Платиновая печать

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Платиновая печать (англ. Platinotype) — процесс монохромной фотопечати, основанный на светочувствительности оксалата железа (III).

Под действием света оксалат железа (III) превращается в оксалат железа (II). Далее, оксалат железа (II) взимодействует с платиной (II) (или палладием (II)), превращая ее в обычную платину, которая и образует изображение.

Процесс был изобретен Уильямом Уиллисом в 1873 году, первая платиновая фотобумага была представлена на рынке в 1881 году и была произведена «Компанией платиновой печати» (Platinotype Company), основанной Виллисом в 1879 году.

Когда Виллис представил свой процесс, платина была довольно дешева, но стала быстро дорожать с 1906 года. В 1907 году платина оказалась в 52 раза дороже серебра. Производство бумаги было прекращено в 1916 году. В времена Первой мировой войны 90 % рынка платины контролировала Россия, и вся доступная платина использовалась в военных целях.

Из-за недоступности и дороговизны соответствующей бумаги, фотографы экспериментировали с бумагой на основе палладия и смеси палладия с платиной. Платиновая фотобумага продолжает использоваться и до сегодняшнего дня, с перерывами только на мировые войны.

Общие особенности платиновой печати:
— Отличное качество поверхности, сравнимое с современными глянцевыми отпечатками.
— Очень приятный, широкий диапазон тонов.
— Отпечатки не покрыты желатином, поэтому со временем не скручиваются.
— Самые темные тона выглядят немного светлее, чем на серебряных отпечатках.
— Очень стабильный процесс, дающий меньше брака в случае ошибок, чем серебряные процессы.

Все варианты процесса пригодны только для контактной печати, поэтому для получения фотоотпечатков большого формата негатив должен быть того же размера. В настоящее время ни платиновые, ни палладиевые фотобумаги не производятся промышленно, поэтому фотоматериал изготавливается самостоятельно.

На рынке коллекционирования фотографий платиновые отпечатки ценятся гораздо выше и стоят значительно дороже, чем традиционные желатиносеребряные. Технологией с платиной или палладием пользовалось большинство фотохудожников начала XX века, среди которых Пол Стренд, Эдвард Уэстон, Ирвин Пенн, Эдвард Стайхен и многие другие.