Людвиг Уланд

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Людвиг Уланд

Людвиг Уланд (нем. Ludwig Uhland; 26 апреля 1787, Тюбинген13 ноября 1862, там же) — немецкий поэт, крупнейший представитель так называемой «швабской школы» (нем. Schwäbische Dichterschule) — группы поздних немецких романтиков (У. Ю. Кернер, Шваб, Гауф, Мёрике и др.). Поэт, учёный, юрист и общественный деятель замкнутого и тесного мирка родной Швабии. Член вюртембергского ландтага. Став в 1848 году в ряды демократической оппозиции (в штутгартском парламенте), неизменно исповедовал романтическое народничество и национализм. В своём творчестве Уланд, как и вся «швабская школа» романтиков, выражал консервативный традиционализм мелкого и среднего бюргерства в период европейской реакции.

Как учёный литературовед Уланд, верный романтическим заветам «народности» (Volkstümlichkeit) и стремлению уйти от современности, углублялся в кропотливое изучение старофранцузской и старонемецкой поэзии, оставив ряд исследований о старофранцузском эпосе (Über das altfranzösische Epos), Вальтере фон дер Фогельвейде (1812), о скандинавской мифологии («Sagenforschungen», 1812—1836), о немецкой поэзии в средние века, в XII и XIII вв. (1830—1831) и др., вошедших в восьмитомные «Uhlands Schriften zur Geschichte der Dichtung und Sage» (1865—1873).

Бюст Людвига Уланда в Штутгарте

Изучая легендарную героику средневекового эпоса, Уланд стремился перенести её в свое поэтическое творчество. Он культивировал формы баллады и старинной народной песни, черпая темы и образы из средневековых легенд и поэм (маленький Роланд, побеждающий великана; лорд, разбивший волшебный кубок и с ним счастье Эденгалля; Карл Великий, ведущий корабль, менестрель, проклинающий короля, и т. д.), но подвергал их слащавой идеализации. Поэзия Уланда — последний замирающий отзвук немецкого романтизма — запечатлена всеми чертами типичного эпигонства. Философские концепции романтизма становятся плоскими в мировоззрении Уланда, болезненная острота романтического отношения к действительности смягчается; Уланд тяготел к более примитивному, сдержанному, созерцательному творчеству. Его лирика мягка и задумчива; содержанием её являются впечатления весны и природы («Вечерняя прогулка поэта», «Божий день»), поэзия смирения и религиозного чувства («Часовня»). В своей поэтической практике Уланд воссоздаёт чисто внешние черты романтической экзотики и фантастики, создавая своеобразный каталог предметов, «близких романтизму»: «Монахи, монахини, крестоносцы, рыцари Грааля, вообще все поэтические рыцари и женщины средневековья». Это — канонизация внешней стороны романтизма, омертвение его в узких рамках условных приёмов, замена его мучительной раздвоенности, острой иронии меланхолическим смирением.

Почтовая марка ГДР, посвящённая Л. Уланду, 1987, 10 пфенингов (Михель 3091, Скотт 2603)

К поэзии Уланда обращались Брамс, Лист, Мендельсон, Шуберт, Шуман и другие композиторы. В России Уланда переводили Жуковский, Тютчев, М. Л. Михайлов, Фет, П. И. Вейнберг и другие.

Библиография

  • История немецкой литературы, т. 3, М., 1966.
  • Избранные стихотворения в переводе русских поэтов, Петербург, 1902 («Русская класс. биб.», изд. под ред. А. Н. Чудинова, сер. II, вып. XXIII);
  • Жирмунский В., Последние немецкие романтики, «История западной литературы» (1800—1910), под ред. Ф. Батюшкова, т. III, кн. 10, М. (1916).
  • Thomke Н., Zeitbewusstsein und Geschichtsauffassung im Werke Uhlands, Bern, 1962.
  • Froeschle H., Ludwig-Uhland und die Romantik, Köln — W., 1973.
  • Uhlands Gedichte, Kritische Ausgabe von E. Schmidt und J. Hartmann, 2 Bde, Stuttgart, 1898.
  • Uhlands sämtliche Werke, hrsg. v. H. Fischer, 6 Bde, Stuttgart, 1892.
  • Uhlands Tagebuch, 1810—1820, hrsg. v. J. Hartmann, 2 Aufl., Stuttgart, 1898.
  • Briefwechsel zwischen J. V. Lassberg und L. Uhland, hrsg. v. F. Pfeiffer, Wien, 1870.
  • Mayer K., L. Uhland, seine Freunde und Zeitgenossen, 2 Bde, Stuttgart, 1867 [Uhland E.].
  • Notter F., L. Uhland, Stuttgart, 1863.
  • Keller A. V., Uhland als Dramatiker, Stuttgart, 1877.
  • Haag H., L. Uhland, Die Entwicklung des Lyrikers und die Genesis des Gedichtes, Stuttgart, 1907.
  • Heine H., Die Romantische Schule, Hamburg, 1836.
  • Его же, «Zeitung für die elegante Welt», Schwabenspiegel, 1838, № 236, l/XII.
  • Fischer H., Die Schwäbische Litteratur im 18. u. 19. Jh., Tübingen, 1911.
  • Walzel O., Deutsche Romantik, Lpz., 1908.
  • Schneider Н., Uhland, В., 1920.