Марк Наумович Бернес

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Марк Бернес
Фото
Кадр из фильма «Максимка»
Имя при рождении: Марк Наумович Нейман
Дата рождения: 8 октября 1911
Место рождения: Нежин Черниговской губернии, Россия
Дата смерти: 16 августа 1969
Место смерти: Москва, СССР
Гражданство: СССР
Профессия: певец
актёр
Карьера: 19291969
IMDb: ID 0076713
Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Марку Бернесу, 1999, 2 рубля (ИТЦ 538, Скотт 6543)

Марк Наумович Бернес (настоящая фамилия Нейман; 19111969) — советский актёр кино и исполнитель песен, народный артист РСФСР (1965).

Содержание

Биография

Марк Наумович Нейман* родился 8 октября (по старому стилю 25 сентября)** 1911 г. в Нежине, в семье старьевщика. Позже семьи переехала в Харьков. Взяв себе псевдоним «Бернес», в 17 Марк лет ушел из дома, надеясь найти актёрскую работу.Поступил в харьковский музыкальный театр "Муссури" Н.Н.Синельникова .В 1929 г. окончил театральные курсы в Харькове и приехал в Москву. В 1929 в Москве, работал статистом нескольких театров, в том числе в Малом и Большом). В 1930—1933 в Московском драматическом театре играл небольшие роли, впоследствии считал своим учителем артиста Н. Радина. С 1935 года снимался в кино (эпизодические роли в «Заключённых» (1936) и «Шахтерах» (1937). Известность приобрёл после исполнения роли Дзюбина в фильме «Два бойца», где с поразительной задушевностью и простотой спел песню «Тёмная ночь» (муз. Н. Богословского на сл. В. Агатова) — 1942 год, а также стилизованную «под одесские песни» «Шаланды, полные кефали». Последовали съемки в фильмах: «Истребители» (1939), «Большая жизнь» (1940; 1958- 2 сер.), «Два бойца» (1943) и др. Песни из этих фильмов: «Любимый город может спать спокойно», «Спят курганы темные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Темная ночь» (все на муз. Н. Богословского) в исполнении Марка Бернеса зазвучали по радио, записывались на пластинки. Продолжал сотрудничать с Богословским («Письмо в Москву», «Огонек»). Первый публичный концерт Марка Бернеса состоялся в Свердловске (Екатеринбург) в Доме офицеров 30 дек. 1943; последовало концертное турне по Уралу. В Москве начал выступать с конца 40-х гг., сначала на вечерах в Домах творческой интеллигенции. По радио в «Клубе веселых артистов» от лица своего персонажа, шофера Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Б. Мокроусова, «В жизни так случается» В. Соловьева-Седого и др. Не оставляя кино (снялся в 38 фильмах, последний — в 1967), все больше внимания Марк Бернес уделял эстраде, которая давала ему широкий простор для реализации собственных замыслов. Стал принимать активное участие в создании репертуара. Предъявлял высокие требования и к музыке и к стихам. Долго и придирчиво работал: из 79-и песен репертуара Марка Бернеса более 40-а создано по его заказу или с прямым участием, они становились его «авторскими» песнями. Несмотря на всенародное признание, творческая жизнь Марка Бернеса была нелегкой. Критика вырванных из контекста кинофильмов песен, плюс совершенно необоснованная травля в центральной прессе закрыла ему путь на съёмочные площадки и в студии звукозаписи. Но с 1960 г. голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярнейшей воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, ст. О. Фадеевой), а затем и другие: «Хотят ли русские войны» Э. Колмановского, ст. Е. Евтушенко, «Я люблю тебя, жизнь» Колмановского, ст. К. Ваншенкина, «Я спешу, извините меня» Я. Френкеля, ст. Ваншенкина, «Москвичи» А. Эшпая, ст. Е. Винокурова, «Если бы парни всей земли» Соловьева-Седого, ст. Е. Долматовского и др. На стадионе в Лужниках в концерте Московского мюзик-холла (1960) впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера, ст. М. Исаковского. Написанная за 15 лет до того, в 1945, и лишь однажды прозвучавшая тогда по радио (в исп. В. Нечаева), она обрела в лице Бернеса исолнителя, впервые раскрывшего весь трагизм произведения, и стала одной из лучших песен его репертуара. В многосерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром прозвучала «С чего начинается Родина» В. Баснера, ст. М. Матусовского. И, наконец, знаменитые «Журавли» Френкеля, ст. Р. Гамзатова (1969), последняя, созданная по заказу Марка Бернеса и записанная им 8 июля 1969 г. - за месяц до кончины. Марк Бернес не был вокалистом: «Я расскажу вам песню», — говорил он. Привлекал простотой, естественностью внешнего облика и поведения. Выходил в строгом пиджачном костюме, беседовал с публикой и незаметно переходил к исполнению песни. Оно отличалось задушевностью, артистизмом, безупречным художественным вкусом. Лирика и юмор оттенялись мужественностью, пафос смягчался сердечностью. Марка Бернеса высоко ценили создатели авторской песни. «То, что он делал на сцене, приближается к идеалу, о котором я мечтаю, как об идеале исполнительском», — говорил В. Высоцкий.

