Николай Францевич Гастелло

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Николай Францевич Гастелло

(23 апреля (6 мая) 190726 июня 1941)
Gastello Nikolay Francievich.jpg
Место рождения:
Москва, Российская империя
Место смерти:
СССР, около деревни Декшняны Радошковичский район, Вилейская область, Белорусская ССР, СССР
Принадлежность:
Союз Советских Социалистических Республик СССР
Род войск:
Военно-воздушные силы
Годы службы:
19321941
Звание:
капитан
Часть:
207 полк ДБА
Командовал:
2-я эскадрилья
Сражения/войны:
Бои на Халхин-Голе
Советско-финская война 1939—1940 гг.
Великая Отечественная война
Награды:
{| style="background:transparent" |<imagemap>Image:Hero of the Soviet Union medal.png|20px|Герой Советского Союза default Герой Советского Союза desc none</imagemap> |}
border|40px|Орден Ленина

default Орден Ленина desc none</imagemap>


Николай Францевич Гастелло — советский военный лётчик, командир 2-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса Дальнебомбардировочной авиации, капитан. Погиб во время боевого вылета, по одной из версий — выполняя таран немецкой механизированной колонны. Герой Советского Союза, посмертно.

Биография

Родился в 1907 году в Москве. Отец — Франц Павлович Гастыло (в начале XX века сменил фамилию на более благозвучную Гастелло), белорус, вагранщик. Мать — Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская, белошвейка. В 1914—1918 годах учился в 3-м Сокольническом городском мужском училище им. А. С. Пушкина. В 1918 году из-за голода Коля Гастелло в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году он возвращается обратно в Москву, где вновь поступает в школу. Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья Гастелло переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод им. Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью, Н. Гастелло оканчивает школу (ныне — школа №33). В 1928 году вступил в ВКП(б). В 1930 году семья Гастелло возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1-го Мая. В 1930—1932 годах Н. Гастелло жил в пос. Хлебниково<ref>Ныне — территория г. Долгопрудный)</ref>

Служба в рядах Красной Армии

Файл:Il-DB-3.jpg
Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф. На самолёте этого типа совершил свой подвиг экипаж Н. Ф. Гастелло
  • в мае 1932 по специальному набору призван в РККА. Отправлен на учёбу в авиационную школу лётчиков в г. Луганск
  • учёба в 11-м Луганском летном училище (май 1932 — декабрь 1933)
  • 82-я тяжелобомбардировочная эскадрилья 21-й авиационной бригады, базирующаяся в г. Ростов-на-Дону (1933—1938). Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, Н. Гастелло с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет
  • в 1938 году в результате переименования части Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года он стал командиром отряда, а через год с небольшим — заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе в составе 150-го скоростного бомбардировочного авиационного полка. Участвовал в Советско-финской войне 1939—1940 и в обеспечении операции по присоединению Бессарабии к СССР (июнь—июль 1940). Осенью 1940 года авиационная часть перебазируется к западным границам, в город Великие Луки, а затем — в авиагородок Боровское под Смоленском. В 1940 Н. Гастелло присвоено звание капитана.
  • весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя соответствующую переподготовку, освоил самолет ДБ-3Ф
  • командир 4-й эскадрильи 207-го авиаполка дальних бомбардировщиков 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии 3-го бомбардировочного авиационного корпуса дальнебомбардировочной авиации (24 мая 1941 — 23 июня 1941)
  • командир 2-й авиационной эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (24 — 26 июня 1941). 24 июня огнем крупнокалиберного пулемёта из стоящего на аэродроме самолёта сбил «Юнкерс-88»

Гибель

26 июня 1941 на ДБ-3Ф бомбил вражескую мотоколонну на дороге МолодечноРадошковичи. В результате огня зенитной артиллерии самолёт был подбит. Вместе с командиром корабля Н. Ф. Гастелло погибли члены экипажа: лейтенант А. А. Бурденюк, лейтенант Г. Н. Скоробогатый, старший сержант А. А. Калинин. По официальной версии времён СССР, вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло направил горящий самолёт на вражескую колонну.

