Артимарка

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Артимарки на выставке «Postcardexpo-2008» в Москве

Артимарка (англ. artistamp), или авторская художественная марка, — вид искусства в форме почтовой марки. Термин восходит к английскому слову «artistamp», которое представляет собой языковую контаминацию, гибрид слов «художник» (artist) и «марка» (stamp). Артимарки объединяет с марками виртуальных государств то, что они не являются знаками почтовой оплаты, но отличает от поддельных или фальшивых марок то, что (обычно) у их создателя нет намерения вводить в заблуждение почту или коллекционеров марок. (Однако в зависимости от того, как используется такая марка, отличить артимарки от марок местной почты бывает затруднительно.) Артимарка представляет собой миниатюрное произведение искусства, знаменующее или посвящённое любой теме, выбранной её автором.

Содержание

История

Вопрос о первом художнике, создавшем авторскую художественную марку, остаётся открытым. Безусловно, художников нанимали создавать рекламные плакаты в форме марок, начиная с конца XIX века, но, как представляется, никто не работал в этом формате вне коммерческого контекста.

В 1919 году дадаист Рауль Хаусман (Raoul Hausmann) наклеил почтовую марку с автопортретом на почтовую карточку, 1, но учитывая, что дадаизм был отрицанием искусства (по крайней мере — в теории), называть её «арти-маркой» алогично.

Немецкий художник Карл Швезиг (Karl Schwesig), будучи политическим заключённым во время Второй мировой войны, нарисовал серию псевдомарок на чистых перфорированных полях листов почтовых марок с помощью цветных чернил. Именно об этой серии 1941 года, изображавшей жизнь в концентрационном лагере, Джас Фелтер, куратор ряда выставок этого вида искусства, заявлял как о действительно первой серии артимарок. 2

Роберт Уоттс (Robert Watts), участник группы «Флуксус», стал первым художником, создавшим целый лист фальшивых почтовых марок (виньеток) в контексте искусства, когда в 1961 году нарисовал перфорированный блок из 15 марок, сочетающих поп-культуру и эротику.  3

Мультимедийный художник Джеймс Уоррен «Джас» Фелтер (James Warren «Jas» Felter) курировал выставку под названием «Авторские художественные марки и рисунки марок» (Artists' Stamps and Stamp Images) в Галерее Саймона Фрейзера (Simon Fraser Gallery), Университет им. Саймона Фрейзера (Канада) в 1974 году: это была первая выставка, где марка была признана средой для искусства. Эта выставка, которая в течение следующего десятилетия объехала Европу и Америку, привела к бурному росту числа художников, прибегающих к маркам как к формату искусства.

Канадский мультимедийный художник и филателист Майкл Биднер (T. Michael Bidner), сделавший делом всей своей жизни каталогизацию всех известных авторских художественных марок, придумал термин «artistamp» (артимарка) в 1982 году. 4 Слово быстро обрело популярность у художников «мэйл-арта» (англ. mail art) — современного искусства почтовых отправлений.

В 1989 году Фелтер курировал первую из трёх Международных двухгодичных выставок артимарок в галерее Дэвидсона (Davidson Galleries) в Сиэттле.

Художник Стив Маккуин (Steve McQueen) создал артимарки, на которых изображены лица британских солдат, погибших в Ираке.[источник?]

Признание искусства почтовых отправлений

Несмотря на проведение выставок, историю, число художников и международный характер движения сторонников артимарок, концепцию такого искусства давно игнорировали крупные искусствоведческие учреждения и принижали чиновники от искусства: перед своей смертью в 1989 году, Биднер пытался передать в дар свою коллекцию ряду крупных музейных учреждений Канады. К его удивлению и обиде, все они ему отказали. В конце концов его коллекция попала в «Artpool», искусствоведческий центр в Будапеште (Венгрия). 5 Однако в 2007 году в Музее изящных искусств в Будапеште прошла выставка «Парамарки — четыре десятилетия авторских художественных марок от Флуксуса до Интернета» («Para stamps — Four decades of artists' stamps from Fluxus to the Internet»).

Технология создания артимарок

Артимарка несуществующей страны Скатерии (Л. П. Джепко, ок. 1971)

Артимарки часто создаются в единичном экземпляре или ограниченным тиражом. Артимарки изготовлялись в виде множества марок одного рисунка на одном листе, в виде множества разных рисунков на одном листе, в виде блока марок с декоративными полями или с заходом рисунка на поля блока или в виде любого сочетания/размера/формы по усмотрению художника.

Художники, регулярно прибегающие к этой форме искусства, часто создают фантастические марки собственноручно придуманных «почтовых ведомств» или стран — во многих слдучаях разрабатывая или дополняя целую «государственную систему» — при этом их тематика отражает личные интересы авторов, от политических до фантастических. Создатели артимарок часто наклеивают свои произведения на почтовые отправления наряду с настоящими почтовыми марками с целью украшения конверта своим творением. Во многих странах это совершенно законно, при условии, что артимарка не выдаётся за настоящую почтовую марку и не может быть принята за таковую. В сочетании с открыткой или конвертом артимарка становится частью жанра мэйл-арта.