Первая жена (с 1932 г.), Полина (Паола) Семёновна Линецкая, родившая ему дочь Наташу (р. 1953), умерла от рака (†1956). Вторая жена (с 1960 г.), Лилия Михайловна Бернес-Бодрова (†2006), привела в семью своего сына Жана.

Марк Бернес умер 16 августа 1969 года от рака лёгких и был похоронен на Новодевичьем кладбище.


  • Версия о том, что настоящее ИМЯ Бернеса не Марк, а Отто, была озвучена без каких бы то ни было объяснений в телепередаче, вышедшей в начале 2007 года. Эта версия ничем и никем (в т. ч. Натальей Марковной Бернес) не подтверждена. Более того, составитель последнего на сегодняшний день сборника материалов о М. Бернесе К. В. Шилов видел детские фотографии Бернеса, на обороте которых его же ещё неокрепшим детским почерком сделаны надписи: "Маркъ Нейманъ".
    • К сожалению, до сих пор по поводу юбилеев артиста теле- и радиоканалы вспоминают о нём не в этот день, а 21 сентября — поскольку именно так ошибочно указано в «Большой Советской Энциклопедии», а вслед за ней — в «Музыкальной энциклопедии» (т. 6, м., 1982), в последнем издании Энциклопедического словаря «Кино» (М., 1986) и даже в Лексиконе «Эстрада России. ХХ век» (м., 2000). [1-е издание «Кинословаря» (т. 1, м., 1966) вовсе указывало дату 8 сентября по новому стилю и 26 августа по старому.] Да и с датой смерти Бернеса во многих источниках существует путаница: очень часто называется 17 августа — день, когда было официально сообщено об его кончине… Между тем, об этих недоразумениях уже давно и неоднократно писалось и в книгах, и в периодике. К. В. Шилов подтверждает: дата рождения — 8.10(25.09).1911, дата смерти — 16.08.1969.

Признание и награды

Также Марк Наумович был награждён двумя орденами, имел медали.

Песенный репертуар

Составлено А. Васильевым, г. Киев, 2008 г. (Со всеми замечаниями и предложениями просьба обращаться по адресу: oleks2001ra[@]rambler.ru)