Подвиг Гастелло: версии и факты

Официальная версия

Почтовая марка, посвящённая подвигу Н. Гастелло. Обычная почта, 30 коп.

26 июня 1941 года на боевой вылет в район Радошковичи — Молодечно вылетело звено под командованием капитана Н. Гастелло, состоящее из двух тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф. Вторым самолётом управлял старший лейтенант Фёдор Воробьев, в качестве штурмана с ним летел лейтенант Анатолий Рыбас (имена ещё двух членов экипажа Воробьева не сохранились). Во время атаки скопления немецкой техники самолёт Гастелло был подбит. Согласно рапортам Воробьева и Рыбаса, горящий самолёт Гастелло совершил таран механизированной колонны вражеской техники. Ночью крестьяне из близлежащей деревни Декшняны извлекли трупы лётчиков из самолета и, обернув тела в парашюты, похоронили их рядом с местом падения бомбардировщика.

Вскоре подвиг Гастелло получил широкое освещение в прессе. 5 июля 1941 года в вечерней сводке Советского информбюро впервые был упомянут подвиг Н. Гастелло<ref>Сводка Советского Информбюро. 5 июля 1941 года</ref>:

Левая кавычка Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастело<ref>Сохранена орфография источника</ref>. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолёта. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолёт на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолётом героя. Правая кавычка

На основе сообщения Совинформбюро корреспондентами П. Павленко, П. Крыловым был написан очерк «Капитан Гастелло», который был опубликован в газете «Правда» 10 июля 1941 года. <ref>П. Павленко, П. Крылов. Капитан Гастелло. «Правда», 10 июля 1941 года</ref>

Левая кавычка На рассвете 6 июля на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым — сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей — на разных участках фронта — повторили это имя...

Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду — пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло стоящий человек.

Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.

Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 3 июля во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шел бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.

Черные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал свое дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.

Машина в огне. Выхода нет.

Что же, так и закончить па этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?

Нет, это не выход.

И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолета. Огонь уже возле летчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнем, ещё видят, опалённые руки тверды. Умирающий самолёт еще слушается руки умирающего пилота.

Так вот закончится сейчас жизнь — не аварией, не пленом — подвигом!

Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин — и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.

Мы помним имя героя — капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.

В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу.

Правая кавычка
Памятник Н. Ф. Гастелло в г. Уфа

Обращает на себя внимание дата подвига Гастелло, указанная в статье, — 3 июля. Вероятно, авторы очерка, уточнив правильное написание фамилии героя и факты его биографии, вывод о дате гибели Гастелло сделали исходя из даты сообщения Совинформбюро. Статья в «Правде» имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

25 июля 1941 года командиром 207-го полка капитаном Лобановым и полковым комиссаром Кузнецовым Н. Ф. Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. В наградном листе сказано:

Левая кавычка ...26 июня капитан Гастелло с экипажем: Бурденюк, Скоробогатый и Калинин — повёл звено ДБ-3 бомбить зарвавшихся фашистов. По дороге Молодечно — Радошковичи у Радошковичи показалась вереница танков противника. Звено Гастелло, сбросив бомбы на груду скопившихся на заправку горючим танков и расстреливая из пулемёта экипажи фашистских машин, стало уходить от цели. В это время фашистский снаряд догнал машину капитана Гастелло. Получив прямое попадание, объятый пламенем, самолёт не мог уйти на свою базу, но в этот тяжелый момент капитан Гастелло и его мужественный экипаж были заняты мыслью не допустить врага на родную землю. По наблюдению старшего лейтенанта Воробьёва и лейтенанта Рыбаса, они видели, как капитан Гастелло развернулся на горящем самолёте и повёл его в самую гущу танков. Столб огня объял пламенем танки и фашистские экипажи. Такой дорогой ценой заплатили немецкие фашисты за смерть лётчика капитана Гастелло и смерть героического экипажа... Правая кавычка

Уже на следующий день после представления капитану Гастелло Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). Приказом министра обороны СССР капитан Гастелло Н. Ф. навечно зачислен в списки одного из авиационных полков.

