Почтовая служба «Фестиниог Рэйлвэй»

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Конверт первого дня (1969): на юбилейном выпуске марок почтовой службы «Фестиниог Рэйлвэй» показаны четыре эпохи этой железной дороги — конка, паровозы викторианского времени, туризм 1920-х годов и восстановление 1960-х годов
Конверт первого дня (1969) железнодорожной почты Фестиниог в память о Роберте Френсисе Фэрлае и его запатентованном паровозе № 7 «Маленькое чудо», построенном для железной дороги «Фестиниог» в 1869 году
Конверт первого дня (1971) по случаю введения десятичной денежной системы (когда почтовое ведомство Великобритании бастовало), переправленный железной дорогой Фестиниог из Минфорда (Minffordd) в Портмадок (Portmadoc) и компанией «БР» из Портмадока для получения в Уэлшпуле (Welshpool, со штемпелем Уэлшпула на обороте
Конверт первого дня (1982) железнодорожной почты Фестиниог в ознаменование 150-летия подписания учредительного договора 1832 года и повторного открытия линии до Бленау Фестиниог (Blaenau Ffestiniog) в 1982 году
Конверт железнодорожной почты Фестиниог в память о Генри Арчере — первом управляющем директоре «Фестиниог Рэйлвэй» и изобретателе почтово-перфорационной машины (1987)
Конверт первого дня (2000) железнодорожной почты Фестиниог «Проекты тысячелетия королевской почты (2-я серия) Огонь и свет» 1 февраля 2000 года из Кэрнарфона (Caernarfon), отправленный почтой в Динасе (Dinas). На марке «Фестиниог Рэйлвэй» изображён локомотив Уэльской высокогорной железной дороги № 138, а на марке королевской почты — изображение локомотива № 143

Служба доставки писем железной дороги Фестиниог — разрешённая (официально) служба железнодорожной сети Великобритании по отправке и передаче писем. В определённых обстоятельствах также эта служба доставляет письма непосредственно адресатам. Служба функционирует на узкоколейной железной дороге Фестиниог и Уэльской высокогорной железной дороге в северном Уэльсе. Аналогичные службы работают на железной дороге Таллилин (Talyllyn Railway) и на других старинных железных дорогах Великобритании. Такую же услугу до 1984 года оказывала железнодорожная компания «Бритиш Рэйлвэйз» (British Railways), будучи правопреемником многих вошедших в неё железнодорожных компаний, подписавших в 1891 году договор с Почтовым ведомством Великобритании, при этом именно «Бритиш Рэйлвэйз» регламентировала условия и тарифы совместно с почтовым ведомством.

Содержание

Описание

Эта служба подробно описана в Руководстве почтового ведомства (Post Office Guide), в редакции июля 1969 года (2-е Дополнение, август 1969 г.) сообщалось, что эта услуга оказывалась на железнодорожных станциях «Бритиш Рэйл»; железной дороги Равенгласс (Ravenglass) и Эксдэйл (Eskdale); железной дороги Фестиниог (только летом); железной дороги Талиллин (Talyllyn) (только летом) и Северно-ирландской железной дороги (Northern Ireland Railways)  1.

История

Служба впервые появилась в 1891 году, когда «Фестиниог Рэйлвэй Компани» подписала договор о перевозке по железной дороге писем, который был заключён Почтовым ведомством Великобритании с большинством британских железнодорожных компаний (действующих через Железнодорожную расчётную палату (Railway Clearing House)). В договоре зафиксированы, во-первых, условия, на которых разрешается функционировать службе, и, во-вторых, предоставление виньетки (поставка которых осуществляется каждой железнодорожной компанией-участницей), которая должна наклеиваться на лицевой стороне конверта. Железнодорожные письма должны оплачиваться почтовым сбором для отправлений почтового ведомства первого класса в полном объёме, а также сбором за отправление железнодорожной почтой. Этот договор, позволяющий более быструю перевозку писем по сравнению с обычной почтовой службой, вступил в силу по всей стране 1 февраля 1891 года 2, а компания «Фестиниог Рэйлвэй» подписала его 28 мая 1891 года. Принадлежащий компании экземпляр договора уцелел и был обнаружен в 1968 году архивариусом компании. Главный почтмейстер подтвердил, что договор 1891 года между «Фестиниог Рэйлвэй» и почтовым ведомством остаётся в силе, и служба была воссоздана 28 мая 1969 года  3.

Виньетки (марки) и конверты первого дня

Рисунок виньеток сбора за пересылку писем железной дорогой Фестиниог (FR Railway Letter Fee) (марки), для восстановленной службы разработал в добровольном порядке архивариус компании «Фестиниог Рэйлвэй» Майкл Сеймур (Michael Seymour) (равно как и всех последующих марок и художественных штемпелей гашения до его смерти в феврале 1999 года). Эти марки, а также многие более поздние выпуски печатались типографией «Т. Стивенсон и сыновья» (T. Stephenson & Sons Ltd.). Железнодорожные письма «Фестиниог Рэйлвэй» вначале принимались на следующих станциях при наличии персонала — Портмадог (Porthmadog), Дуалт (Dduallt) и Тан-и-бвулч (Tan-y-bwlch), а также в поездах. Были введены филателистические конверты первого дня, и более 30 лет конверты выпускались для всех коммеморативных эмиссий почтового ведомства и региональных выпусков Уэльса, равно как для эмиссий «Фестиниог Рэйлвэй» и по случаю специальных событий на железной дороге. В последнее время выпускаются только марки «Фестиниог Рэйлвэй» по случаю специальных событий «Фестиниог Рэйлвэй».

