Пьер Тейяр де Шарден

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Пьер Тейяр де Шарден
Pierre Teilhard de Chardin
Пьер Тейяр де Шарден.jpg
Французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы
Дата рождения: 1 мая 1881
Место рождения: Сарсена (Овернь, Франция)
Дата смерти: 10 апреля 1955
Место смерти: Нью-Йорк, США

Пьер Тейяр де Шарден (фр. Pierre Teilhard de Chardin; 1 мая 188110 апреля 1955) — французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции.

Не оставил после себя ни школы, ни прямых учеников, но основал новое течение в науке — тейярдизм. Его концепция ноосферы оказала огромное влияние на развитие современной науки, нашла — и постоянно находит — отражение в жизни общества, в культуре и даже — что случается не часто — в масскультуре (примером тому может служить популярная на западе и в России научно-фантастическая тетралогия американского писателя, лауреата премий Хьюго и Небьюла Дэна Симмонса «Песни Гипериона»).

ИсследователиШаблон:Кто отмечают в его работах необычное сочетание строго научного стиля изложения, четкой логичности построений — и поразительных по своей поэтике и эмоциональному воздействию фрагментов, сравнимых с духовными гимнами великих христианских мистиков. В ряде стран (Франция, США, Нидерланды) существуют ассоциации, посвященные Тейяру де Шардену, выходит журнал, названный его именем.

Биография

Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден родился 1 мая 1881 года в Сарсена (Овернь, Франция) в католической семье, четвертый из одиннадцати детей. В 1892 году поступил в колледж Нотр-Дам-де-Монгре, принадлежавший Обществу Иисуса (орден иезуитов). В 1899 году, окончив колледж и получив степень бакалавра по специальностям философия и математика, вступил в орден иезуитов.

С 1899 по 1901 учится в семинарии в Экс-ан-Провансе, после двух лет новициата приносит первые обеты и в 19011902 год продолжает философское и теологическое образование в иезуитской семинарии на острове Джерси. С 1904 по 1907 год преподает физику и химию в иезуитском колледже Св. Семейства в Каире. В 1908 году его направляют в Гастингс (Англия, графство Суссекс) — изучать теологию. 14 августа 1911 года, в возрасте 30 лет, рукоположен во священники.

С 1912 по 1914 год работает в Институте палеонтологии человека при парижском Музее естественной истории под руководством М. Буля (крупного авторитета в области антропологии и археологии), вместе с которым принимает участие в раскопках на северо-западе Испании.

В декабре 1914 год его призывают в армию, он служит санитаром-носильщиком… Прошёл всю войну, получил Военную медаль и орден Почетного легиона. Именно во время войны (1916 год) он написал свое первое эссе «La vie cosmique» («Космическая жизнь») — философские и научные размышления о мистике и духовной жизни. Позднее Тейяр де Шарден напишет: «la guerre a été une rencontre… avec l’Absolu» («война была встречей… с Абсолютом»).

26 мая 1918 года он принес вечные обеты в Сент-Фуа-де-Лион. В августе 1919, будучи на острове Джерси, пишет эссе «Puissance spirituelle de la Matière» («Духовная сила материи»).

С 1920 года продолжает обучение в Сорбонне, в 1922 году защищает докторскую диссертацию в области естественных наук (геология, ботаника, зоология) по теме «Млекопитающие нижнего эоцена Франции» и получает назначение на должность профессора кафедры геологии парижского Католического университета.

В 1923 году отправляется в исследовательскую экспедицию в Тяньцзинь (Китай). Во время экспедиции, в пустыне Ордос, пишет несколько статей и эссе, в том числе «La Messe sur le Monde» («Вселенская литургия»). Его статья, посвященная проблеме первородного греха, не была понята в теологических кругах, концепцию Тейяра де Шардена сочли противоречащей учению Церкви, ему запретили публикации и публичные выступления, и в апреле 1926 года он вновь был направлен на работу в Китай, где провел в общей сложности 20 лет. До 1932 года он работал в Тяньцзине, затем — в Пекине. С 1926 по 1935 год Тейяр де Шарден принял участие в пяти геологических экспедициях по Китаю, в результате которых внес ряд уточнений в геологическую карту страны.

С 1926 по 1927 год он отправляется в восточную Монголию и в эти же годы создает первую свою большую работу — философско-теологическое эссе «Le Milieu divin. Essai de vie interieure» («Божественная среда. Очерк о внутренней жизни»).

В 1929 году участвуя в стратиграфических работах на раскопках в Чжоукоудяне близ Пекина, Тейяр де Шарден вместе с коллегами обнаруживает останки синантропа (Homo erectus). Благодаря анализу этой находки он получает широкое признание в научных кругах. Ещё большую славу ему и А. Брейлю принесло открытие в 1931 году того, что синантроп пользовался примитивными орудиями и огнем.

В последующие годы он работает советником в национальном геологическом департаменте Китая, принимает участие в научно-исследовательских экспедициях (Китай, Центральная Азия, Памир, Бирма,Индия, Ява), бывает во Франции, ездит в США.

