Сергей Сергеевич Прокофьев
Сергей Сергеевич Прокофьев | |
---|---|
Фото С. С. Прокофьева | |
Полное имя | Сергей Сергеевич Прокофьев |
Дата рождения | 11 (23) апреля 1891 |
Место рождения | имение Сонцовка, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина) |
Дата смерти | 5 марта 1953 |
Место смерти | Москва, СССР |
Годы | |
Страна | Шаблон:Флагификация/ |
Профессии | композитор |
Инструменты | {{{Инструменты}}} |
Жанры | опера / балет |
Псевдонимы | {{{Псевдонимы}}} |
Коллективы | {{{Коллективы}}} |
Сотрудничество | |
Лейблы | {{{Лейблы}}} |
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891—1953) — русский и советский композитор, один из крупнейших композиторов XX века. Лауреат Сталинской премии (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951).
Содержание
Биография
Сергея Прокофьев родился 11 (23) апреля 1891 г. в селе Сонцовка Бахмутского уезда Екатеринославской губернии (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области, Украина). Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей пианисткой. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочиненные им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет композитор мальчик написал 2 оперы: «Велика» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Рейнгольда Глиэра. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Николая Римского-Корсакова по инструментовке, Анатолия Лядова по композиции, Я. Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А. Н. Есиповой по фортепиано, Н. Н. Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909 г. и как пианист в 1914 г.
С 1908 года дает первые концерты с исполнением собственных произведений. В мае 1918года выезжает на заграничные гастроли, которые затянулись на пятнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе.
В 1927, 1929 и 1932 Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1933 (по некоторым сведениям в 1936) году вернулся на Родину. Преподавал в Московской консерватории.
В 1948 г. Прокофьев подвергся нападкам за т. н. «формализм» и симпатии к западной музыке. С 1949 г. Прокофьев ведет жизнь аскета. Он почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет оперу «Повесть о настоящем человеке», балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952). Прокофьев скончался в Москва от гипертонического криза 5 марта 1953 года. Так как он умер в один день со Сталиным, его смерть прошла почти незамеченной.
Конкурс
В Санкт-Петербурге ежегодно проводится международный конкурс имени Сергея Сергеевича Прокофьева. Конкурс проводится по трем специальностям: композиция, симфоническое дирижирование и фортепиано.
Сочинения
Оперы
- Маддалена (1911; 2-я редакция 1913),
- Игрок (по Ф. М. Достоевскому, 1929, Брюссель; 1974, Москва),
- Любовь к трём апельсинам (по К. Гоцци, 1921, Чикаго; 1926, Ленинград),
- Огненный ангел (по В. Я. Брюсову, 1927; концертное исполнение 1954, Париж; 1955, Венеция; 1983, Пермь),
- Семён Котко (1940, Москва),
- Обручение в монастыре (Дуэнья, по Р. Шеридану, 1946, Ленинград),
- Война и мир (опера) (по Л. Н. Толстому, 1943; окончательная редакция 1952; 1946, Ленинград; 1955, там же).
- Повесть о настоящем человеке (по Б. П. Полевому, концертное исполнение 1948, Ленинград; 2-я редакция 1960, Москва);
Балеты
- Сказка про шута, семерых шутов перешутившего (1921, Париж),
- Стальной скок (1927, Париж),
- Блудный сын (1929, там же),
- На Днепре (1931, там же),
- Ромео и Джульетта (по У. Шекспиру, 1938, Брно; 1940, Ленинград),
- Золушка (1945, Москва),
- Сказ о каменном цветке (по П. П. Бажову, 1954, Москва);
Вокально-симфонические произведения
- К 20-летию Октября, кантата (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, 1937)
- Александр Невский, кантата (1939)
- Здравица, кантата (к 60-летнему юбилею Сталина, 1939)
- Зимний костёр, сюита (слова С. Я. Маршака, 1949)
- На страже мира, оратория (слова С. Я. Маршака, 1950)
Для оркестра
- 7 симфоний (1917 «Классическая»; 1924; 1928; 1930 (2-я редакция 1947); 1944; 1947; 1952),
- Ала и Лоллий (Скифская сюита, 1915),
- симфоническая сказка Петя и волк (1936),
- Два пушкинских вальса (1949), различные сюиты, поэмы, увертюры и др.;
Инструментальные концерты
- Пять концертов для фортепиано (1912; 1913 (2-я редакция 1923); 1921; 1931; 1932 (для левой руки))
- Два концерта для скрипки (1917, 1935)
- Концерт для виолончели (1938)
- Симфония-концерт для виолончели (1952)
- Концертино для виолончели с оркестром (1952)
Камерно-инструментальные ансамбли
- Две сонаты для скрипки и фортепиано
- Соната для скрипки соло
- Соната для виолончели и фортепиано
- Соната для флейты и фортепиано
- 2 струнных квартета
Произведения для фортепиано
- «Соната № 1 Фа-минор для фортепиано» — ор.1 (1907—1909)
- «4 этюда для фортепиано» — ор.2 (1909)
- «4 пьесы для фортепиано» — ор.3 (1907—1908)
- «4 пьесы для фортепиано» — ор.4 (1908)
- «Концерт № 1 Ре-бемоль мажор для фортепиано с оркестром» — ор.10 (1911—1912)
- «Токката Ре-минор» — ор.11 (1912)
- «10 пьес для фортепиано» — ор.12 (1906—1913)
- «Соната № 2 Ре-минор для фортепиано» — ор.14 (1912)
- «Концерт № 2 Соль минор для фортепиано с оркестром» — ор.16 (1912—1913)
- «Сарказмы» — ор.17 (1912—1914)
- «Мимолётности» — ор.22 (1915—1917)
- «Концерт № 3 До-мажор для фортепиано с оркестром» — ор.26 (1917—1921)
- «Соната № 3 Ля-минор для фортепиано» — ор.28 (1907—1917)
- «Соната № 4 До-минор для фортепиано» — ор.29 (1908—1917)
- «Сказки старой бабушки» — ор.31 (1918)
- «4 пьесы для фортепиано» — ор.32 (1918)
- «Соната № 5 До-мажор для фортепиано» — ор.38 (1923)
- «Дивертисмент» — ор.43b (1938)
- «6 транскрипций для фортепиано» — ор.52 (1930—1931)
- «Концерт № 4 (для левой руки) для фортепиано с оркестром» — ор.53(1931)
- «2 сонатины для фортепиано» — ор.54 (1931—1932)
- «Концерт № 5 Соль-мажор для фортепиано с оркестром» — ор.55(1931)
- «3 пьесы для фортепиано» — ор.59 (1933—1934)
- «Музыка для детей» — ор.65 (1935)
- «"Ромео и Джульетта" - 10 пьес для фортепиано» — ор.75 (1937)
- «Соната № 6 Ля-мажор для фортепиано» — ор.82 (1939—1940)
- «Соната № 7 Си-бемоль мажор для фортепиано» — ор.83 (1939—1942)
- «Соната № 8 Си-бемоль мажор для фортепиано» — ор.84 (1939—1944)
- «3 пьесы для фортепиано» — ор.96 (1941—1942)
- «"Золушка" - 10 пьес для фортепиано» — ор.97 (1943)
- «"Золушка" - 6 пьес для фортепиано» — ор.102 (1944)
- «Соната № 9 До мажор для фортепиано» — ор.103 (1939—1944)
Также: романсы, песни; музыка к спектаклям драматического театра и кинофильмам.