Технология создания артимарок не обязательно предусматривает перфорирование артимарок или нанесение на них клеевого слоя для усиления их сходства с обычной почтовой маркой. Также создавались самоклеющиеся артимарки, но такой клей не подлежит длительному хранению. Иногда создаются сразу целые листы таких марок. Рисунок может быть нарисованным от руки или выполненным красками, литографским или выполненным способом офсетной печати, может представлять собой фотографию, фотокопию, гравюру на металле травлением, классическую гравюру, шёлкографию, оттиск резинового штампа, может быть распечатан на принтере. Как и в случае с рисунком, способ изготовления лежит целиком на усмотрении автора.

Для художников, которые хотят сами делать свои артимарки, персональный компьютер ниспослан самим богом: недорогая цветная печать, малым или большим тиражом, идеально годится для печати артимарок. Не случайно, что экспоненциальный рост создания артимарок в начале 1970-х годов происходил параллельно с развитием и распространением цветных фотокопировальных машин.

Создатели артимарок иногда гасят их, когда они наклеены на конверты; существуют и конверты первого дня конверты первого дня для артимарок.

Распространение Интернета привело к развитию новой концепции артимарок: кибермарок, специально предназначенных для просмотра в онлайновом режиме (зачастую посылаются по электронной почте) и совсем не предназначенных для распечатывания. Кибермарки дают возможность использовать анимацию.

Художники артимарок

К числу авторов артимарок среди многих других относятся Дональд Эванс (Donald Evans), Анна Банана (Anna Banana), Патриция Тавеннер (Patricia Tavenner), Джас У. Фелтер (Jas W Felter), Стив Смит (Steve Smith), Харлей (Harley) (создатель Терры Канделлы (Terra Candella)). Однако всех остальных превосходит плодовитый новозеландец Брюс Гренвилл (Bruce Grenville): творчество Гренвилла охватывает более трёх десятилетий и целый альтернативный мир стран артимарок. Среди них — Султанат Оккусси-Амбено (Sultanate of Occussi-Ambeno), Королевство всего Седанга (Kingdom of all the Sedang) (не путать с исторически существовавшим Королевством Седанг), Султанат Верхней Яфы (Sultanate of Upper Yafa), Народная Республика Кемплэнда (People’s Republic of Kempland), Республика Свободная Винляндия (Free Vinland Republic), Республика Лиджерлэнда (Republic of Liegerland), Республика Порт-Мария (Republic of Port Maria), Туи-Туи (Tui Tui), Альдабра (Aldabra), Каренни (Karenni), Раул (Raoul), Земля Магги (Land of Muggy), Крионика (Cryonica), Арамоана (Aramoana), Вангамомона (Whangamomona), Лар? (Lar?), Нова Аркадия (Nova Arcadia), Антарктическая Конфедерация (Antarctic Confederation) и Ханство Бохара (Khanate of Bokhara). В артимарочном мире Гренвилла даже имеются собственные вымышленные «ООН», «Международный совет независимых государств» («International Council of Independent States» — ICIS). Его творения иногда относят к виртуальным государствам, однако, будучи совершенно вымышленными и без «участников», они не отвечают этому определению.

Известны факты участия в создании артимарок издателей: карикатурист Гарри Трюдо, создатель комиксов Doonesbury, выпустил «Альбом марок Doonesbury 1990 года» (The 1990 Doonesbury Stamp Album) в издательстве Penguin в 1990 году. Альбом содержал множество марок с клеевым слоем и с зубцовкой с изображениями героев и сценок из Doonesbury. Ещё одним примером служит серия марок Анх-Морпорка (Ankh-Morpork), созданных в целях рекламы романа Discworld Going Postal. Марки пользуются такой популярностью, что планируется издание новых марок Discworld.

Приобретение и коллекционирование

Коллекционеры приобретают артимарки по Интернету, либо на онлайновых аукционах, либо непосредственно у художников и других коллекционеров. Многие создатели артимарок с удовольствием обмениваются своими творениями с коллегами по творчеству, как непосредственно, так и в рамках более широкой концепции мэйл-арта.

В плане коллекционирования или творчества артимарки идеально подходят людям, испытывающим недостаток средств, или людям, интересы которых лежат в подрыве доминирующей парадигмы.

Примечания

  1. John Held, Jr. Robert Watts: The Complete Postage Stamp Sheets, 1961—1986.
  2. Peter Frank, Postal Modernism: Artists' Stamps and Stamp Images
  3. John Held, Jr., ibid.
  4. James W. Felter, Artistamps: Francobolli d’artista, Italy, 2000
  5. György Galántai, Thomas Michael Bidener (1944—1989): A Commemorative Exhibition

Тем, кого интересуют последние мировые новости, будет полезна информация на сайте mir.life. Сайт mir.life представляет мировые новости в различных областях.

Личные инструменты
Google AdSense