С 1938 по 1939 год он работает в Париже, в журнале «Etudes» (интеллектуальный центр парижских иезуитов), ему позволено возобновить цикл лекций и семинаров. В июне 1939 года возвращается в Китай.

С 1939 по 1946 года, во время Второй мировой войны, Тейяр де Шарден оказывается в вынужденной изоляции, в Пекине. В 1940 году основывает вместе с Пьером Леруа в Пекине геобиологический институт, а в 1943 году — тоже с Леруа — начинает выпускать новый журнал «Геобиология». В эти годы (19371946) он создает главное свое произведение — «Le Phenomene humain» («Феномен человека»).

В мае 1946 года возвращается во Францию, возобновляет контакты в научных кругах, в апреле 1947 года принимает участие в конференции по эволюции, организованной парижским Музеем естественной истории, в июне собирается в экспедицию в Южную Африку, но из-за сердечного приступа вынужден от этого отказаться. В 1950 году, в возрасте 70 лет, Тейяра избирают в Парижскую академию наук, но запрет на публикации и публичные выступления по-прежнему остается в силе. В 1952 году он покидает Францию и едет работать в США, в Нью-Йорк, по приглашению Фонда антропологических исследований Уэннера-Грена. Участвует в нескольких экспедициях в Южную Африку. В 1954 году проводит два месяца во Франции, в Оверни, в доме своих родителей.

Тейяр де Шарден умер в Нью-Йорке от сердечного приступа 10 апреля 1955 года, в Пасхальное воскресенье. Годом раньше, на приеме во Французском консульстве, он сказал своим близким друзьям: «Я хотел бы умереть на Пасху, в день Воскресения».

После смерти Тейяра де Шардена была создана комиссия, в которую вошли многие его друзья, в том числе выдающиеся ученые (А. Брейль, Дж. Хаксли, А. Тойнби, М. Мерло-Понти и др.). Комиссия составила и подготовила к изданию десятитомное собрание сочинений, куда вошли практически все его работы, за исключением писем и некоторых эссе. Собрание сочинений было открыто в 1957 году «Феноменом человека».

Ноосфера

Понятие ноосферы

Понятие ноосферы (сферы разума) было предложено профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—1954) и развито десятилетие спустя в создаваемых практически одновременно работах Пьера Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского. Наиболее полное воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена, который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с Богом.

В основе теории ноосферы Леруа лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого (непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации. Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к приобщению, а затем и слиянию с Единым.

Эволюционная модель Леруа и Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма. Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и раствориться в Боге.

Идеи Плотина были восприняты Леруа в бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—1941) на создание теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им положении о творческой эволюции («L'évolution créatrice», 1907. Русский перевод: «Творческая эволюция», 1914). Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, творческая эволюция; структура её — длительность, постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт, растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни — «жизненным порывом» (l'élan vital).

Влияние Бергсона прослеживается и у Тейяра де Шардена. В частности, в «Феномене человека» он несколько раз обращается к бергсоновским категориям порыва (l'élan) и длительности (durée).

Эволюция

Эволюция, считает Тейяр де Шарден, не закончилась на человеке как индивидууме, она продолжается по мере того, как человечество объединяется в сообщества с возрастающей дифференциацией индивидуальных функций и соответственно увеличивающейся степенью взаимосвязи. Человечество все более плотно заселяет ограниченное пространство Земли, появляются все новые и новые средства связи. Дивергенция «уступает место… конвергенции, при которой расы, народы и нации консолидируются и совершенствуются путем взаимооплодотворения» ["Феномен человека"]. От клеток (эмбрионального мыслящего покрова), опоясавших земную поверхность, через человека, активизировавшего мыслительные возможности вещества и реализовавшего возможность самовоспроизводства мыслящего слоя, сфера разума переходит в охватывающие всю планету «пласты ноосферы». Этот «тангенциальный мегасинтез», эта «суперкомбинация» ведут к рывку «радиальных сил по главной оси эволюции», ибо большей сложности соответствует большее сознание. Концентрация мышления в масштабе планеты тесно связана со слиянием воедино человеческого духа, которое в результате дальнейшей эволюции приведет к возникновению духа Земли. Но это — не последний этап.

Следующим шагом, помимо самоконцентрации ноосферы, является присоединение её к другому мыслительному центру, сверхинтеллектуальному, степень развития которого уже не нуждается в материальном носителе и целиком относится к сфере Духа. Таким образом, вещество, постепенно увеличивая степень организованности и самоконцентрации, эволюционирует в мысль, а мысль, следуя этим же путем, неизбежно развивается в Дух. Сначала это будет Дух Земли. Затем концентрированность и соборность желаний всех элементов Духа Земли положит начало Парусии — Второму Пришествию Христа, призыву к Христу о движении навстречу ["Божественная среда"].