  • 1. ТУЧИ НАД ГОРОДОМ ВСТАЛИ из к-ф «ЧЕЛОВЕК С РУЖЬЕМ» (муз. и сл. Павла Арманда)
  • 2. ЛЮБИМЫЙ ГОРОД из к-ф «ИСТРЕБИТЕЛИ» (муз. Никиты Богословского, сл. Евгения Долматовского)
  • 3. СПЯТ КУРГАНЫ ТЕМНЫЕ (из к-ф «БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ») (муз. Никиты Богословского, сл. Бориса Ласкина)
  • 4. ОГОНЕК (муз. Никиты Богословского, сл. Евгения Долматовского)
  • 5. ПИСЬМО В МОСКВУ (муз. Никиты Богословского, сл. Матвея Тевелева)
  • 6. ТЕМНАЯ НОЧЬ из к-ф «ДВА БОЙЦА» (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова)
  • 7. ШАЛАНДЫ из к-ф «ДВА БОЙЦА» (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова)
  • 8. ПЕСНЯ О ЛЕНИНГРАДЕ из к-ф «ДВА БОЙЦА» (муз. Никиты Богословского, сл. Михаила Голодного)
  • 9. НАША ЛЮБОВЬ из к-ф «БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ», 2 серия (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Агатова)
  • 10. ТРИ ГОДА ТЫ МНЕ СНИЛАСЬ из к-ф «БОЛЬШАЯ ЖИЗНЬ», 2 серия (муз. Никиты Богословского, сл. Алексея Фатьянова)
  • 11. В ЖИЗНИ ТАК СЛУЧАЕТСЯ (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Наума Лабковского)
  • 12. ПЕСЕНКА ФРОНТОВОГО ШОФЕРА (муз. Бориса Мокроусова, сл. Наума Лабковского и Бориса Ласкина)
  • 13. ПОЛЕВАЯ ПОЧТА (муз. Юрия Левитина, сл. Наума Лабковского)
  • 14. МОРСКАЯ ПЕСЕНКА (муз. Никиты Богословского, сл. Владимира Дыховичного и Мориса Слободского)
  • 15. ДАЛЕКО ОТ ДОМА (муз. Юрия Левитина, сл. Наума Лабковского)
  • 16. В ДАЛЬНЕМ РЕЙСЕ (муз. Юрия Левитина, сл. Наума Лабковского)
  • 17. ДОРОЖНАЯ из к ф «В СТЕПИ» (муз. Анатолия Лепина, сл. Александра Галича)
  • 18. СОБАЧКА ВЕРНАЯ МОЯ из к-ф «ТАРАС ШЕВЧЕНКО» (русская нар. песня терских казаков)
  • 19. ПЕСЕНКА ВЛЮБЛЕННОГО ШОФЕРА (Бориса Мокроусова, сл. Владлена Бахнова и Якова Костюковского)
  • 20. РАЗГУЛЯЛСЯ ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР из к-ф «ШКЛДА МУЖЕСТВА» (муз. Михаила Зива, сл. Вадима Коростылёва)
  • 21. ПЕСНЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ МОЯ (муз. Бориса Мокроусова, сл. Якова Хелемского)
  • 22. ДРУЖЕСКИЙ ПОДАРОК МОСКВИЧА (ПРИВЕТ БУХАРЕСТУ) (муз. Модеста Табачникова, сл. Якова Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.)
  • 23. КОГДА ПОЕТ ДАЛЕКИЙ ДРУГ (муз. Бориса Мокроусова, сл. Якова Хелемского)
  • 24. МЫ В ЭТОМ САМИ ВИНОВАТЫ (МУЖСКОЙ РАЗГОВОР (муз. Никиты Богословского, сл. Николая Доризо)
  • 25. ПЕСНЯ (РОМАНС) РОЩИНА (из к-ф «РАЗНЫЕ СУДЬБЫ») (муз. Никиты Богословского, сл. Николая Доризо)
  • 26. ВОСПОМИНАНИЕ ОБ ЭСКАДРИЛЬЕ «НОРМАНДИЯ» (муз. Марка Фрадкина, сл. Евгения Долматовского)
  • 27. ПЕСНЯ О РОДИНЕ из к-ф «НОЧНОЙ ПАТРУЛЬ» (муз. Андрея Эшпая, сл. Льва Ошанина)
  • 28. ПЕСНЯ ПИЛОТОВ из к-ф «ЦЕЛЬ ЕГО ЖИЗНИ» (муз. Владимира Юровского, авт. сл. неизв.)
  • 29. ЕСЛИ БЫ ПАРНИ ВСЕЙ ЗЕМЛИ (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Евгения Долматовского)
  • 30. ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Александра Чуркина)
  • 31. ЗЛАТА ПРАГА (ПЕСНЯ О ПРАГЕ) (муз. Гарри Мацоурека [Harry (Karel) Macourek], сл. Якова Хелемского)
  • 32. МОСКВИЧИ (муз. Андрея Эшпая, сл. Евгения Винокурова)
  • 33. ПЕСНЯ СОВЕТСКИХ ТУРИСТОВ (муз. Модеста Табачникова, сл. Якова Хелемского)
  • 34. Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ЖИЗНЬ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Константина Ваншенкина)
  • 35. ПЕРЕКРЕСТОК (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Виктора Орлова)
  • 36. СТАРОМУ ДРУГУ (муз. Василия Соловьева-Седого, сл. Михаила Матусовского)
  • 37. С ДОБРЫМ УТРОМ (муз. Оскара Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой)
  • 38. ХОТЯТ ЛИ РУССКИЕ ВОЙНЫ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Евгения Евтушенко)
  • 39. ТЕЧЕТ РЕКА ВОЛГА (из к-ф «ТЕЧЕТ ВОЛГА») (муз. Марка Фрадкина, сл. Льва Ошанина)
  • 40. РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК из к-ф «ШЕСТНАДЦАТАЯ ВЕСНА» (муз. Юрия Левитина, сл. Михаила Матусовского)
  • 41. ГДЕ ЖЕ ТЫ, ДРУГ (муз. Марка Фрадкина, сл. Льва Ошанина)
