Струг

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Струг (от «строгать») — русское плоскодонное парусно-гребное судно XIXVIII веков, служившее для перевозки людей и грузов.

Использовалось на реках и озёрах. Было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре. Струги имели длину от 20 до 45 метров и ширину от 4 до 10 метров.

В XVIXVII веках использовались для защиты речных торговых путей от разбойников, для чего оборудовались несколькими небольшими пушками.

Иногда корабли завоевателя Сибири Ермака называют стругами. Однако ширина реки Чусовая вряд ли позволит пройти кораблям в 20 метров длинны и 4 ширины. Вероятно, строились струги и меньшего размера.

Использование стругов в России

Документально установлено, что в 1240 г. войско великого новгородского князя Александра Невского добралось до места расположения шведов именно на быстроходных стругах.

При подготовке второго азовского похода зимой 1696 в Воронеже и Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Построенные в Преображенском галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, там собирались и спускались на воду. В Воронеже и Воронежском уезде было подготовлено к спуску 522 струга, 42 мореходных лодки, 134 плота.

Закончилось строительство стругов при Петре I, указом от 28.12.1715 г.: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих ладьях и ко-чах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) даётся им сроку на старых ходить только два года». Суда иностранных образцов были больше приспособлены к установке морской артиллерии