Мариан Андерсон

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Мариан Андерсон
Полное имя
Дата рождения
Место рождения
Дата смерти
Место смерти
Годы
Страна Шаблон:Флагификация/
Профессии
Инструменты
Жанры
Псевдонимы
Коллективы
Сотрудничество
Лейблы
Эта страница содержит заготовку карточки музыкального деятеля.
Помогите проекту, заполнив её.

Мариан Андерсон (англ. Marian Anderson; 27 февраля 1897, Филадельфия8 апреля 1993, Портленд) — выдающаяся певица XX века, ярко выраженное контральто.

С шести лет пела в хоре баптистской церкви, позднее училась пению частным образом, поскольку официальное обучение было для неё как для афроамериканки закрыты. Дебютировала в 1925 г., в 1928 г. впервые выступила в Карнеги-холле. Гастроли начала 1930-х гг. в европейских странах и в СССР принесли Андерсон широкую известность; Ян Сибелиус посвятил ей свою пьесу «Одиночество», а Артуро Тосканини сказал, что такой голос «слышишь раз в столетие». В 1935 г. её импрессарио стал знаменитый Сол Юрок.

В 1939 г. американская общественная организация «Дочери американской революции» отказала Мариан Андерсон в праве участвовать в своём праздничном концерте из-за того, что тогдашние правила этой организации запрещали совместные выступления белых и чёрных артистов. В знак протеста против этого решения из состава организации вышла жена президента США Элеонора Рузвельт. Вместо этого выступления Андерсон был организован её концерт в мемориальном Центре Линкольна, транслировавшийся по радио и снятый на киноплёнку (Marian Anderson: the Lincoln Memorial Concert); он имел огромный успех, заставивший «Дочерей американской революции» пересмотреть свои правила. В 1955 г. Андерсон первой из афроамериканских артистов выступила в Метрополитен-опере (в партии Ульрики в опере Верди «Бал-маскарад»). В 1958 г. стала «послом доброй воли» ООН, в 1972 получила от ООН Премию Мира. В 1991 г. стала лауреатом премии Грэмми в номинации «За жизнь в искусстве». В 2005 г. в её честь была выпущена почтовая марка.

Мариан Андерсон на почтовой марке
Репертуар Андерсон составляли произведения И. С. Баха, Шуберта, Верди, Сен-Санса, Брамса, Сибелиуса, Малера, а также афроамериканские духовные песни (спиричуэлс).

Автобиография

  • My Lord, What a Mornin’. — New York: The Viking Press, 1956.

О ней

  • Vehanen K. Marian Anderson, A Portrait. — New York; London: McGraw-Hill Book Company; Whittlesey House, 1941.
  • Albus H.J. The 'Deep River' Girl: The Life of Marian Anderson in Story Form. — Grand Rapids : W.B. Eerdmans Publishing Co, 1949.
  • Stevenson J. Marian Anderson: Singing to the World. — Chicago: Encyclopedia Britannica Press, 1963.
  • Newman S.P. Marian Anderson: Lady from Philadelphia. — Philadelphia: Westminster Press, 1966.
  • Tobias T. Marian Anderson. — New York: Ty Crowell Co, 1972.
  • Sims J.L. Marian Anderson: An Annotated Bibliography and Discography. — Connecticut: Greenwood Press, 1981.
  • Ferris J. What I Had Was Singing: The Story of Marian Anderson. — Minneapolis: Carolrhoda Books,1994.
  • Keiler A. Marian Anderson: A Singer’s Journey. — New York: Scribner, 2000.
  • Broadwater A. Marian Anderson: Singer and Humanitarian. — Berkeley Heights: Enslow Publishers, 2000.
  • Freedman R. The Voice that Challenged a Nation: Marian Anderson and the Struggle for Equal Rights. — New York: Clarion Books, 2004.