Иван Петрович Павлов

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Иван Павлов
Почтовая марка СССР, посвящённая И. П. Павлову, 1991, 15 копеек (ЦФА 6321, Скотт 5999)

Иван Петрович Павлов (27 сентября 1849, Рязань27 февраля 1936, Ленинград) — физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы; лауреат Нобелевской премии в области медицины и физиологии 1904 года «За работу по физиологии пищеварения».

Биография

Иван Петрович родился 27 (14) сентября 1849 года в городе Рязани. Предки Павлова по отцовской и материнской линиям были служителями церкви. Отец Пётр Дмитриевич Павлов (1823—-1899), мать — Варвара Ивановна (урождённая Успенская)(1826—-1890).

Окончив в 1864 рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию, о которой впоследствии вспоминал с большой теплотой. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И. М. Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. В 1870 поступил на юридический факультет (семинаристы были ограничены в выборе университетских специальностей), но через 17 дней после поступления перешёл на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета (специализировался по физиологии животных у И. Ф. Циона и Ф. В. Овсянникова). Павлов, как последователь Сеченова, много занимался нервной регуляцией. Сеченову из-за интриг пришлось переехать из Петербурга в Одессу, где он некоторое время работал в университете. Его кафедру в Медико-хирургической академии занял Илья Фаддеевич Цион, и Павлов перенял у Циона виртуозную оперативную технику. Павлов более 10 лет посвятил тому, чтобы получить фистулу (отверстие) желудочно-кишечного тракта. Сделать такую операцию было чрезвычайно трудно, так как изливавшийся из кишечника сок переваривал кишечник и брюшную стенку. И. П. Павлов так сшивал кожу и слизистую, вставлял металлические трубки и закрывал их пробками, что никаких эрозий не было, и он мог получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта — от слюнной железы до толстого кишечника, что и было сделано им на сотнях экспериментальных животных. Проводил опыты с мнимым кормлением (перерезание пищевода так, чтобы пища не попадала в желудок) и мнимой дефекацией (закольцовка кишечника путём сшивания конца толстой кишки с началом двенадцатипёрстной), таким образом сделав ряд открытий в области рефлексов выделения желудочного и кишечного соков. За 10 лет Павлов, по существу, заново создал современную физиологию пищеварения. В 1953 году 54-летний Павлов сделал доклад на международном физиологическом конгрессе в Мадриде. И в следующем, 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена И. П. Павлову, — он стал первым российским Нобелевским лауреатом.

Собака Павлова, Музей Павлова, 2005

В Мадридском докладе, сделанном на русском языке, И. П. Павлов впервые cформулировал принципы физиологии высшей нервной деятельности, которой он и посвятил последующие 35 лет своей жизни. Такие понятия как подкрепление (reinforcement), безусловный и условный рефлексы (не совсем удачно переведенные на английский язык как unconditioned and conditioned reflexes, вместо conditional) стали основными понятиями науки о поведении, см. также classical conditioning (англ.).

В 19191920 годах, в период разрухи, Павлов, терпя нищету, отсутствие финансирования научных исследований, отказался от приглашения Шведской Академии наук переехать в Швецию, где ему обещали создать самые благоприятные условия для жизни и научных исследований, причём в окрестностях Стокгольма планировалось построить по желанию Павлова такой институт, какой он захочет. Павлов ответил, что из России он никуда не уедет. Затем последовало соответствующее постановление Советского правительства, и Павлову построили великолепный институт в Колтушах, под Ленинградом, где он и проработал до 1936 года.

Воспитал целую плеяду выдающихся учёных: Б.П. Бабкин, А. И. Смирнов и др.

"Идолизация"

После смерти Павлов был превращён в идола советской науки. Под лозунгом «защиты павловского наследия» была проведена в 1950 г. так называемая «Павловская сессия» АН и АМН СССР (организаторы — К. М. Быков, А. Г. Иванов-Смоленский), где подверглись гонениям ведущие физиологи страны. Такая политика, однако, находилась в резком противоречии с собственными взглядами Павлова (см., например, приведенные ниже его цитаты).

