Культура Туниса

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Основная статья: Тунис

Культура Туниса — совокупность сведений о культуре народов Туниса. Является результатом слияния множества культур: пунической, римской, иудейской, христианской, арабской, мусульманской, турецкой и французской. Тунис стал местом встречи различных цивилизаций и его трёхтысячелетняя культура свидетельствует о том, что эта страна, благодаря своему географическому положению, находилась в центре распространения великих цивилизаций и мировых монотеистических религий.

В истории Туниса разные средиземноморские культуры неоднократно сменяли друг друга. После падения Карфагена, на территории Туниса утвердилась Римская империя, памятники которой в настоящее время щедро разбросаны по территории Туниса. Семь памятников, в том числе амфитеатр в Эль-Джеме и раскопки Карфагена имеют статус объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

После многих веков развития христианства под влиянием Африканской церкви, страна попала под арабское влияние. В этот период Кайруан стал признанным культурным центром. В результате турецкого завоевания в XVI веке центр тяжести сместился в Стамбул, что позволило местным представителям власти приобрести независимость, которая продержалась до установления французского влияния. Франция способствовала модернизации Туниса.

Движущие силы тунисской культуры исключительно разнообразны и отмечены смешанным наследием: музей Бардо, архитектурный стиль города Сиди-Бу-Саид, медины Туниса и Суса, кухня сочетающая французский багет, круасаны и сыр с итальянской пастой, смешение андалузских и оттоманских мотивов в музыке. Арабизированное образование, сказывающееся на Тунисской литературе.

Благодаря небольшим размерам страны и культурной и этической однородности, жителей Туниса отличает высокий уровень национального самосознания. О нём постоянно напоминают отсылки к новой истории, в частности к борьбе против французского влияния и последующему созданию современного государства в национальных праздниках, названиях улиц, знаменательных датах и фильмах.

Конституция Туниса устанавливает свободу вероисповедания и правительство придерживается этого принципа. Не разрешается создание религиозных политических партий, прозелитизм и ограничено ношение хиджаба (в частности, в учреждениях и государственных школах). Мусульманские праздники, такие как Курбан-байрам, Ураза-байрам и Маулид ан-Наби, являются праздничными выходными днями. Государство признаёт праздники других религий, особенно монотеистических.

Основной и официальной религией Туниса является ислам, исповедуемый 99 % населения. 85 % тунисцев принадлежат к маликитскому мазхабу суннитской ветви ислама, остальные — к ханафитскому мазхабу. Религиозный календарь предоставляет широкие возможности для отправления религиозных ритуалов, однако точных данных относительно количества практикующих мусульман нет. Имеется маленькая прослойка суфистов.

Тунис — самое однородное в лингвистическом плане государство Магриба. Большинство населения владеют как тунисским диалектом арабского языка, так и литературным арабским — официальным языком страны. Тунисский диалект арабского представляет собой скорее совокупность нерегулируемых диалектов, чем один диалект. Разговорный арабский происходит от литературного, на котором повсеместно говорят в повседневной жизни и в семейном кругу. На англ. Shilha говорят менее 1 % населения, преимущественно в полуберберских деревнях юга — Шенини, фр. Douiret, фр. Matmata, фр. Tamezrett, как и в других поселениях острова Джерба.

Во время французского господства в Тунисе, в различных сферах, в частности в образовании, установился французский язык. Он быстро стал признаком социального развития и открытости современным и либеральным ценностям. С обретением независимости началась постепенная арабизация страны, хотя долгое время в сфере государственного управления, правосудия и образования использовались два языка. Распространение европейских языков способствовали открытие страны европейскому влиянию, которому способствовало в значительной степени телевидение.