимущим иначе; например, был учрежден «Крестьянский поземельный банк», выдающий крестьянам ссуды на покупку земли. Те же, кто не мог или не хотел ни переселяться, ни докупать землю, уходили в города, порывали со своим сословием и пополняли многолюдный класс рабочих, не обеспеченных ничем, кроме фабричного труда. Ситуация изменилась с началом столыпинской реформы, целью которой было решение «проклятого вопроса» о земле. В сущности, столыпинская аграрная реформа подготавливалась, как водится, заранее — еще в 1902 году под председательством С. Ю. Витте были образованы Сельскохозяйственные комитеты, местные органы «Особого совещания о нуждах сельскохозяйственной промышленности». В комитеты входили дворяне, земские деятели, крестьяне, ставшие крепкими хозяевами, всякие чиновники. Подавляющее большинство комитетов высказалось за добровольный переход крестьян от общинного владения к подворному. Однако государь император не решился на проведение реформ, и Особое совещание было в 1905 году закрыто. Работа комитетов, сведенная в Материалы «Особого совещания», послужила основой для разработки П. А. Столыпиным аграрной реформы. К этому времени случилась первая русская революция, к 1906 году была построена Сибирская железная дорога, обеспечившая техническую базу для переселения. Столыпин, исправляя недочеты реформы 1861 года, предложил постепенный переход общины в частные единоличные наделы. 9 ноября 1908 года был принят указ о выходе из общины, и вся работа на местах по грамотному внедрению указа «в жизнь» легла, разумеется, на плечи земства. Указ, в сущности, сводился к двум простым положениям: право (не обязанность!) крестьян на выход и закрепление за ними земли в личную собственность, причем выкупать землю предлагалось по ценам 1861 года — понятно, более низким, чем в настоящее (указа) время. Естественно, сторонник эволюционного пути развития Столыпин не пользовался популярностью у революционеров всех мастей; в 1907 году он выступил против попыток социалистов протащить в Государственной Думе проект о принудительном отчуждении земель в пользу малоземельных крестьян, справедливо считая, что это только разрушит собственность. После указа 1908 года на Столыпина набросились еще и славянофилы, обвиняя его в насильственном разрушении исконно русского института землепользования, устоев патриархального строя, посягательстве на мораль, нравственность и пр. народа-богоносца. Среди всей этой политической истерики земство спокойно и целенаправленно занималось своим делом: разъясняло народу значение указа, пресекая попытки особо радивых вытащить из общины всех и сразу; рассказывало о плюсах (ответственность) и минусах (ответственность) перехода на индивидуальные хозяйства; провело ряд практических, агрономических мероприятий — были созданы склады сельскохозяйственных машин и орудий, образованы показательные поля; в земских публичных библиотеках появились книги, популярные брошюры, методические рекомендации агрономической тематики. Начинали внедрять новые методы обработки земли и вводить новые культуры. Соответственно продуманной, конкретной политике земства росло число желающих перейти к единоличному хозяйству — перед ними был положительный пример уже перешедших. Уже в 1909 году земское движение создало Общество содействия хуторскому и отрубному хозяйству — следовательно, правительство не только не мешало, а всем доступным ему образом поддерживало усилия земцев в «разрушении общины», как выражались славянофилы и, как ни странно, советская историография. То, что аграрная реформа — Столыпинская, есть факт исторической несправедливости. Она должна была быть реформой Витте, специально изучавшего крестьянский вопрос с нуля, проделавшего всю подготовительную работу, ясно понимавшего, что и как нужно делать.