Этапы жизни

В 1875 Павлов поступает на 3-й курс Медико-хирургической академии (ныне Военно-медицинская академия), одновременно (187678) работает в физиологической лаборатории К. Н. Устимовича; по окончании ВМА (1879) был оставлен заведующим физиологической лабораторией при клинике С. П. Боткина.

  • 1883 — Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца».
  • 1890 — избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 — заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Одновременно (с 1890) Павлов — заведующий физиологической лабораторией при организованном тогда институте экспериментальной медицины.

Цитаты

  • «Мы жили и живём под неослабевающим режимом террора и насилия <...>. Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий <...>. Пощадите же родину и нас» (цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 24).
  • «Мы живем в обществе, где государство — всё, а человек — ничто, а такое общество не имеет будущего, несмотря ни на какие волховстрои и днепрогэсы» (выступление в 1-ом Медицинском институте в Ленинграде по случаю 100-летия со дня рождения И. М. Сеченова, цит. по: Артамонов В. И. Психология от первого лица. 14 бесед с российскими учеными. М.: Академия, 2003, с. 25)

из книги Э.А. Асратяна Иван Петрович Павлов

"Я помню высказывание Ивана Петровича о существовании бога, сделанное им в узком кругу сотрудников зимой 1932 г. Он говорил: "Когда я был молодым, меня мучил один вопрос-существует ли бог или не существует? Долго думал на эту тему,в конце концов пришёл к выводу, что бога не существует. Я рассуждал таким образом. Допустим что бог существует и что он является творцом вселенной. А кто же тогда является творцом бога?"Несколько раз я слышал павловские слова:"Естествоиспытатель не может не быть атеистом, естествознание и религия несовместимы." Но Иван Петрович относился весьма отрицательно к грубой антирелигиозной пропаганде и политике.Не один раз в моём присутствии он возмущался некоторыми мероприятиями тех или иных организаций в этом направлении. Свою позицию в этом вопросе он однажды аргументировал примерно так: "На свете ещё очень много тёмных,необразованных людей,которые весьма плохо разбираются в явлениях природы и общественной жизни,которые лишены такой мощной моральной опоры как просвещение, образование. Моральная опора для их жизни-религия, вера в бога.Из за нужды, дурного воспитания или по иным причинам,многие становятся на путь мелких и больших преступлений, обманывают, обворовывают, и т.п.Религия способна облегчить их страдания за эти дурные поступки. Я могу сказать по себе.Бывало, своруешь в детстве лишний кусок сахара у матери,и совесть замучает.А идёшь в церковь к священнику исповедоваться-и легче делается на душе.Вот каково значение этой моральной опоры для тёмного человека. Хочешь отнять у него эту опору, так будь добр, замени её другой-просвещением,вернее, просвещай его,и религия, как опора, исчезнет сама собой.Необходимости в религии не будет лишь в будущем, когда все члены общества станут просвещёнными людьми.Да ещё вопрос:все ли члены такого общества обойдутся без религии? Может быть ограниченное число лиц со слабой нервной системой даже и тогда будет нуждаться в религии." Для характеристики отношения Павлова к религии весьма важное значение имеет один эпизод.За несколько месяцев до своей смерти Иван Петрович в узком кругу рассказал о том, что получил письменную просьбу от от английской прогрессивной ассоциации (то ли естествоиспытателей, то ли журналистов) дать своё согласие на звание почётного члена организованного ими общества "рационалистов", которое, в числе других целей, ставит перед собой задачу вести борьбу против религии.Иван Петрович, по его словам, поблагодарил за оказанную ему честь и дал своё согласие стать почётным членом организованного ими общества,но при условии,что борьба с религией будет вестись не насильственным путём, а путём распространения просвещения(содержание его ответа я привожу по памяти)."

Память

Именем Павлова был названы:

Литература

  • Э. А. Асратян. Иван Петрович Павлов. Жизнь, творчество, современное состояние учения. М.: Наука, 1981.

Тем, кому нужны немецкие радиаторы Kermi от поставщика, будет полезна информация на сайте teplohot.com. Интернет-магазин «Теплохот» предлагает купить стальные радиаторы отопления Kermi типов FKO и FTV на Украине.