Николай Францевич Гастелло
Николай Францевич Гастелло
- Место рождения:
- Москва, Российская империя
- Место смерти:
- СССР, около деревни Декшняны Радошковичский район, Вилейская область, Белорусская ССР, СССР
- Принадлежность:
- СССР
- Род войск:
- Военно-воздушные силы
- Звание:
- капитан
- Часть:
- 207 полк ДБА
- Командовал:
- 2-я эскадрилья
- Награды:
- {| style="background:transparent"
|<imagemap>Image:Hero of the Soviet Union medal.png|20px|Герой Советского Союза
default Герой Советского Союза
desc none</imagemap>
|}
border|40px|Орден Ленина default Орден Ленина desc none</imagemap>
Николай Францевич Гастелло — советский военный лётчик, командир 2-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, капитан. Погиб во время боевого вылета, по одной из версий — выполняя таран немецкой механизированной колонны. Герой Советского Союза, посмертно.
Содержание
Биография
Родился в 1907 году в Москве. Отец — Франц Павлович Гастыло (в начале XX века сменил фамилию на более благозвучную Гастелло), белорус, вагранщик. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка. В 1914—1918 годах учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода Коля Гастелло в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа №33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Гастелло жил в пос. Хлебниково<ref>Ныне — территория г. Долгопрудный)</ref>
Служба в рядах Красной Армии
- в мае 1932 по специальному набору призван в РККА. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
- учёба в 11-м Луганском летном училище (май 1932 — декабрь 1933)
- 82-я тяжелобомбардировочная эскадрилья 21-й авиационной бригады, базирующаяся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет
- в 1938 году в результате переименования части Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром отряда, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 и в обеспечении операции по присоединению Бессарабии к СССР (июнь—июль 1940). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 Н. Гастелло присвоено звание капитана.
- весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3Ф
- командир 4-й эскадрильи 207-го авиаполка дальних бомбардировщиков 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
- командир 2-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88»
Гибель
26 июня 1941 на ДБ-3Ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге Молодечно — Радошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной версии времён СССР, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло направил горящий самолёт на вражескую колонну.
Подвиг Гастелло: версии и факты
Официальная версия
26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Гастелло, состоящее из двух тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьев, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьева не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.
Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Гастелло<ref>Сводка Советского Информбюро. 5 июля 1941 года</ref>:
На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года. <ref>П. Павленко, П. Крылов. Капитан Гастелло. «Правда», 10 июля 1941 года</ref>
Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, — 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.
25 июля 1941 года командиром 207-го полка капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:
Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.
«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).
«Гастелловцы»
Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а само имя Н. Гастелло — нарицательным. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших таран. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных. 34 летчика применяли воздушный таран дважды, Леонид Борисов, Владимир Матвеев, Николай Терёхин, Алексей Хлобыстов — трижды, а Борис Ковзан — четырежды. Термин «огненный таран», возникший применительно к подвигу Гастелло, вскоре стал широко применяться ко всем случаям тарана воздушным судном наземной цели.
Эксгумация предполагаемой могилы Гастелло
В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. В могиле его вещей не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207 полка капитана Александра Спиридоновича Маслова, а также его стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны, как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи перестройки, когда они впервые проникли в СМИ.
Факты
В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать:
- самолёты и Гастелло, и Маслова погибли во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года
- место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Гастелло, на самом деле — место гибели самолёта Маслова
- останки Н. Гастелло не обнаружены
Не является доказанным сам факт наземного тарана как Гастелло, так и Масловым. Не установлено место крушения самолёта Гастелло.
Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й полк ДБА в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.
Мифы о подвиге Гастелло
Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:
- Гастелло совершил первый в истории авиации таран. Первым воздушный таран применил русский лётчик Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика в ходе Первой мировой войны
- Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели. Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Ююкин 5 августа 1939 года во время боя на реке Халхин-Гол
- Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Иван Иванов 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 25 минут.
- Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны. Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик Пётр Чиркин 22 июня 1941 года
- Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею. Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги
- Гастелло совершил свой подвиг в одиночку. Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались
- Гастелло совершил таран, управляя истребителем. Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. Штока, 1947 г.), в которых Н. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе
- Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности, точно известно имя штурмана М. А. Ююкина — Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.
Память
- Гастелло — посёлок в Поронайском районе Сахалинской области
- Им. Гастелло — прииск в Тенькинском районе Магаданской области
Улицы во многих городах бывшего Советского Союза носят имя героя: См. Улица Гастелло
Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:
- на шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
- в пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя
- в г. Москве, в Сокольниках
- в Луганске на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов
- в пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
- в г. Муроме Владимирской области
- в г. Уфе (1985)
- в г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе
- в г. Ростов-на-Дону.
- в г. Одесса (Украина) на улице, носящей его имя
Драматург Исидор Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.
Награды
Звание «Герой Советского Союза» с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.
Примечания
<references/>
Ссылки
Николай Францевич Гастелло на сайте «Герои страны»
Литература
- В. Карпенко. Подвиг Гастелло
Тем, кого интересует тизерная сеть, пригодится сайт adprofy.com. Тизерная сеть adprofy.com пригодится как рекламодателю, так и вебмастеру, позволяя разместить рекламу, а также выкупить трафик с сайта.
- Родившиеся 6 мая
- Родившиеся в 1907 году
- Умершие 26 июня
- Умершие в 1941 году
- Герои Советского Союза
- Кавалеры ордена Ленина
- Персоналии по алфавиту
- Страницы с неработающими файловыми ссылками
- Участники Великой Отечественной войны
- Участники боёв на Халхин-Голе
- Участники советско-финской войны
- Лётчики СССР
- Лётчики Второй мировой войны
- Лётчики, совершившие таран
- Родившиеся в Москве
- Умершие в Вилейской области
- Погибшие в бою
- Члены КПСС
- Персоналии на марках