«Огненный таран» Гастелло стал одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной войны и использовался для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи как в ходе войны, так и в послевоенный период, вплоть до распада СССР. Альтернативные версии событий близ д. Декшняны и попытки расследования гибели Гастелло и Маслова пресекались либо засекречивались. Члены экипажа Гастелло — Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин, А. А. Бурденюк — остались в тени подвига командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны I степени (посмертно).

«Гастелловцы»

Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а само имя Н. Гастелло — нарицательным. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших таран. Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 14 морских таранов, 52 танковых, 600 воздушных и 506 наземных. 34 летчика применяли воздушный таран дважды, Леонид Борисов, Владимир Матвеев, Николай Терёхин, Алексей Хлобыстов — трижды, а Борис Ковзан — четырежды. Термин «огненный таран», возникший применительно к подвигу Гастелло, вскоре стал широко применяться ко всем случаям тарана воздушным судном наземной цели.

Эксгумация предполагаемой могилы Гастелло

В 1951 году в канун десятилетия знаменитого «огненного тарана» для последующего торжественного захоронения была произведена эксгумация останков из предполагаемой могилы Гастелло. В могиле его вещей не оказалось, но были найдены личные вещи сослуживцев Гастелло — командира 1-й эскадрильи 207 полка капитана Александра Спиридоновича Маслова, а также его стрелка-радиста Григория Реутова. Экипаж Маслова считался пропавшим без вести в тот же день, в который Гастелло, как утверждается, совершил свой подвиг. Руководивший перезахоронением подполковник Котельников с санкции партийных органов провёл секретное расследование, в результате которого выяснилось, что на месте предполагаемого тарана Гастелло потерпел крушение самолёт Маслова. Экипаж Маслова без огласки перезахоронили на кладбище Радошковичей, фрагменты бомбардировщика Маслова — отправлены в музеи страны, как останки самолёта Гастелло, на месте гибели экипажа Маслова был установлен памятник-монумент, посвященный подвигу экипажа Н. Ф. Гастелло. Данные об эксгумации предполагаемой могилы Гастелло не были обнародованы вплоть до эпохи перестройки, когда они впервые проникли в СМИ.

Факты

В истории подвига Гастелло достоверными фактами можно считать:

  • самолёты и Гастелло, и Маслова погибли во время выполнения боевого задания 26 июня 1941 года
  • место крушения самолёта у села Декшняны, которое считалось местом тарана Н. Гастелло, на самом деле — место гибели самолёта Маслова
  • останки Н. Гастелло не обнаружены

Не является доказанным сам факт наземного тарана как Гастелло, так и Масловым. Не установлено место крушения самолёта Гастелло.

Установление истины осложняется тем, что свидетели тарана Гастелло старший лейтенант Воробьёв и лейтенант Рыбас погибли в 1941 году, 207-й полк ДБА в сентябре 1941 года расформирован, многие документы утрачены как в ходе Великой Отечественной войны, так и в послевоенное время.

Так изображался знаменитый «огненный таран»: Николай Гастелло таранит танки и автоцистерны с горючим в одиночку и на истребителе

Мифы о подвиге Гастелло

Как в ходе Великой Отечественной войны, так в послевоенное время советской пропагандой подвиг Гастелло выделялся из числа множества подобных, служил примером героизма и самопожертвования. В связи с этим в общественном сознании сложилось несколько устойчивых заблуждений о Н. Ф. Гастелло и уникальности его подвига:

