Меццо-тинто
Меццо-тинто, «чёрная манера» (итал. mezzo - средний, tinto - окрашенный) — устойчивое название особого вида углублённой гравюры на металле. Полированная поверхность металлической доски покрывается (с помощью гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. При печати такая доска даёт сплошной чёрный цвет. В местах, соотвествующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, доставая постепенные переходы от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати. В первой половине XX века термин меццо-тинто использовался в полиграфии для обозначения иллюстраций, выполненных методом глубокой печати.
История и описание
Изобретателем данной техники является голландец Людвиг фон Зинген, который выполнил в 1642 году свою первую гравюру в этой технике.
Техника меццо-тинто такова.
Предварительно полированная поверхность металлической доски подвергается зернению — покрывается с помощью «качалки» (гранильника) множеством мельчайших углублений, приобретая характерную шероховатость. Зернение — процесс длительный и весьма трудоёмкий. При печати такая доска (так называемая «заготовка») даёт сплошной чёрный тон. Существуют и другие, в том числе за счёт травления, способы зернения доски.
В местах, соответствующих светлым частям рисунка, доску выскабливают и выглаживают, достигая постепенных переходов от тени к свету. Гравюры меццо-тинто отличаются глубиной и бархатностью тона, богатством светотеневых оттенков. Меццо-тинто служит и для цветной печати.
Художники, использовавшие меццо-тинто:
— Ричард Ирлом;
— Ричард Ирлом;
— Мауриц Корнелис Эшер;
— Иоганн Питер Пихлер;
— Жан Франсуа Жанине;
— Джон Фарбер (старший) и др.