Артюр Онеггер

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Артюр Онеггер (фр. Arthur Honegger; 10 марта 1892, Гавр — 27 ноября 1955, Париж) — швейцарско-французский композитор и музыкальный критик.

Артюр Онеггер родился 10 марта 1892 года в портовом городе Гавре, в семье швейцарского коммерсанта, уже давно обосновавшегося во Франции. Сам композитор в шутку называл себя человеком «с двойным паспортом» — Франции и Швейцарии, хотя гражданином своей исторической родины он никогда не был.

«Я прожил большую часть своей жизни во Франции…, здесь я учился, как всякий добропорядочный француз. Но всё же я пожизненно ощущаю в себе швейцарский элемент, некий глубоко укоренившийся атавизм, то, что Дариус Мийо иронически называл моей „гельветической чувствительностью“. (Arthur Honegger. „Je suis compositeur“. Paris, 1951).


Рано увлёкшись музыкой, он первоначально занимался самостоятельно, а в 1905 году стал частным образом изучать гармонию и осваивать скрипку. В 1909 году Онеггер поступил в консерваторию Цюриха, а спустя два года перевёлся в Парижскую консерваторию, где обучался по классу скрипки, а также изучал теорию музыки (у Жедальжа), дирижирование (у Венсана д’Энди) и занимался композицией (у Видора). С 1914 по 1916 год Онеггер служил в пограничных войсках Швейцарии, по окончании службы вернулся в консерваторию и окончил её в 1918 году. К этому времени относятся первые серьёзные сочинения композитора: Струнный квартет и симфоническая поэма „Песнь Нигамона“.

С 1916 года Онеггер присоединяется к организованной Эриком Сати группе „Новые молодые“, являвшейся противовесом просто „Молодым“ Мориса Равеля и участвует в серии коллективных концертов этой группы. В начале 1920-х годов Онеггер вместе со своим другом Дариюсом Мийо формально входит в так называемую „Шестёрку“, (организованную на основе Новых молодых) однако после быстрого распада и этого условного сообщества избирает самостоятельный путь. Для Онеггера эта группа музыкантов никогда не несла в себе никакой единой или отчётливой программы. Как писал биограф Онеггера Вилли Тапполе: „Шестёрка“ — это всего лишь удобная этикетка для аккратного каталогизирования…» Уже в самом начале существования «Шестёрки» наблюдались расхождения в оценке ряда творческих явлений современности (Мийо, Орик и Пуленк были горячими последователями Эрика Сати, но спокойный и рассудительный Онеггер никогда не считал его одним из своих учителей). Симптоматичным в этой связи выглядит тот факт, что парижская музыкальная критика неизменно выделяла Онеггера из числа группы «Шести» и отмечала все его премьеры несравненно более благожелательными рецензиями.

"Я никогда не кричал «Долой Вагнера!» — пишет Онеггер в своей книге под лапидарным названием «Я — композитор». Всего только один раз Онеггер принял участие в коллективных акциях и совместных событиях группы «Шести», когда написал гротескно-карикатурный «Похоронный марш на смерть генерала» для буффонады «Новобрачные Эйфелевой башни» (или «Кровавая свадьба») на пародийное либретто, написанное Жаном Кокто. А когда по инициативе Кокто и Сати половина членов «Шестёрки» примкнули к молодым ниспровергателям Равеля, Онеггер уклонился и не принял прямого участия в этой публичной акции. Он также отказался подписать знаменитый памфлет Эрика Сати, в котором, между прочим, он изрёк свои знаменитые bon mots, ставшие притчей: «Мсье Равель отказался от Ордена Почётного Легиона, но вся его музыка принимает этот орден»… Как будет видно позднее, Артюр Онеггер в своей жизни ещё вернётся к этому вопросу.

Проникнувшись идеей создания «новой музыки», композитор подпадает под влияние Игоря Стравинского, музыку которого он в дальнейшем глубоко изучал и в 1939 году написал о ней большое эссе. В этот период Онеггер сочиняет музыку для театра и кинематографа, а также многочисленные камерные и оркестровые сочинения.

Известность пришла к Онеггеру с музыкой к пьесе швейцарского драматурга Рене Моракса «Царь Давид», написанной в 1921 году и три года спустя переработанной в ораторию. В 1923 году Онеггер создаёт наиболее известное своё оркестровое сочинение: «Симфонический движение» «Пасифик 231», посвящённый одноимённому паровозу; позднее будут написаны ещё два сочинения в том же жанре: «Регби» и «Симфоническое движение № 3». Композитор ведёт активную концертную деятельность, не переставая сочинять музыку.

Немецкая почтовая марка к столетию со дня рождения Онеггера

Во время оккупации Франции фашистской Германией Онеггер отказался покинуть Париж и продолжал сочинять. В своих произведениях этого времени композитор отразил своё отношение к сложившейся ситуации. Знаковым сочинением этого периода является созданная в 1941 году Вторая симфония для струнного оркестра с трубой, три части которой символизируют смерть, скорбь и освобождение.

Ряд сочинений Онеггера открывают его глубокую религиозность (композитор был протестантом) — оратории «Царь Давид» и «Жанна д’Арк на костре», Третья «Литургическая» симфония.

Последние годы Онеггер прожил в Париже. В 1953 году он был принят во Французскую Академию и был удостоен звания Великого Офицера Ордена Почётного легиона. В течение нескольких лет композитор преподавал в Нормальной школе Альфреда Корто. Онеггер — автор нескольких эссе о композиторах (в частности о Стравинском), критических статей, автобиографической книги «Я — композитор».

Онеггер умер в Париже после инфаркта.


Память:

  • Портрет Онеггера изображён на банкноте в 20 швейцарских франков.
  • Имя композитора получила консерватория в Гавре.

Литература:

  • Раппопорт Л. Г. Артур Онеггер. — Л.: Музыка, 1967
  • Шнеерсон Г. Французская музыка XX века, 2 изд. — М., 1970;
  • Arthur Honegger. Je suis compositeur, Editions du Conquistador, 1957.
  • Harry Halbreich. Arthur Honegger, un musicien dans la cite des hommes, Fayard, 1992. (ISBN 2-213028370)
  • Jacques Tchamkerten. Arthur Honegger, Ed. Papillon (Geneve), 2005.