Мотивация достижения

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Мотивация достижения — устойчивое название одой из разновидностей мотивации деятельности, связанной с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач. Впервые понятие «мотив достижения» появилась у Г. Мюррея в 1930-е годы.

Одними из первых исследователей мотивации достижения были Д. Аткинсон и Д. Макклеланд. Мотивация достижения у них определяется через соотнесение с критерием качества деятельности. Было показано, что мотивация достижения больше свойственна представителям среднего класса, чем высшего и низшего. Люди, которые мотивируются успехом, лучше справляются с задачами, лучше о них помнят, а так же склонны брать новые задачи. В классическом понимании мотивации достижения Д. Аткинсоном, чяеловек ставит себе среднесложные цели и, таким образом добивается успеха.

В современных теориях мотивации достижения ее рассматривают как сложную конструкцию, выделяя в ней пять основных блоков:

Мотивационно-регуляционный блок (формирование доминирующих мотивов) отвечает за то, почему человек вообще что-то делает, а не делает что-то другое. За мотивами стоят потребности и потребные состояния, также мотивы зависят от ценностей и представлений субъекта. Потребности выступают предикторами деятельности и мотивов, могут дать толчок к какому-то поведению, но сами не являются достаточным объяснением того, почему человек что-то делает. Ценности могут быть представлены на осознаваемом и неосознаваемом уровне, обладают побудительной силой и во многом определяют содержание и характер деятельности. Для прогнозирования поведения человека важно знать иерархию его ценностей. Для мотивации важно ощущение компетентности и самодетерминации.

Целевой блок (постановка целей) отвечает за цели - то есть за конечные результаты, которых намерен достичь человек, они осознаваемы, в отличие от мотивов, которые могут быть скрыты. Этот блок отвечает за то, какие цели человек себе ставит, насколько они конкретны, сложны, четки, ясны, близки. Цели позволяют контролировать ход деятельности. Цели связаны между собой иерархически. Цели могут быть однородны и разнородны по содержанию. Важным компонентом этого блока является самоэффективность как представление о возможности для индивида осуществить деятельность по достижению той или иной цели.

Интенциональный блок (планирование выполнения деятельности) отвечает за планирование действий по достижению цели, это сознательное стремление достичь и выбор средств, необходимых для достижения. На этом блоке важными факторами являются вера в контролируемость и доступность средств и результатов деятельности.

Блок «реакция на неудачу» (реагирование на ситуацию помехи и неудачи) отвечает за реакцию на неудачу у субъекта. Это - один из важнейших моментов в достиженческой деятельности. Так одни люди в ситуации неудачи могут сдаться и сложить руки, а других неудача только подстегнет приложить больше усилий, найти новые пути достижения, переосмыслить свои методы. Здесь имеет значение, каким факторам человек приписывает свои неудачи и успехи. Показано, что если человек приписывает неудачу себе (более конкретно — своим способностям), то это приводит к отказу от продолжения деятельности, если внешним и контролируемым факторам, или внутренним и поддающимся контролю, то продолжает усилия и неудача его не «ломает».

Блок «усилия» (реализация намерений) отвечает за динамическую и содержательную характеристику активности, за интенсивность деятельности, готовность выполняет её непрерывно, за её длительность. Эмоциональное состояние и уровень тревожности человека имеют здесь больше значение, высокий уровень тревожности в сочетании с низкой верой в свои способности и возможность достичь цели прерывают выполнение деятельности, в то время как тревога без утраты самоэффективности не сказывается на деятельности. Полное отсутствие тревоги также может сказываться негативно, а умеренный уровень тревожности оказывать стимулирующий и мобилизующий эффект.

См. также