Графически эволюционный процесс можно изобразить как конус пространства-времени, в основании которого — множественность и хаос, а на вершине — высший полюс эволюции, точка последнего объединения в дифференцированное единство, «точка Омега», «центр, сияющий в центре системы центров» ["Феномен человека"]. Элементы, или центры (личности) связывает между собой энергия любви. Атрибуты точки Омега — автономность, наличность, необратимость и трансцендентность.

Теология

Точка Омега для Тейяра де Шардена есть Бог, который благодаря силе своего притяжения дает направление и цель прогрессивно эволюционирующему синтезу. Процесс эволюции — естественное приуготовление к сверхприродному порядку, указанному Христом. Когда в ходе эволюции материя-энергия истощит весь свой потенциал к дальнейшему духовному развитию, конвергенция космического природного порядка и сверхприродного порядка приведет к Парусии, «уникальному и наивысочайшему событию, в котором Историческое соединится с Трансцендентным» ["Божественная среда"].

Слово Божие (Logos), с самого начала имманентное природе, есть синтезирующая сила, которая «творит, объединяя», приводя элементы во все более невероятные сочетания вопреки тенденции к энтропии. Благодаря воплощению в историческом Христе Слово Божие обнаружило свою эволюционную мощь в высшей форме — личной любви. В самопожертвовании Христа раскрывается любовь Бога к человеку, призыв отвратиться от греха (эгоцентрического сопротивления божественной объединяющей любви), чтобы сконцентрироваться на Христе, истинном «центре всех центров». Воскреснув, Христос продолжил свое движение как «космический Христос» к последнему полюсу притяжения (Омеге), приводя людей их собственным волеизъявлением в органическое единство друг с другом с центром во Христе.

Таким образом, основой и завершением научной космогонии Тейяра де Шардена является его теология.

Эсхатология

«Конец света — внутренний возврат к себе целиком всей ноосферы, достигшей одновременно крайней степени своей сложности и своей сосредоточенности. Конец света — переворот равновесия, отделение сознания, в конце концов достигшего совершенства, от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоиться в Боге-Омеге» ["Феномен человека"]. Этот вариант развития событий реализуется в том случае, если зло на завершающем этапе Земли будет находиться в минимуме. Но возможен и вариант, что зло, возрастая одновременно с добром, достигнет к финалу своей высшей ступени. Тогда возможно, что ноосфера, достигшая определенной точки объединения, «снова разъединится на две зоны, соответственно притягиваемые двумя антагонистическими полюсами поклонения. На зону мысли, которая никогда не была единой. И на зону всеобъемлющей любви, оживляющую и… выделяющую, чтобы её завершить, лишь одну часть ноосферы — ту, которая решится „сделать шаг“ за пределы себя, в другое» ["Феномен человека"].

Библиография

— Lettres d’Egypte
— Ecrits du Temps de la Guerre
— Le Phénomène Humain (1955)
— Le Groupe Zoologique Humain (1956)
— Le Milieu Divin (1957)
— L’Avenir de l’Homme (1959)
— Тейяр де Шарден П. Божественная среда. — М.: Renaissanse, 1992
— Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М.: Наука, 1987

