Жан Кокто

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Жан Кокто, портрет кисти Амедео Модильяни

Жан Кокто (фр. Jean Cocteau; 5 июля 188911 октября 1963) — французский писатель и художник.

Биография

Сын адвоката и художника-любителя, покончившего с собой, когда сыну было 9 лет. Не получил систематического образования. С середины 1910-х годов вошёл в художественные круги Парижа, познакомился с М. Прустом, А. Жидом, С. Дягилевым, П. Пикассо, Э. Сати и другими, оказал влияние на сюрреалистов (затем вошёл в конфликт с А. Бретоном), позднее сблизился с Ж. Маре и Э. Пиаф. Кокто был гомосексуалистом и прожил вместе с Жаном Маре около 25 лет.

С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор ордена Почётного легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почётный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.

Мало кто из писателей XX века имел такую близкую и обширную связь с музыкой и музыкантами своего времени, как Жан Кокто. Среди его произведений — либретто и тексты для десятков опер, балетов и ораторий, в числе которых многие сделали имя не только своему автору, но и составили историю всей французской музыки.

«…Между музыкой и Жаном Кокто была органичная доверительная связь… Он был весь в музыке физически… Для разговора о музыке и музыкантах он умел находить идеально подходящие слова, точные выражения, полностью избегая при этом специальной музыкальной терминологии…»

— ( Анри Соге, «Жан Кокто и музыка»)


Особенное значение для Жана Кокто имел скандально легендарный балет Сати-Пикассо-Кокто «Парад», поставленный в мае 1917 года русским балетом Дягилева в Париже. Шумная премьера «первого сюрреалистического спектакля» в истории сделала имя не только Кокто, но и всем остальным участникам этого эпатажного представления. Общение с Эриком Сати, одним из самых странных композиторов XX века имело наибольшее значение для формирования и творческого, и личного почерка Кокто.

«Внешне Сати был похож на заурядного чиновника: бородка, пенсне, котелок и зонтик. Эгоист, фанатик, он не признавал ничего, кроме своей догмы, и рвал и метал, когда что-нибудь противоречило ей. <…> Эрик Сати был моим наставником, Радиге — экзаменатором. Соприкасаясь с ними, я видел свои ошибки, хотя они и не указывали мне на них, и даже если я не мог их исправить, то по крайней мере знал, в чём ошибся…»

— ( Жан Кокто, из книги «Бремя бытия», 1947 г.)


Пять лет спустя Жан Кокто совместно с Эриком Сати и при поддержке известного критика Анри Колле инициировал создание знаменитой французской группы «Шести» молодых композиторов, прообразом которой послужила «Могучая кучка» или «Русская пятёрка», как её чаще называли во Франции.

«История нашей „Шестёрки“ похожа на историю трёх мушкетёров, которых вместе с д’Артаньяном было четверо. Так и я в „Шестёрке“ был седьмым. Говоря точнее, ещё больше эта история похожа на „Двадцать лет спустя“ и даже на „Виконта де Бражелона“, потому что всё это было очень давно и сыновья уже заменили отцов. Сходство дополняется тем, что нас объединяла не столько эстетика, сколько этика. А это, по-моему особенно важно в нашу эпоху, помешанную на ярлычках и этикетках…»

— ( Жан Кокто, из книги «Мои священные чудовища», 1979 г.)

Творчество

Поэзия

  • La lampe d’Aladin (1908)
  • Le prince frivole (1909)
  • Odes (1914)
  • Cap de Bonne-Espérance (1918)
  • Escales (1920)
  • Vocabulaire (1922)
  • Plain-Chant (1922)
  • Prière mutilée (1922)
  • La Rose de François (1923)
  • L’Ange Heurtebise(1925)
  • Cri écrit (1925)
  • Opéra (1926)
  • Eloge de l’Imprimerie (1929)
  • Mythologie (1934)
  • Enigme (1939)
  • Allégories (1940)
  • Léone (1944)
  • La Crucifixion (1946)
  • Le Chiffre sept (1952)
  • La Nappe du Catalan (1952)
  • Dentelle d’éternité (1953)
  • Appogiatures (1953)
  • Clair-Obscur (1954)
  • Paraprosodies (1958)
  • Gondole des Morts (1958)
  • Cérémonial Espagnol du Phénix (1960)
  • Le Requiem (1961)
  • Taches (1962)
  • Faire-Part (1968, посмертно)

