Юрий Николаевич Тынянов

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Юрий Николаевич Тынянов

Юрий Николаевич (Насонович) Тынянов (6 (18) октября 1894, Режица Витебской губернии, ныне Резекне в Латвии20 декабря 1943, Москва) — русский советский писатель, драматург, литературовед и критик.

Биография

Тынянов родился в 1894 году в Режице Витебской губернии (ныне Резекне в Латвии) в состоятельной еврейской семье врача Насона Аркадьевича Тынянова (1862—1924) и совладелицы кожевенного завода Софьи Борисовны Тыняновой (урожд. Соры-Хаси Эпштейн, 1868—1940). У Тынянова были старший брат Лев и младшая сестра Лидия.

Учился в Псковской гимназии (19041912, окончил с серебряной медалью), где среди его однокашников и друзей были Лев Зильбер, Август Летавет, Ян Озолин, Борис Лепорский.

Был женат (1916) единственным браком на Елене (Лее) Александровне Тыняновой (в девичестве Зильбер; сестра Льва и Вениамина (псевдоним Вениамин Каверин) Зильберов); дочь (1916) --- Инна.

Окончил историко-филологический факультет Петроградского университета (19121918).

В студенческие годы участвует в работе Пушкинского семинара С. А. Венгерова, Пушкинского историко-литературного кружка/научного общества.

С 1918 года Тынянов — участник ОПОЯЗа, где, наряду с с В. Б. Шкловским и Б. М. Эйхенбаумом и др. вносит свой вклад в создание научного литературоведения («формального метода» в литературоведении). В 1919 году сдает выпускную работу «Пушкин и Кюхельбекер» (утеряна в Гражданскую войну; в 1934 году Тыняновым написана одноименная статья) и «оставляется при университете» (что близко к современной аспирантуре).

В 1919-20 годах Тынянов преподает литературу в школе, в 1919-21 служит в Центральном бюро Союза коммун Северной области, затем в Отделе информации петроградского бюро Коминтерна, читает лекции в Доме искусств и Доме литераторов.

В 1921—30 профессор Института истории искусств. В 1920-е годы Тынянов выступает как литературовед и литературный критик, публикует книги «Достоевский и Гоголь (к теории пародии)» (1921), «Проблема стихотворного языка» (1924), представляющую наиболее его проработанную теоретическую работу, сборник статей о литературном процессе первой трети XIX века «Архаисты и новаторы» (1929), а также многочисленные работы, не вошедшие в прижизненные сборники.

Оригинальная почтовая марка к 100-летию со дня рождения Тынянова. Россия, 1994, номинал 100 рублей

В те же годы он начинает писать профессиональную прозу (дебютировал в 1925 году под псевдонимом Юзеф Мотль в № 26-27 журнала «Ленинград»; затем следуют романы «Кюхля» (1925) и «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), рассказ (фактически, маленькая повесть) «Подпоручик Киже» (1927)), переводить Г. Гейне, пишет также сценарии к кинофильмам («Шинель» (1926), «СВД» (1927; совместно с Ю. Г. Оксманом)). Постепенно писательство становится его второй профессией.

К концу 1920-х годов рассеянный склероз, которым Тынянов страдал с молодости, приводит к частичной утрате работоспособности. В 1930-х гг. прогрессирующая болезнь, наряду с политическими обстоятельствами (гонения на «формалистов»), несколько снижают его научную активность и переводят ее из теоретического в историко-литературное русло. В это десятилетие выходят его роман «Пушкин» (1936, Части 1 и 2), повесть «Восковая персона» (1930) рассказы «Черниговский полк ждет» (1932) и «Малолетный Витушишников» (1933), еще двух книг переводов из Гейне. Тынянов принимает активное участие в подготовке книг из серии «Библиотека поэта», становясь после смерти Максима Горького фактическим ее руководителем.

Войну Тынянов встречает в состоянии инвалида. Однако до конца жизни он продолжал работать над третьей частью своего последнего романа («Пушкин», не завершен) и писать рассказы (во время войны в провинциальных изданиях опубликованы как минимум три его рассказа).

Умер Ю. Н. Тынянов в декабре 1943 года, вернувшись из эвакуации в Москву.

В г. Резекне (Латвия) с начала 1980-х годов проходят чтения, посвященные памяти ученого и писателя

Адреса в Петрограде — Ленинграде

  • 1919—1936 — доходный дом — Греческий проспект, 15;
  • 1940 год — Дом творчества писателей — Пушкин, Пролетарская улица, 6;
  • весна 1941 года — Дом творчества писателей — Пушкин, Пролетарская улица, 6.

Награды

Награждён орденом Трудового Красного Знамени в 1939 г.

Научное творчество

Художественное творчество

По свидетельствам, приводимым в мемуарной литературе, Тынянов писал рассказы и стихи, начиная с детских лет<ref name="Kaverin1">В большинстве утрачены. Одно из стихотворений — «Дождь» — приводится без текстологической справки Вениамином Кавериным в В. А. Каверин, В. И. Новиков Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. — М.: Книга, 1988. — С. 36—37.</ref>.

Систематическая профессиональная деятельность его в качестве литератора начинается в 1924 году, когда Тынянов, взявшись (по коммерческому заказу, организованному Корнеем Чуковским) за подготовку популярной брошюры о лицейском товарище Пушкина, а впоследствии декабристе, каторжнике и ссыльном В. К. Кюхельбекере, неожиданно написал о нем роман («Кюхля»). Роману, написанному достаточно неровно, но остающемуся одним из образцов вопроизведения «духа эпохи» в беллетристике, суждено было оказаться флагманом жанра «советского исторического романа», требуемого конъюнктурой. Однако сам роман не конъюктурен ни в какой мере и остаётся переиздаваемым и читаемым восемь десятилетий спустя.