  • 42. НАСТОЯЩИЕ МУЖЧИНЫ (муз. Яна Френкеля, сл. Игоря Шаферана и В. Владимова (Михаила Владимова?)
  • 43. ПЕСНЯ О КИНО (муз. Яна Френкеля, сл. Михаила Танича)
  • 44. СЫНОВЬЯ (муз. Оскара Фельцмана, сл. Владимира Сергеева)
  • 45. СОЛДАТЫ (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  • 46. Я СПЕШУ, ИЗВИНИТЕ МЕНЯ (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  • 47. МОЯ МОСКВА (муз. Исаака Дунаевского, сл. Марка Лисянского)
  • 48. НАПИШИ МНЕ, МАМА, В ЕГИПЕТ (муз. Яна Френкеля, сл. Льва Ошанина)
  • 49. АМЕРИКАНЦЫ, ГДЕ ВАШ ПРЕЗИДЕНТ? (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Евгения Евтушенко)
  • 50. ПЕСЕНКА МОЕГО ДРУГА (муз. Оскара Фельцмана, сл. Льва Ошанина)
  • 51. Я РАБОТАЮ ВОЛШЕБНИКОМ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Льва Ошанина)
  • 52. ПАНИ ВАРШАВА (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Якова Хелемского)
  • 53. СЛУШАЙ, ЗЕМЛЯ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Александра Кравченко)
  • 54. СЛЫШИШЬ, Я ЖДУ, ПРИХОДИ (муз. Аркадия Островского, сл. С. Гребенников и Н. Добронравова
  • 55. СЛУЖИ, СОЛДАТ! (муз. Оскара Фельцмана, сл. Владимира Сергеева)
  • 56. ВОСПОМИНАНИЕ ОБ АЛЖИРЕ (муз. Вано Мурадели, сл. Евгения Долматовского)
  • 57. НОВОБРАНЦЫ (муз. Романа Майорова, сл. Дмитрия Иванова)
  • 58. НЕЛЕТНАЯ ПОГОДА (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  • 59. УБИЙЦЫ ХОДЯТ ПО ЗЕМЛЕ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Евгения Евтушенко)
  • 60. ТОПОЛЯ (муз. Яна Френкеля, сл. Константина Ваншенкина)
  • 61. ГИТАРА (муз. Василия Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова)
  • 62. ПЕСНЯ ИЗДАЛЕКА (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута)
  • 63. Я УЛЫБАЮСЬ ТЕБЕ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Инны Гофф)
  • 64. Я НЕ ЗАБУДУ (муз. Андрея Эшпая, сл. Владимира Котова и Л. Дербенева)
  • 65. НА БРАТСКИХ МОГИЛАХ (муз. и сл. Владимира Высоцкого)
  • 66. ХОЛОДА, ХОЛОДА (муз. и сл. Владимира Высоцкого)
  • 67. ВСЕ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Кайсына Кулиева, пер. Наума Гребнева)
  • 68. ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ (ПРАСКОВЬЯ) (муз. Матвея Блантера, сл. Михаила Исаковского)
  • 69. КРАСНЫЙ КОМАНДИР (муз. Бориса Терентьева, сл. Марии Швечиковой)
  • 70. КОГДА РАЗЛЮБИШЬ ТЫ (муз. Эдуарда Колмановского, сл. Инны Гофф)
  • 71. ПОСЛЕДНИЙ УРОК (муз. Яна Френкеля, сл. Владимира Лифшица)
  • 72. ГРУСТНАЯ ПЕСЕНКА (муз. Яна Френкеля, сл. Михаила Светлова)
  • 73. ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДЕТИ (муз. Игоря Якушенко, сл. Леонида Дербенева)
  • 74. ПЕСНЯ О БЕЛГРАДЕ (муз. Яна Френкеля, сл. Якова Хелемского)
  • 75. А САМОЛЕТЫ САМИ НЕ ЛЕТАЮТ (муз. Яна Френкеля, сл. Игоря Шаферана)
  • 76. С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА из к-ф «ЩИТ И МЕЧ» (муз. Вениамина Баснера, сл. Михаила Матусовского)
  • 77. НА ПЛОЩАДИ КРАСНОЙ (муз. Бориса Савельева, сл. Леонида Дербенева)
  • 78. ОГРОМНОЕ НЕБО (муз. Оскара Фельцмана, сл. Роберта Рождественского)
  • 79. ЖУРАВЛИ (муз. Яна Френкеля, сл. Расула Гамзатова, пер. Наума Гребнева)

Фильмография

Составлена А. Васильевым, г. Киев, 2007 г. (Со всеми замечаниями и предложениями просьба обращаться по адресу: oleks2001ra[@]rambler.ru)

Кадр из фильма «Два бойца»

Встречающееся в Интернете утверждение, что артист якобы снимался в фильме «Звонят, откройте дверь» (1966), является ошибочным.

Библиография

  • Хандрос Л. Марк Бернес. — М., 1955;
  • Рыбак Л. А. Марк Бернес. — М., 1976;
  • Смирнова Н. Марк Бернес. // В сб.: Певцы советской эстрады. Составитель Л. Булгак. — М., 1977, с. 65—81;
  • Марк Бернес. Статьи. Воспоминания о М. Н. Бернесе. Составитель Л. М. Бернес-Бодрова. Вступительная статья и общая редакция Н. И. Смирновой. — М., 1980;
  • Скороходов Г. Костя Жигулёв и другие. // В кн.: Скороходов Г. Звёзды советской эстрады. — М., 1982, с. 70—79; 2-е изд.: М., 1986, с. 89—99;
  • Марк Бернес в воспоминаниях современников. Составление, предисловие и комментарии К. В. Шилова. — М., 2005.
Личные инструменты
Google AdSense