Сарра

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Сарра (ивр. שָׂרָה‎)
HansCollaert-Sara.jpg
Пол: жен.
Период жизни: праотцы
Толкование имени: княгиня
Местность: Арам, Палестина, Египет
Упоминания:
Супруг: Авраам
Дети: Исаак
Место погребения: Хеврон, Пещера Махпела
Связанные понятия: праматерь
Связанные события: изгнание соперницы
Связанные персонажи: Агарь
Характерные черты: красота, властность, позднее материнство

Сарра (שָׂרָה}, Сара — букв. `владычица`; سارة} — жена Авраама, первая из четырёх прародительниц еврейского народа.

Этимология имени

По поводу этимологии имени «Сарра» у исследователей существуют различные мнения.

В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения «Сарра» означает `княгиня`, `владычица`. В Аггаде имя Сарай интерпретируется как `княгиня своего народа`, а изменение имени на Сарру — как наречение её `княгиней всего человечества` (мидраш Берешит Раба 47:1).

В XVIII-XIX веках была предложена теория параллели имён «Сарра / Ав(б)ра(х)ам» — «Сарасвати / Брахма». Эта теория, например, рассматривается в «Философском словаре» Вольтерa.

В Библии

В Библии (Быт. 11:31) Сарра названа невесткой отца Авраама, Фарры (Тераха); в то время, как в Быт. 20:12 Авраам говорит Авимелеху, что Сарра — его единокровная сестра (то есть дочь Фарры, но не матери Авраама). Талмуд (Санхедрин 69Б) отождествляет Сарру и Иску (Быт. 11:29), тогда получается, что Сарра — дочь рано умершего Арана и, тем самым, племянница Авраама.

Сара была не просто супругой Авраама, она играла важную роль в деле, которому посвятил себя её муж. Слова о том, что Авраам и Сарра (тогда ещё Аврам и Сара), покинув Ур Халдейский, прошли через Харан и взяли с собой души, созданные ими в Харане (Быт. 12:5), толкуются еврейскими комментаторами в том смысле, что речь идёт не о рабах, а о новообращённых, которые приняли новую веру, причём Авраам обращал мужчин, а Сарра — женщин.

По словам р. Адина Штейнзальца: «Сара — это не покорная жена, пассивно сопровождающая мужа, но личность с твёрдой волей и сильным характером, побуждавшим её принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа. Авраѓам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить её согласие, прежде чем принять важное решение

Сам Всевышний повелевает Аврааму: Слушайся всего, что скажет тебе Сара (Быт. 21:12). Следуя этому указанию, Авраам выполнил требование Сары изгнать Измаила (Ишмаэля) и Агарь — своего сына и его мать.

Библия повествует о бесплодии Сарры (Быт. 11:29,30), подчёркивая непоколебимую веру Авраама в исполнение Божественного обещания многочисленного потомства (Быт. 12:1-4). Отчаившись иметь собственных детей, Сарра дала Аврааму в наложницы свою служанку Агарь, чтобы та родила ему детей вместо неё (Быт. 16:2,3). Этот обычай известен также у других древних народов Ближнего Востока.

Бог объявляет Аврааму, что Он даст ему сына от Сарры, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё (Быт. 17:16). Обещание Бога дать Аврааму и Сарре сына сопряжено с переименованием Авраама (прежде — Аврам) и Сарры (прежде Сара / Сарай) и заключением с ним завета, который сопровождается символическим предписанием обрезания (Быт. 17:1-21). Сарра родила Исаака в возрасте 90 лет.

Сарра умерла в возрасте 127 лет в Кирьят-Арбе (Хеврон), и Авраам похоронил её в пещере Махпела, которую он приобрёл у хетийца Ефрона (Эфрона) за четыреста шекелей серебром (Быт. 23:3-20).

В традиции

Сара на почтовой марке Израиля

По преданию, возле шатра Сарры всегда стояло Божественное облако (мидраш Берешит Раба 60:16). Сарра умерла от потрясения, когда Исаак рассказал матери о попытке отца принести его в жертву (мидраш Ваикра Раба 20:2).