Литература

  • Аг А. Философская антропология Тейяра де Шардена // Вопросы философии. № 5. 1970. С. 175—179.
  • Бабосов Е. М. Границы диалога с наукой // Наука и религия. № 7. 1966. С. 26-30.
  • Бабосов Е. М. Истина и богословие. Минск, 1988.
  • Бабосов Е. М. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. Минск, 1970.
  • Быховский Б. Э. Тейяр де Шарден // Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 672—673.
  • Б/а. Предисловие к: Клингер Г., прот. Тейяр де Шарден и православная традиция // Вестник РСХД. № 106. Париж. 1973.
  • Вальде Н. М. Предисловие к: Вселенская литургия // Божественная среда. М., 1992.
  • Гараджа В. И. Кризис религии и католический модернизм. М., 1969.
  • Гараджа В. И. Критика теологической интерпретации науки // Наука и теология в XX веке. М., 1972. С. 6-68.
  • Гараджа В. И. Научно-технический прогресс и кризис католической теологии // Религия в век НТР. М., 1979. С. 84-112.
  • Гароди Р. Предисловие // Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965. С. 5-29.
  • Гильдебранд Д. фон. Тейяр де Шарден: на пути к новой религии // Гильдебранд Д. фон. Новая вавилонская башня. *Избранные философские работы. СПб., 1998.
  • Голота А. И. В поисках возможных решений. Рец. на кн.: «Феномен человека» // Вопросы философии. № 9. 1967. С. 170—173.
  • Грене П., аббат. Тейяр де Шарден — христианский эволюционист. Париж, 1961 (рус. пер. — Б/м, б/г (машинопись), библ. СПбДА).
  • Губман Б. Л. Тейяр де Шарден // Современная западная философия. М., 1991. С. 295—296.
  • Ермоленко М. Т. К критике теоретико-эволюционных основ тейярдизма // История и теория эволюционного учения. Вып. 3. Л., 1975. С. 152—160.
  • Заболотский Н. А. Тейяр де Шарден и церковно-учительная традиция. Актовая речь в Ленин-градской Духовной Академии 9 октября 1970 г. Л., 1970 (машинопись).
  • Заболотский Н. А. Древние восточные Церкви. Лекции для студентов Ленинградской Духов-ной Академии. Т. 2. Л., 1983 (машинопись).
  • Зеньковский В. В., прот. О трудах Teilhard de Chardin // Зеньковский В. В., прот. Основы хри-стианской философии. Т. 2. Париж, 1964. С. 175—186.
  • Ибодов М. О. Направленность и прогресс в эволюции. Душанбе, 1990.
  • Касавина Г. З. Проблема оснований биологии и современная буржуазная философия // Фило-софские основания естествознания. М., 1977. С. 210—224.
  • Кичанова И. М. Проблема человека // Вопросы научного атеизма. Вып. 6, М., 1968.
  • Клингер Г., протаким образом Тейяр де Шарден и православная традиция // Вестник РСХД. № 106. Париж, 1973. С. 109—132.
  • Клор О. Новые тенденции в отношении евангелической и католической теологии к современ-ному естествознанию // Вопросы научного атеизма. вып. 1, М., 1966.
  • Кузнецов В. Н. Французская буржуазная философия XX века. М., 1970.
  • Левада Ю. А. «Феномен Тейяра» и споры вокруг него // Вопросы философии. № 1. 1962.
  • Мартеле Г. Великие христианские прозрения Тейяра де Шардена // Символ. № 6. Париж, 1981.
  • Мень А., прот. Тейяр де Шарден: христианин и ученый // Тейяр де Шарден. Божественная среда. М., 1992. С. V—XXIV.
  • Назаров В. И. Финализм в современном эволюционном учении. М., 1984. С. 198—221.
  • Назаров В. И. Эволюционная теория во Франции. М., 1974.
  • Никонов К. И. Современная христианская антропология. М., 1983.
  • Пасика В. М. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена // Из истории зарубежной фи-лософии XIX—XX века. М., 1967. С. 164—183.
  • Пасика В. М. Тейяр // Философский словарь. М., 1967.
  • Пасика В. М. Тейяр де Шарден // Большая советская энциклопедия. Т. 25. М., 1976. С. 362.
  • Пасика В. М. Тейяр де Шарден // Философская энциклопедия. Т. 5. М., 1970. С. 192—193.
  • Пасика В. М. Теология и наука в интерпретации тейярдизма // Наука и теология в XX веке. М., 1972. С. 114—137.
  • Пасика В. М. Тейярдизм и наука // Науки о неорганической природе и религия. М., 1973. С. 59-82.
  • Плужанский Т. Некоторые черты воззрений Тейяра де Шардена // От Эразма Ротердамского до Бертрана Рассела. М., 1969. С. 158—216.
  • Радугин А. А. Персонализм и католическое обновление. Воронеж, 1982.
  • Рашковский Е. Б. Пастернак и Тейяр де Шарден // Вопросы философии. № 8. 1990. С. 160—166.
  • Садовский Н. А. Философско-религиозное учение Пьера Тейяра де Шардена и современная идеологическая борьба // О закономерностях перехода от социализма к коммунизму. Душанбе, 1967. С. 205—233.