  • Гастелло совершил первый в истории авиации таран. Первым воздушный таран применил русский лётчик Пётр Нестеров 8 сентября 1914 года против австрийского самолёта-разведчика в ходе Первой мировой войны
  • Гастелло совершил первый в истории таран наземной цели. Первый таран самолётом наземной цели совершил советский лётчик Михаил Ююкин 5 августа 1939 года во время боя на реке Халхин-Гол
  • Гастелло совершил первый таран в истории Великой Отечественной войны. Первый таран в истории Великой Отечественной войны совершил советский лётчик Иван Иванов 22 июня 1941 года приблизительно в 4 часа 25 минут.
  • Гастелло совершил первый таран наземной цели в истории Великой Отечественной войны. Первый в истории Великой Отечественной войны таран наземной цели совершил советский лётчик Пётр Чиркин 22 июня 1941 года
  • Гастелло таранил не танковую колонну, а зенитную батарею. Это заблуждение сформировалось из-за того, что место крушения самолёта около д. Декшняны, официально считавшееся местом подвига Гастелло, находится примерно в 180 метрах от дороги. Была и другая версия: Гастелло таранил механизированную колонну, которая заправлялась в стороне от дороги
  • Гастелло совершил свой подвиг в одиночку. Данное заблуждение сформировалось из-за того, что при рассказе о подвиге Н. Гастелло члены его экипажа, как правило, не упоминались
  • Гастелло совершил таран, управляя истребителем. Данное заблуждение возникло из-за того, что в послевоенной художественной литературе главными героями авиации были лётчики-истребители. Был создан ряд произведений (например, пьеса «Гастелло» И. Штока, 1947 г.), в которых Н. Гастелло совершил свой подвиг на истребителе
  • Гастелло был штурманом в экипаже М. А. Ююкина, совершившего первый в истории таран наземной цели 5 августа 1939 года во время событий на реке Халхин-Гол. Данное заблуждение поддерживало преемственность героических «таранных традиций», Ююкина называли «наставником» Гастелло. В действительности, точно известно имя штурмана М. А. Ююкина — Александр Морковкин (он выпрыгнул с парашютом непосредственно перед тараном). Гастелло был однополчанином Ююкина.

Память

Файл:Commemorative plaque to Gastello in Saint Petersburg.jpg
Мемориальная доска на улице Гастелло в Санкт-Петербурге

Улицы во многих городах бывшего Советского Союза носят имя героя: См. Улица Гастелло

Памятники Н. Ф. Гастелло установлены:

  • на шоссе Минск — Вильнюс, на месте, где, как считалось, совершил свой таран Н. Гастелло (1976)
  • в пгт. Радошковичи, в сквере на площади, носящей его имя
  • в г. Москве, в Сокольниках
  • в Луганске на территории бывшего Ворошиловградского высшего военного авиационного училища штурманов
  • в пос. Хлебниково (ныне — территория г. Долгопрудный), около школы № 3, носящей его имя
  • в г. Муроме Владимирской области
  • в г. Уфе (1985)
  • в г. Чойбалсан, Монголия во дворе школы № 1, носящей его имя. Монголами данный памятник Гастелло позиционируется, прежде всего, как лётчику — участнику боёв на Халхин-Голе
  • в г. Ростов-на-Дону.
  • в г. Одесса (Украина) на улице, носящей его имя

Драматург Исидор Шток в 1947 году написал пьесу «Гастелло», в которой герой совершает свой «огненный таран» в одиночку и на истребителе.

Награды

Звание «Герой Советского Союза» с вручением знака «Золотая звезда» и ордена Ленина (1941, посмертно). Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26.07.1941 г.

Примечания

<references/>

Ссылки

Hero of the Soviet Union medal.png Николай Францевич Гастелло на сайте «Герои страны»

Литература

  • В. Карпенко. Подвиг Гастелло



Тем, кого интересует тизерная сеть, пригодится сайт adprofy.com. Тизерная сеть adprofy.com пригодится как рекламодателю, так и вебмастеру, позволяя разместить рекламу, а также выкупить трафик с сайта.