В земских «недрах» зародились и кустарные промыслы, очень быстро достигшие громадного размаха в виде кооперативного движения — банков, съездов, курсов. Начало и цели были очень скромными: земство решило поднять кустарную промышленность, заложив организационный фундамент в виде ссуд, устройств мастерских, школ. Эти меры, во-первых, развивали кустарные промыслы (первый Кустарный музей открылся в Москве, в Леонтьевском переулке (теперь ул. Станиславского), еще в 1910-е годы и существует, кстати, до сих пор), а, во-вторых, давали крестьянам заработок, не отрывавший их от сельского хозяйства. То есть, памятуя о главном вопросе, устранялась одна из причин миграции крестьян: даже не очень зажиточный «малоземельник» теперь мог прокормиться и на своем клочке. Создавались разнообразные «профессиональные союзы».

Земское образование

Во главу угла реформы были поставлены учителя. Приоритет учителей очевиден, так как, чтобы получить врача, агронома, инженера, учителя, его сначала как минимум надо научить грамоте, а в идеале выявить потенциальные склонности, развить профессиональные интересы, — словом, заложить прочный фундамент. Приоритет образования отлично понимали в обществе — еще до всяких реформ явочным порядком были созданы Комитеты грамотности: в 1859 г. в Москве и в 1861 г. в Санкт-Петербурге. Они ставили целью содействие начальному народному образованию, устраивали педагогические курсы для народных учителей, издавали дешевые книги, учебные пособия (тут кстати упомянуть и Козьму Солдатёнкова с его «библиотекой для бедных») и естественно влились в земское движение. Правительство смотрело косо на подобную самодеятельность и в 1895 г. нашло на Комитеты управу, передав их в ведение пропитанного официозом Министерства народного просвещения. Подавляющее число работников, не в состоянии заниматься делом под надзором Министерства, вышло из состава Комитетов, после чего они прекратили свое существование.

Всеобщее начальное образование было введено по инициативе земства. Как известно, в любом нормальном обществе учителя всегда занимают первое место по отношению к ним — по зарплате, уважению, положению. Земские учителя получали 30 рублей; прослужив пять лет, получали уже 37 рублей 50 копеек: 5 рублей доплачивало губернское земство и 2 с полтиной — уездное. (Для сравнения: раньше платили по «двенадцать-пятнадцать рублей в месяц»<ref>Кн. С. М. Волконский, Мои воспоминания. — М., Искусство, в 2 томах, т.2. с.197</ref>). Выше была зарплата только у земских врачей. Из заработанных денег не только не делали никаких вычетов, но земство еще и оплачивало половину стоимости подписки на периодические издания; кстати, и лекарства были бесплатными. За казенную учительскую квартиру платило земство. Кто, не имея казенной, снимал жилье, — платило земство. Пенсии платило земство. Стипендии будущим учителям-врачам платило земство.

Земские школы были двух типов — однокомплектные, с трехгодичным курсом обучения, рассчитанные на пятьдесят учеников с одним учителем, и двухкомплектные с четырехлетним курсом, с 50 более и учениками и двумя учителями, в зависимости от количества детей в селе, от потребности в образовании и от материальных и денежных возможностей местной земской управы. Хотя земства формально не имели права непосредственно влиять на учебный процесс — определять содержание программ, выбирать учебники и пособия, назначать и увольнять учителей, — они, тем не менее, оказывали такое влияние. Помимо обязательных предметов (Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, пение), земские учителя факультативным порядком преподавали природоведение, географию, историю. Земства снабжали учителей лучшими из существовавших в то время учебниками. Широко применяли наглядные пособия. Во многих земствах были организованы школьные, а позже и народные публичные библиотеки. И хотя Закон Божий преподавался в обязательном порядке всюду, но в земских — светских школах — он был наряду с прочими предметами, а в церковно-приходских, относившихся к ведению Патриархии, — над прочими предметами.