Романы

  • Le Potomak (1919)
  • Le Grand Ecart (1923)
  • Thomas l’imposteur (1923)
  • Le Livre blanc (1928)
  • Les Enfants terribles (1929)
  • La Fin du Potomak (1940)

Эссе

  • Le Coq et l’Arlequin (1918)
  • Carte blanche (1920)
  • Le Secret professionnel (1922)
  • Le Rappel à l’ordre (1926)
  • Opium (1930)
  • Essai de critique indirecte (1932)
  • Portraits-Souvenir (1935)
  • Mon Premier voyage (1938)
  • Le Greco (1943)
  • Le Foyer des artistes (1947)
  • Jean Marais (1951)
  • Gide vivant (1952)
  • Entretiens sur le musée de Dresde (1957, с Луи Арагоном)
  • Le Cordon ombilical (1962)

Пьесы

  • Parade (1917)
  • Les Mariés de la tour Eiffel (1921)
  • Antigone (1922)
  • Roméo et Juliette (1924)
  • Orphée (1926)
  • La Voix humaine (1930)
  • La Machine infernale (1934)
  • L’Ecole des veuves (1936)
  • Oedipe-roi (1937)
  • Les Chevaliers de la Table ronde (1937)
  • Les Parents terribles (1938)
  • Les Monstres sacrés (1940)
  • La Machine à écrire (1941)
  • Renaud et Armide (1943)
  • L’Epouse injustement soupçonnée (1943)
  • L’Aigle à Deux Têtes (1946)
  • L’impromptu du Palais-Royal (1962)

Кинофильмы

Кроме того, Кокто выступал сценаристом фильмов Жана Деланнуа («Вечное возвращение», 1943; «Принцесса Клевская», 1960), Робера БрессонаДамы Булонского леса», 1949) и др.

Признание

С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон. В 1955 был избран членом Французской Академии, Королевской Академии Бельгии. Командор Ордена Почётного Легиона, член Академии Малларме, многих национальных Академий мира, почетный президент Каннского кинофестиваля, Академии джаза и др. В Мийи-ла-Форе, где умер Жан Кокто, действует дом-музей.

Публикации на русском языке

  • Петух и арлекин. СПб: Изд-во «Кристалл», 2000
  • Сочинения в 3-х тт. М.: Аграф, 2001
  • Портреты-воспоминания. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2002

Литература

  • Crosland M. Jean Cocteau; a biography. New York: Knopf, 1956.
  • Oxenhandler N. Scandal & parade: the theater of Jean Cocteau. New Brunswick: Rutgers UP, 1957.
  • Fowlie W. Jean Cocteau: the history of a poet’s age. Bloomington: Indiana UP, 1966
  • Lange M. Cocteau: Prince sans royaume. Paris: J.-C. Lattès, 1989
  • Touzot J. Jean Cocteau. Lyon: Manufacture, 1989
  • Caizergues P. Jean Cocteau, quarante ans après: 1963—2003. Montpellier: Centre d'étude du XXe siècle, Université Paul-Valéry, Montpellier III; Paris: Centre Pompidou, 2005
  • Jemma-Jejcic M. Jean Cocteau ou l'énigme du désir. Ce que le poète apprend au psychanalyste. Ramonville Saint-Agne: Editions Eres, 2006
  • Маре Ж. Непостижимый Жан Кокто. М.: Текст, 2003




Тем, кому нужна геммологическая экспертиза в Екатеринбурге, будет полезна информация на сайте uvex-ruzhev.ru. Фирма «ЮвЭкс-Ружьев» предлагает профессиональную независимую ювелирную экспертизу драгоценных камней и изделий с бриллиантами.