До 1974 года сбор за отправление железнодорожного письма (сложная система тарификации) устанавливался компанией «Бритиш Рэйлвэйз» и часто менялся без предупреждения и извещения. Так, базовый тариф был увеличен с немедленным вступлением в силу с 1 шиллинга 2 пенсов до 1 шиллинга 3 пенсов 26 мая 1969 года — всего лишь за два дня до возобновления этой службы на железной дороге Фестиниог. К счастью, «Фестиниог Рэйлвэй» побеспокоилась о запасах марок номиналом 1 пенни, 6 пенсов, 1/- а также 1 шиллинг 2 пенса. Вскоре в типографии были заказаны дополнительно марки номиналом 1 пенни и новые марки номиналом 1 шиллинг 3 пенса.

В рамках службы пересылки писем железной дорогой письмо передавалось с поезда на поезд и с одной железной дороги на другую до тех пор, пока в конце концов адресат не получал его прямо на станции, либо оно не отправлялось почтой на ближайшей к адресату железнодорожной станции. Первоначальное коммерческое преимущество этой системы заключалось в том, что она была быстрее и надёжнее обычной почты. Любой человек, которому нужно было срочно переправить важный документ в другое место (как правило — в Лондон), мог справиться в справочнике Брэдшоу (Bradshaw) и найти ближайший поезд, проходящий через местную станцию с возможностью пересадки в поезд, следующий до Лондона (или куда-либо ещё), а затем сдать письмо на местной станции с уверенностью в том, что получатель письма (оповещённый по телефону или по телеграфу) сможет получить его по прибытии указанного поезда. Почтовое ведомство Великобритании настояло на оплате обычного почтового тарифа путем наклейки почтовых марок Великобритании дополнительно к железнодорожному сбору за пересылку письма, и это условие сохраняется до сих пор.

Устав от частого повышения тарифа на пенни компанией «Бритиш Рэйлвэйз» (сама компания давно отказалась от использвоания марок или виньеток с напечатанным номиналом), традиционные железнеы дороги стремились изменить ситуацию. 3 июня 1974 года в силу вступил новый договор между почтовым ведомством, Ассоциацией малых железных дорог (Association of Minor Railways), компанией «Бритиш Рэйл» и Северно-ирландской железной дорогой. Договор разрешал малым железным дорогам (Association of Independent Railways Ltd) устанавливать тарифы самостоятельно. По договору выиграла и компания «Бритиш Рэйл», поскольку она больше не должна была принимать письма от малых железных дорог без уплаты дополнительного тарифа  4. Изменившиеся коммерческие обстоятельства привели к полному выходу «Бритиш Рэйл» из этой общенациональной службы 8 июня 1984 года. «Фестиниог Рэйлвэй» и другие традиционные железнеы дороги продолжили оказание этой услуги. По настоянию Королевской почты (Royal Mail) 18 декабря 1998 года было заключено новое соглашение, отдельный договор между Королевской почтой и каждой традиционной железнодорожной компанией-участницей  5.

В конце XIX века многие британские железнодорожные компании оказывали такую услугу и многие из них выпускали специальные виньетки для железнодорожных писем (марки) в соответствии с договором. Со временем большинство компаний, включая BR, перешли на использование бандерольных этикеток, часто с вписанной от руки стоимостью пересылки или, позднее, — резиновых штампов.

В кругах филателистов эти марки обычно классифицируются как «синдереллы» (англ. Cinderella stamp).

Образцы марок сбора за отправление писем железной дорогой ранневикторианской эпохи, а также более позднего времени, можно видеть в Национальной филателистической коллекции в Лондоне. В первый день возобновления службы отправки писем железной дорогой Фестиниог королеве Великобритании было отправлено железнодорожное письмо с листами марок. Позднее был получен ответ о том, что королева с благодарностью приняла марки для включения в Королевскую филателистическую коллекцию  6.

Примечания

  1. David Potter: Catalogue of Great Britain Railway Letter Stamps 1957—1970, published by the Railway Philatelic Group (November 1969), page 2
  2. Neil Oakley (1999): The Great Britain & Ireland Railway Letter Stamps 1957—1998 page 4
  3. Ffestiniog Railway Magazine (FR Society), No.45, Page 9
  4. Ffestiniog Railway Magazine (FR Society), No.66, Page 15
  5. Neil Oakley (1999): The Great Britain & Ireland Railway Letter Stamps 1957—1998 page 4
  6. Ffestiniog Railway Magazine (FR Society), No.45, Page 11

См. также

Литература

  • The Ffestiniog Railway Company Railway Letter Service 1969-1997. — The Ffestiniog Railway Company, 1998.
  • The Great Britain & Ireland Railway Letter Stamps 1957-1998. — 1999.
Личные инструменты
Google AdSense