Как следует из названия, последние были организованы при церковных приходах, для наставления юношества в вере. Согласно этому отбирались и предметы: Закон Божий, церковное пение, чтение церковных книг, письмо, арифметика (это в школах с двухгодичным образованием; в четырехгодичных давались еще сведения из истории — больше из божественной). Подбор учителей также соответствовал целям: священники, дьяконы, дьячки, выпускники тех же церковно-приходских школ и епархиальных училищ. Популярность этих школ у населения была невысока — постановка дел в земских школах была на порядок выше, чем в церковно-приходских. А в 1911 году был созван Всероссийский съезд по народному образованию, по инициативе земства и, разумеется, по разрешению правительства, которое тем самым признало многолетнюю плодотворную деятельность земств в деле народного образования. Самое пикантное, что правительство тем самым санкционировало расправу земских школ со своим давним недругом — церковно-приходскими школами: постановлением съезда все школы решено было объединить в ведение и под надзор училищных советов.

Женское образование в России до воцарения Александра II существовало только для дворянок в виде частных пансионов и институтов. С конца 1850-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Соответственно стало развиваться и высшее образование для женщин; при женских гимназиях были основаны педагогические курсы для приготовления преподавательниц; учредили высшие женские курсы в Санкт-Петербурге («бестужевские») и там же — медицинские женские курсы для женщин-врачей. В Москве были Высшие женские курсы Полторацкой и более популярные Высшие женские курсы Герье, которые были образованы в 1872 г. при участии профессора В. И. Герье, Л. А. Шанявской, жены А. Л. Шанявского. Усилиями этой пары был впоследствии основан Вольный Университет. Это учебное заведение отличалось от всех себе подобных тем, что не было ни только мужским, ни только женским, а предназначалось для всех желающих, туда принимали независимо от прохождения средней школы, независимо от наличия диплома и независимо от знания классических языков. С дискриминацией женщин в сфере образования было покончено. Университет был платным и мог существовать лишь при режиме относительной свободы и минимальной материальной независимости населения, так что с приходом большевиков он автоматически закрылся, проработав неполных десять лет.

Земства постепенно становились центрами «кристаллизации» местной интеллигенции и скоро составили серьезную оппозицию правительству. В сфере образования в 80-90-х годах XIX века конкуренция с земскими школами выразилась в особом покровительстве школам церковно-приходским — на них ассигновали денег вдвое больше, чем на все остальные, число их возросло в семь раз, но ни на цели, ни на уровень преподавания, ни на учительский состав все эти меры никакого влияния не оказали. И, более того, такое «закармливание» юношества верой только способствовало отрыжке, и сословие священников стало усилено пополнять другие сословия — прежде всего общую прослойку их, интеллигенцию. Правительство, поняв, что принятые меры не принесли пользы, потихоньку стало сокращать число церковно-приходских школ, а заодно и их денежное содержание. Интересно, кстати, что деньги на церковно-приходские школы охотно выделял такой прогрессивный со всех сторон деятель, как С. Ю. Витте. Именно в бытность его министром финансов в 1892—1903 годах выросли ассигнования по этой статье, а вот его предшественники относились к таким школам отрицательно.

Постоянные многолетние усилия земства (решение земельного вопроса путем развития единоличных хозяйств; поощрение кустарных промыслов; увеличение числа образованных крестьян — выравнивание по цензу грамотности очень значительной части населения и, следовательно, повышение общего уровня развития) начали наконец сдвигать и неподъемный камень собственно деревни. Если раньше крестьянин выходил в люди, он уходил и из деревни в места более интересные. Теперь же в деревне, пусть медленно, стала складываться своя интеллигенция (врачи, учителя, агрономы, техники), остававшаяся на месте, что для деревни имело огромное значение.

Земская медицина

Одной из важных сторон работы земства было создание системы медицинской помощи. Организация ее была в существенных чертах такова: уезды разделялись на участки (иногда 4-5 на уезд), каждым участком заведовал врач, приглашаемый земством; для приема амбулаторных больных, для помещения нуждающихся в больничном лечении существовали в каждом участке земские больницы или приемные покои; лечение, содержание больных было бесплатное; в среднем на участкового врача приходится около 10-15 тыс. человек, разъезды врачей были очень велики. Помощниками Земских врачей являлись фельдшера, акушерки и фельдшерицы. Для объединения деятельности земских врачей созывались съезды земских врачей (в Твери 1871).