  • Сахарова Т. А. От философии существования к структурализму. М., 1974. С. 178—196.
  • Старостин Б. А. От феномена человека к человеческой сущности // Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 3-36.
  • Струговщиков Е., свящ. Тейяр де Шарден и православное богословие. М., 2004.
  • Тейярдизм // История философии. Т. 6. Кн. 2. М., 1965. С. 80-82.
  • Харитонов В. М. Введение в теорию антропогенеза и археологию палеолита. М., 1998.
  • Ярошевский Т. М. Личность и общество. М., 1973. С. 502—533.
  • Ястребов И. В. Католицизм в современной Франции. М., 1973.
  • A Basic Teilhard Bibliography 1955—1968. New York, 1968.
  • Abelé J. Le Christianisme se désintéresse-t-il de la Science? // Encyklopedie du catholique an XX-éme Siécle. Paris, 1960.
  • Agh A. Formirovanie filosofskoj antropologii Teilharda de Chardina // Filosofskije nauki. 1969.
  • Allegra G. M. My Conversations with Teilhard on the Primacy of Christ. Chicago, 1971.
  • A Response to Stephen Jay Gould’s Charge of Teilhard Complicity // Natural History. March. 1979; Aug. 1980; June. 1981.
  • Aubert J.-M. Recherche scientifique et foi chrétienne. Paris, 1962.
  • Barbour I. G. Five Ways of Reading Teilhard // Soundings. № 51. 1968.
  • Barbour I. G. Teilhard’s Process Metaphysics // Journal of Religion. № 1. 1969.
  • Barjon L., Leroy P. La carrière scientifique de Pierre Teilhard de Chardin. Monaco, 1964.
  • Barthélemy-Madaule M. La Personne dans la perspective teilhardienne // Essais sur Teilhard de Chardin. Paris, 1962.
  • Barthélemy-Madaule M. Bergson et Teilhard de Chardin. Paris, 1963.
  • Baudry G.-H. P. Teilhard de Chardin. Bibliographie (1881—1972), Lille, 1972.
  • Bea A. Die Enzyklika «Humani generis» // Grundgedanke und Bedeutung. Scholastik. № 1. 1951.
  • Bendlová P. Človék a moderni katholicismus. Krise katholickèho humanismu. Praha, 1965.
  • Bendlová P. Teilhard de Chardin — nová nadĕje katolicismu? Praha, 1968.
  • Benz E. Schöpfungsglaube und Endzeiterwartung. Antwort auf Teilhard de Chardins Theologie der Evolution. München, 1965.
  • Berry T. The Piltdown Affair // Teilhard Newsletter. July. 1980.
  • Berry T. M. New Story // Teilhard Studies. № 1.
  • Bilas J. Teilhardova apológia nábožnskej ontológie. Warszawa, 1974.
  • Bilas J. Garaudyho revizionistická propagácia teológie a nábožnskej filozofie. Warszawa, 1976.
  • Birx J. Interpreting Evolution: Darwin and Teilhard de Chardin. Amherst, New York: Prometheus Books, 1993.
  • Bissiéres R., Vacherot J. Science, seule, espérance? Marx? Teilhard? Paris, 1967.
  • Blanchard J. P. Méthodes et principes du père Teilhard de Chardin. Paris, 1961.
  • Bone E. Pierre Teilhard de Chardin // Revue des Questions scientifiques (Louvain). T. XVII. 1956. Р. 90-104.
  • Booher H. R. Science fraud at piltdown: the amateur and the priest // The Antioch Review Fall. 1986. P. 389—407.
  • Borne E. Matiére et esprit dans la philosophie de Teilhard de Chardin // Essais sur Teilhard de Char-din. Paris, 1962.
  • Borne E. De Pascal à Teilhard de Chardin. Clermont-Ferrand, 1963.
  • Bravo F. Christ in the Thought of Teilhard de Chardin. Notre Dame — Londres, 1967.
  • Brien P. De Charles Darwin à Pierre Teilhard de Chardin // Synthèse. № 198. Novembre. 1962, Bruxelles. Р. 29-42.
  • Bruteau B. Evolution Toward Divinity: Teilhard De Chardin and the Hindu Traditions. Theosophical Publishing House, 1974.
  • Carles J. Teilhard de Chardin. Sa vie, son oeuvre avec un exposé de sa philosophie. Paris, 1964.
  • Chaix-Ruy J. Le Surhomme. De Nietzsche à Teilhard de Chardin. Paris, 1965.
  • Chakravarty A. Reflections on Pierre Teilhard de Chardin and an Excerpt from a Letter from Boris Pasternak // *Teilhard Review & Journal of Creative Evolution. Vol. 21. № 3. London, 1986, Р. 88.
  • Charbonneau R., abbé. Teilhard de Chardin prophète d’un âge totalitaire. Essai. Paris, 1963.
  • Chauchard P. A. L`être humain selon Teilhard de Chardin. Phénoménologie scientifique et pensée chrétienne. Paris, 1959.
  • Chauchard P. A. Teilhard de Chardin, l’humanisme socialiste et la reconcilation des humanismes // Synthese. № 169—170. 1960.
  • Chauchard P. A. Teilhard et l’optimisme de la Croix. Paris, 1964.
  • Choisy M. Teilhard et l’Inde. Paris, 1963.