Следующий роман Тынянова — «Смерть Вазир-Мухтара» (1928), посвящённый последнему году жизни А. С. Грибоедова, представляет собой совершенно зрелое произведение со своеобразной стилистикой.

Несколько ранее Тынянов публикует первое из серии произведений («исторических повестей»), которые в равной мере могут быть отнесены к большим рассказам или коротким повестям — «Подпоручик Киже» (1927), за которым последовали «Восковая персона» (1930) и «Малолетный Витушишников» (1933). Автор привлекает в двух первых из них материал эпох, иных, нежели начало XIX века, являющееся «центром притяжения» большинства как научных работ, так и художественных произведений Тынянова (их действие относится к царствованию Павла, Петра I и Николая I, соответственно).

В этих небольших по размеру и отточенных по форме произведениях сочетаются историческая стилизация языка (включая элементы сказовости, особенно в «Восковой персоне») с тонким пародированием «социологической прозы», получившей определённое распространение в советской литературе 1920-х — начала 1930-х годов (отчасти это относится и к миниатюрным зарисовкам, опубликованным в 1930 году под названием «Исторические рассказы»). Характерно, что названия всех трёх стали в современном русском языке нарицательными.

Согласно опубликованному Н. Л. Степановым списку (относящемуся к 1932 году)<ref name="Stepanov">Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. — М.: Молодая гвардия, 1966.</ref>, Тынянов вынашивал замысел «собрания сочинений», содержащего, наряду с написанными «Кюхлей», «Смертью Вазира-Мухтара», историческими повестями, а также незавершенным «Пушкиным» и романом «Ганнибалы» (работу над которым Тынянов начал, но оставил), ещё ряд пунктов. Они включали произведения «Граф Сардинский» (о Д. И. Хвостове, известном деятеле литературы и графомане конца XVIII — начала XIX веков), «Евдор» (по всей видимости, о П. А. Катенине), «Капитан Шишков 2-й» (о поэте и бретере А. А. Шишкове), «Овернский мул» (о Ж. Ромме; сохранился набросок, и по его мотивам написан поздний рассказ «Гражданин Очер»), «Бани Сандуновские», «Пастушок Сифил», «Иван Барков», «Потери».

Сниженная из-за болезни работоспособность и ранняя смерть не позволили Тынянову осуществить большую часть задуманного. Зная о неизлечимости своей болезни, он стремился успеть написать главное произведение своей жизни — роман «Пушкин», грандиозную эпопею о становлении, жизни и смерти национального поэта.

Наряду со «Смертью Вазир-Мухтара» и историческими повестями, две части «Пушкина» (1935 и 1936-37, соответственно), которые писатель успел завершить, относятся к вершинам его прозы. Третья часть (1943, опубликована посмертно) носит следы незавершённости, в последних главах выглядит как «творческий конспект» ненаписанного материала.

Художественное наследие Тынянова включает также короткие рассказы 1920-х годов<ref name="Kaverin2>В большинстве утрачены. Один из коротких рассказов — «Яблоко» — приводится без текстологической справки Вениамином Кавериным в В. А. Каверин, В. И. Новиков Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. — М.: Книга, 1988. — С. 29—30.</ref>; ряд рассказов («Гражданин Очер», «Генерал Дорохов», «Красная шапка»), написанных во время войны в эвакуации; киносценарии и одну пьесу; книгу переводов из Жоржа Дюамеля, три книги переводов из Г. Гейне.

Кроме того, по воспоминаниям знакомых, Тынянов был мастером устного рассказа и актёрской пародии. Ираклий Андроников ссылался на Тынянова как на неподражаемый образец этого жанра, который сам Андроников впоследствии популяризовал посредством телевидения.

Романы

  • Кюхля. (1925)
  • Смерть Вазир-Мухтара. (1928)
  • Пушкин (не окончен).

Избранные повести и рассказы

  • Подпоручик Киже (1927)
  • Восковая персона. (1930)
  • Малолетный Витушишников. (1933)

Избранные переводы

  • Г. Гейне Сатиры. (1927)
  • Г. Гейне Германия. Зимняя сказка. (1933)
  • Г. Гейне Стихотворения. (1934)

Книги по вопросам литературы

  • Достоевский и Гоголь (к теории пародии) (1921)
  • Проблема стихотворного языка (1924)
  • Архаисты и новаторы (1929)

Сборники статей

Академическое собрание писателя никогда не издавалось, но его статьи печатались в следующих сборниках:

  • Пушкин и его современники. — М.: Наука, 1969.
  • История литературы. Критика. — СПб: Азбука-классика, 2001.
  • Литературная эволюция: Избранные труды. — М.: Аграф, 2002.

Примечания

<references />

Литература

  • А. Белинков Юрий Тынянов. — 2-е изд.. — М.: Советский писатель, 1965.
  • Юрий Тынянов. Писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. — М.: Молодая гвардия, 1966.
  • Воспоминания о Ю. Тынянове. Портреты и встречи. — М.: Советский писатель, 1983.
  • В. А. Каверин, В. И. Новиков Новое зрение. Книга о Юрии Тынянове. — М.: Книга, 1988.
  • Блюмбаум А. Б. Конструкция мнимости: К поэтике «Восковой персоны» Юрия Тынянова. — СПб.: Гиперион, 2002. — 200 с.