Земская почта

Основная статья: Земская почта

Некоторые земские управы организовывали свои почтовые службы для пересылки корреспонденции внутри уездов, а также для обмена корреспонденцией с государственной почтовой службой.

Результаты работы земств

За более чем полвека существования земского движения в России возникла развитая инфраструктура, особенно в провинциях. Была построена сеть дорог, связавших между собой отдаленные села. Почти в каждой деревне открылись школы, больницы или хотя бы фельдшерские пункты. Росло число единоличных хозяйств; на хуторах и отрубах развивалось более совершенное землепользование с применением новейших агрономических открытий, современных тому времени машин и инвентаря. В известной степени решен был и вопрос разгрузки центральных губерний от малоземельных крестьян благодаря переселению, ставшему более простым и быстрым после строительства Сибирской дороги. На громадных территориях азиатских и сибирских губерний началась планомерная работа по освоению земель, своего рода «поднятие целины». Общая перемена в общественном строе повлияла благотворно и на развитие городской жизни в России. До крестьянской реформы в большинстве губерний продолжалось господство патриархальных отношений, во многом сохранялись натуральные формы хозяйства. С освобождением крестьян оживилась уездная жизнь; возникло земство с его хозяйственными предприятиями; началась усиленная постройка железных дорог (кстати, во многом благодаря Витте); появилось много торгово-промышленных предприятий и банков. Из административных центров города стали превращаться в центры народно-промышленной деятельности.

Институт земства, постепенно совершенствуясь, приобрел большую стройность и целесообразность. Земство приобрело большое влияние в обществе, в том числе влияние политическое. Работая на местах, в провинции, земцы лучше многих видели недостатки и понимали пути их исправления. Съезды земских деятелей быстро стали оппозицией, требовали от правительства решительных, последовательных реформ общественного устройства страны. К сожалению, в то же время активизировалось и собственно революционное движение, и правительство, не увидев разницы между ними, своими руками сделало земство из легальной оппозиции нелегальной — был образован «Союз Освобождения», а затем Партия конституционных демократов (кадетов). Земское движение «наверху» стало легальной оппозицией и реальной властной силой; «внизу» прочно закрепило за собой позиции, поддерживающие эту силу. «После победы Великой Октябрьской социалистической революции и установления Советской власти земские учреждения были ликвидированы»<ref>Большая Советская Энциклопедия, CD-ROM версия, статья Земская реформа</ref>.

Примечания

<references />

См. также

Литература

  • Большая Советская Энциклопедия, CD-ROM версия (статьи: Витте С. Ю., Волостной сход, Волость, Гильдии, Земская реформа, Земские школы, Епархиальные училища, Кадеты, Община, Переселенчество, Солдатёнков К. Т., Столыпинская аграрная реформа, Учительские семинарии, Церковно-приходские школы)
  • Кн. С. М. Волконский, «Мои воспоминания». — М.: «Искусство», 1992, в 2-х томах. Использован т.2 «Родина»
  • «Записки Михаила Васильевича Сабашникова». — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995
  • В. Ф. Джунковский, «Воспоминания». — М.: Издательство имени Сабашниковых, 1997, в 2-х томах
  • С. Ю. Витте, «Воспоминания». — М.: Издательство социально-экономической литературы, в 3-х томах,1960
  • М. И. Пыляев, «Старая Москва», 2 изд. — М.: Московский рабочий, 1996
  • Проф. С. Ф. Платонов. Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический, в двух частях. Издание пятое, пересмотренное. — СПб.: 1913

Тем, кого интересуют панели для фасада, будет полезна информация на сайте stenolit.ru. Фасадные панели «СТЕНОЛИТ» надежно защитят стены от воздействия внешних факторов.