  • Coffy R. Teilhard de Chardin et le socialisme. Lyon, 1966.
  • Copleston F. C. Teilhard de Chardin and Global Outlook // Teilhard and the Unity of Knowledge: The Georgetown univ. centennial symp. Ed. by King T. M. & Salmon J. F. New York, 1983.
  • Corte N. La vie et l’âme de Teilhard de Chardin. Paris, 1963.
  • Costello P. Teilhard and the Piltdown hoax // Antiquity. May. 1981. P. 58-59.
  • Costello P. Piltdown Puzzle // New Scientist. September. 1981. P. 14.
  • Crabbe R. Teilhard et l’Ancien Testament // Le Phare Dimanche. 07. 10. 1960. Р. 5.
  • Crabbe R. L’évolution de l’histoire et Teilhard de Chardin // Le Phare Dimanche. 30 octobre. 1960. Р. 3.
  • Crespy G. La pensée théologique de Teilhard de Chardin. Paris, 1961.
  • Cuenot C. Pierre Teilhard de Chardin: Les grandes étapes de son évolution. Paris, 1962.
  • Cuenot C. Lexique Teilhard de Chardin. Paris, 1963.
  • Cuenot C. Teilhard et le marxisme // Europe. Mars. 1965.
  • Cuypers H. Vocabulaire Teilhard de Chardin. Lexique, citations, références. Paris, 1963.
  • Czarkowski J. Oblicza personalizmow: Konfrontacja antropologii filozoficznej E. Mouniera i P. Teilharda de Chardin. Torun, 1994.
  • Daecke S. M. Teilhard de Chardin und die evangelische Theologie. Die Weltlichkeit Gottes und die Weltlichkeit des Welt. Göttingen, 1967.
  • Daniel G. Leakey and Piltdown // Antiquity. September. 1975. P. 167—169.
  • Daniel G. Max Bégouën on Teilhard // Antiquity. March. 1981. P. 2-4.
  • Devaux A. Teithard et Saint-Exupéry. Paris, 1962.
  • Dobzhansky Th., Boesiger E. Essais sur l’évolution. Paris, 1968.
  • Dubarle R. D. Science and the Unified Vision of the Universe. Einstein’s Ideas and Teilhard de Chardin’s Contribution // Science and Synthesis. An international colloquium organized by Unesco on the tenth anniversary of the death of Albert Einstein and Teilhard de Chardin. Berlin, 1971.
  • Duroux P. E. L’Histoire naturelle de l’humanité selon Teilhard. Paris, 1964.
  • Dussault G, Gendron L., Haguette A. Panthéisme, Action, Oméga chez Teilhard de Chardin. Bruges-Paris, 1967.
  • Dyskusja o antropolgii filozoficznej Piotra Teilharda de Chardin // Dialog i współdziałanie. War-szawa, 1970.
  • Fesquet H. Katolicysm jutra. Krakow, 1964.
  • Garaudy R. Perspectives de l’Homme. Existentialisme, Pensée catholique, Marxisme. Paris, 1959.
  • George N. D’Einstein à Teilhard. Paris, 1964.
  • German P. Teilhard de Chardin, sa conception de l’Univers, de l’homme et du Christ // Les dossiers de l’action sociale catholique. № 3. 15 mars. 1963. Р. 161—178.
  • Gilson E. Le саs Teilhard de Chardin // Seminarium. № 4. 1965.
  • Gosztonyi A. Die Anthropologie Teilhard de Chardins // Philosophische Anthropologie heute. Hrsg. Von R. Rocek und O. Schatz. München, 1972. S. 142—163.
  • Grenet P.-B. Teilhard de Chardin. Présentation per l’abbé Paul Grenet. Choix de textes, biblio-graphie, fac-similés. Paris, 1961.
  • Guerra L. F. La filosofia de la naturalezza en Teilhard de Chardin. Lima, 1964.
  • Hejdánek L. Víra a vĕda v díle P. Teilharda de Chardina. Theol. příloha Křesťanské revue. XXXII. Praha, 1965.
  • Hengstenberg H.-E. Evolution und Schöpfung. Eine Antwort auf den Evolutionismus Teilhard de Chardins. München, 1963.
  • Hengstenberg H.-E. Mensch und Materie, Zur Problematik Teilhard de Chardin, Stuttg., 1965.
  • Huxley J. Introduction // Teilhard de Chardin. The phenomen of man. New York, 1965.
  • Huxley J. Le phénomène humain // Cahier Pierre Teilhard de Chardin. № 2. Paris, 1960.
  • Jarque J. E. Bibliographie générale des oeuvres et articles sur Pierre Teilhard de Chardin parus jusq’à fin décembre 1969. Freiburg, 1970.
  • Jeannière A. L’Avenir de l’humanité d’après Teilhard de Chardin // Revue de l’Action populaire. № 154. Paris. Р. 5-22.
  • K. Oakley and T. de Chardin (Correspondence between Dr. K. P. Oakley and P. Teilhard de Chardin on the Piltdown Hoax) // L’Oeuvre Scientique. 1971. P. 4561-4567.
  • King U. Christ in All Things: Exploring Spirituality With Teilhard De Chardin: The 1996 Bampton Lectures. New York, 1997.
  • King U. Spirit of Fire: The Life & Vision of Teilhard de Chardin. New York, 1996.
  • King U. Spirit of One Earth: Reflections on Teilhard de Chardin and Global Spirituality. New York, 1989.
  • Klinger J. O. Teilhard de Chardin a tradycja kosciola wschodniego // Zycie i Mysl. № 6-7. 1968.
  • Kosciuch J. X Sympozjum teilhardowskie // Zycie i mysl. № 6-7. 1968.
  • Kozłowski. Teilhard de Chardin — poglądy na fizykę i kosmologię // Filozoficzne problemy wspołczesnego chreścijaństwa. Warszawa, 1973.
  • Kuhn W. Teilhard de Chardin und die Biologie // Stimmen der Zeit. Freiburg, 1962/63.
  • Lacombes A. Teilhard de Chardin et la sainte évolution. Paris, 1969.
  • Lambilliotte M. L’Homme en mutation (Teilhard de Chardin) // Synthèse (Bruxelles). № 140—141. Janvier-février. 1958. Р. 5-17.
  • Lane D. H. The Phenomenon of Teilhard: Prophet for a New Age. Mercer Univ. Pr., 1996.
  • Langemeyer B. Der Dialogische Personalismus in der evangelischen und katolischen Theologie der Gegenwart. Paderborn, 1963.
  • Leakey R. E. Human Unity: Past and Future // Teilhard and the Unity of Knowledge: The George-town univ. centennial symp. Ed. by King T. M. & Salmon J. F. New York, 1983.
  • Lepp I. The faith of men: Meditations inspired by Teilhard de Chardin. New York, 1967.
  • Le Roy E. The man // Le milieu Divin. Fontana books, 1968.
  • Ligneul A. Teilhard et le personnalisme. Paris, 1964.
  • Lubac, Henri de. La pensée religieuse du Père Pierre Teilhard de Chardin. Paris, 1962.
  • Lubac, Henri de. The Religion of Teilhard de Chardin. London, 1967.
  • Lukas M. Teilhard and the Piltdown «Hoax» // America. May. 1981. P. 424—427.
  • Lukas M. Gould and Teilhard’s «Fatal Error» // Teilhard Newsletter. July. 1981. P. 4-6.
  • Lukas M., Lukas E. Teilhard, a biography. New York — London, 1977.
  • Lyons J. A. Cosmic Christ in Origen and Teilhard de Chardin. SJ, 1982.
  • Magloire G. Convergences, Thème du symposium Teilhard de Chardin à Bruges // Le Phare Diman-che. 6 octobre. 1963. Р. 4.
  • Magloire G. Energie universelle et action humaine // Le Phare Dimanche. 4 octobre. 1964. Р. 4.
  • Maloney G. The Cosmic Christ from Paul to Teilhard. SJ, 1969.
  • Maritain J. Le Payson de la Garrone. Paris, 1966.
  • Martin M. G. The Spirituality of Teilhard de Chardin. Westminster, 1968.
  • Mathieu P. L. La Pensée politique et économique de Teilhard de Chardin. Paris, 1969.
  • M’Bow A. -M. Allocution d’Amadou Mahtar M’Bow a l’occasion de la celébration du centenaire de la naissance du Pere Teilhard de Chardin. Paris, 1981.
  • McCarty D. Teilhard de Chardin. Waco, Texas, 1977.
  • McCulloch W. Some Remarks on Teilhard and the Piltdown Hoax // Teilhard Newsletter. July. 1981. P. 1-2.
  • McCulloch W. A Reader’s Guide to S. J. Gould’s Piltdown Argument // Teilhard Newsletter. Decem-ber. 1983. P. 4-7.
  • Medawar P. B. Über Teilhard de Chardin // Club Voltaire I. München, 1963.
  • Mermod D. La Morale chez Teilhard. Paris, 1968.
  • Meurers J. Die Sensucht nach dem Verlorenen Weltbild. Verlockung und Gefahr der Tesen Teilhard de Chardins. München, 1963.
  • Minta-Tworzowska D. Elementy metodologii prahistorii w historiozofii P. Teilharda de Chardin. Poznań, 1986.
  • Monestier A. Teilhard (de Chardin) et Sri Aurobindo. Paris, 1963.
  • Mooney C. F. Тeilhard de Chardin and the Mystery of Christ. SJ, 1966.
  • Myrray M. The Thought of Teilhard de Chardin. An Introduction. New York, 1966.
  • Notes on Chronology of Piltdown 1913—1920 // Teilhard Newsletter. July. 1981. Р. 4.
  • Oakley K. Piltdown man // New Scientist. November. 1981. Р. 432.
  • Onimus J. Pierre Teilhard de Chardin ou la foi du monde. Paris, 1968.
  • Overzee A. H. The Body Divine: The Symbol of the Body in the Works of Teilhard De Chardin and Ramanuja // Cambridge Studies in Religious Traditions. № 2. Cambridge Univ. Pr. (Short), 1992.
  • Perigord M. L`esthetique de Teilhard de Chardin. Paris, 1965.
  • P. Philippe de la Trinite. Rome et Teilhard de Chardin. Paris, 1964.
  • Pierre Teilhard de Chardin. (1881—1955). Bruxelles, 1965.
  • Pierre Teilhard de Chardin. Images et paroles. Pref. D’André George. Paris, 1966.
  • Piveteau J. Le Père Teilhard de Chardin, savant. Paris, 1964.
  • Płuzanski T. Człowiek w perspektywie teilhardowskiej // Miesięznik literacki. № 6. 1967.
  • Płuzanski T. Paradoks w nowożytnej filozofii chrześcijańskiej. Warszawa, 1970.
  • Płuzanski T. Moment-czas-nieskończoność w ujęciu Pascala, Teilharda i Marksa // Myśl o. Teilharda de Chardin w Polsce. Warszawa, 1973.
  • Polgar L. Intenationale Teilhard-Bibliographie 1955—1965. Freiburg — München, 1965.
  • Pounlin D. Teilhard de Chardin. Essai de bibliographie 1955—1966. Quebeck, 1966.
  • Prigogine I. Time and the Unity of Knowledge // Teilhard and the Unity of Knowledge: The George-town univ. centennial symp. Ed. by King T. M. & Salmon J. F. New York, 1983.
  • Provenzano J. P., Provenzano J. The Philosophy of Conscious Energy: Answers to the Ultimate Questions. Winston-Derek Pub., 1993.
  • Rabut O. A. Le Problème de Dieu inscrit dans l’évolution. Paris, 1963.
  • Reckers M.-Ch. Le vocabulaire de Teilhard de Chardin. Les elements grecs, «ravaux du centre de lexicologie Francaise». № 1. 1968.
  • Rivière C. Teilhard, Claudel et Mauriac. Paris, 1963.
  • Russo F. La socialisation selon Teilhard de Chardin // Revue de l’action populaire. № 163. Décem-bre. 1963. Р. 1157—1170.
  • Scheffczyk L. Der Sonnengesang des Franciskus von Assisi und die Humne an die Materie des Teil-hard de Chardin // Geist und Leben. Juni. 1962.
  • Schmitz-Moorman K. Das Weltbild Teilhard de Chardins. Physic, Ultraphysic, Metaaphysic. Unter-suchungen zur Terminologie Teilhard de Chardins. Köln-Opladen, 1966.
  • Schmitz-Moorman K. Teilhard and the Piltdown Hoax 1 // Teilhard Newsletter. July. 1981. P. 2-4.
  • Science and Synthesis. An international colloquium organized by Unesco on the tenth anniversary of the death of Albert Einstein and Teilhard de Chardin. Berlin, 1971.
  • Senghor L. S. Pierre Teilhard de Chardin et la politique africaine. Paris, 1962.
  • Shea М. The Timelessness of God // The Teilhard Review. Vol. 14. № 3.
  • Smulders P. La vision de Teilhard de Chardin. Essai de reflexion theologique. Paris, 1964.
  • Solanges B. de. Teilhard de Chardin. Témoignage et étude sur developpement de sa pensée. Tou-louse, 1967.
  • Soleri P. Teilhard and the Esthetic // Teilhard and the Unity of Knowledge: The Georgetown univ. centennial symp. Ed. by King T. M. & Salmon J. F. New York, 1983.
  • Soucy C. Teilhard de Chardin est-il un philosophe? // Essais sur Teilhard de Chardin. Paris, 1962.
  • Soucy C. Pensée logique et pensée politique chez Teilhard de Chardin. Paris, 1967.
  • Stikker A. Transformation Factor: Towards an Ecological Consciousness. Element, 1992.
  • Talhouet J. de. Le lyrisme et la mystique dans les oeuvres de P. Teilhard de Chardin. Paris, 1959.
  • Tanalski D. Klopoty z Teilhardem // Zeszyty Argumentow. № 4/33. 1967.
  • Teilhard and the Unity of Knowledge: The Georgetown univ. centennial symp. Ed. by King T. M. & Salmon J. F. New York, 1983.
  • Teilhard de Chardin et la pensee catholique. Colloque sous les auspices de Pax Romana. Paris, 1965.
  • Teilhard de Chardin et le personnalisme. L’en haut et l’en avant. Le mal, l’Union et point Oméga. Nature et conscience. Le Drame Humain. Une philosophie politique. Dieu ei le dialecte // Esprit. № 3. Mars. 1964. Р. 337—403.
  • Teldy-Naim R. Faut-il brûler Teilhard de Chardin? Paris, 1959.
  • Terra H. de. Bibliographie des deutschsprachigen Schrifttums von und über Père Teilhard de Char-din 1955—1964. Frankfurt, 1965.
  • Terra H. de. Mes voyages avec Teilhard. Paris, 1965.
  • Teste P. Vies sacrifiées, vies transfigurées. Paris, 1963.
  • Thys A. Conscience, réflexion et collectivisation chez Teilhard. Paris, 1964.
  • Toinby, A. Vision d’Unity // Cahiers Pierre Teilhard de Chardin. Vol. 1. Reflexions sur le bonheur. Paris, 1960.
  • Truhlar K. V. Teilhard und Solowjew: Dichtung und religiöse Erfahrung. Freiburg — München, 1966.
  • Vandel A. L'évolutionnisme du P. Teilhard de Chardin // Etudes philos. 20. N. S., 1965. Р. 449—464.
  • Viallet F. A. L’Univers personnel de Teilhard de Chardin. Paris, 1955.
  • Viallet F. A. L’Univers personnel de Teilhard de Chardin. T. II. Le Dépassement. Paris, 1961.
  • Walhert G. von. Teilhard de Chardin und die moderne Theorie der Evolution der Organismen. Stutt-gart, 1966.
  • Wallance W. The Cosmogony of Teilhard de Chardin // The New Scholasticism. № 3. 1962.
  • Wildiers N. M. Ku chrześcijańskiemu neohumanizmowi. Warszawa, 1967.
  • Żaba Z. Antropologija filosoficzna Teilharda de Chardina. Zeszyty argumentow. Warszawa, 1965.
  • Żaba Z. Evolucjonisticzny personalizm Teilharda de Chardina. Warszawa, 1965.