Владимир Семёнович Высоцкий

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Владимир Семёнович Высоцкий
Vladimir vysotsky.jpg
Псевдонимы: Сергей Кулешов[источник?]
Дата рождения: 25 января 1938 года
Место рождения: Москва, СССР
Дата смерти: 25 июля 1980 года
Место смерти: Москва, СССР
Гражданство: СССР
Род деятельности: поэт, прозаик, актёр, режиссёр, певец
Карьера: 19591980
Произведения на сайте Lib.ru

Владимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва, СССР25 июля 1980, там же) — русский музыкант советского периода, актёр, поэт, автор сотен песен на собственные стихи.

В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались.

Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, в ранние годы исполнял блатные песни), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне — всё это и принесло ему широкую популярность.

Биография

Детство

Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. «… На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» -, позднее напишет Высоцкий о своем раннем детстве. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!..»

Карьера артиста

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186 и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В.Куйбышева. После первого семестра уходит из института.

Это было им решено в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Они вместе со школьным другом Высоцкого- Игорем Кохановским, решили провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, и взяв со стола банку с тушью (по другой версии — остатками крепко заваренного кофе), и стал поливать их остатками свой чертёж. «Все. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую вступить в театральный. А это — не мое…»

С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

В 19601964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни.

В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой.

В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“».

В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975).

В 1978 году записывается на ТВ ЧИАССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ».

В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно вместе пели песни и романсы, и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился.

Автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Володарским).

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу.

Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом.

22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком выйдет только в 1986 году

Последние дни и смерть

Памятная табличка на доме по улице Малая Грузинская, в котором жил Владимир Высоцкий
Могила Высоцкого на Ваганьковском кладбище

14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» в НИИ Пастера (Москва). Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне город Королёв).

18 июля 1980 г. Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета — одноимённой постановке по Шекспиру.

25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда. По версии Станислава Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств. Тем не менее, истинная причина смерти Высоцкого до сих пор остаётся неизвестной.

Похоронен Владимир Семёнович 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.

Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьёзное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в «Вечерней Москве» 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России», для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по «Голосу Америки», например, прозвучала «Тот, кто раньше с нею был» ВИДЕО-КЛИП). И тем не менее у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Только над окошком театральной кассы было вывешенное скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию…


В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошел весь мир, и это, конечно, они затаили.

— Из интервью Ю.П.Любимова на «Радио Свобода»


Посмертное признание

Почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», посвящённая Владимиру Высоцкому, 1999, 2 рубля (ЦФА (ИТЦ) #540; Скотт #6547)

В 1981 г. был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв». В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен — присуждена Государственная премия СССР. В 1989 г. Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве.

В честь поэта назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij) .

Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким».

Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее большему (относительно) признанию авторской песни, косвенно помогло становлению советского рока. Мотивы песен Высоцкого встречаются в творчестве более поздних бардов и рок-поэтов: так, «Время колокольчиков» Башлачёва и «Сумерки» Кинчева варьируют фрагменты «Куполов» Высоцкого. В песне «Кибитка» «Алисы» отражены мотивы дилогии «Летела жизнь» — «Реальней сновидения и бреда» Высоцкого (1977 г.).Первоисточник материала — сайт {{{1}}}


Музыкальный стиль Высоцкого

Владимир Высоцкий писал песни преимущественно в миноре. Он аккомпанировал себе на семиструнной русской гитаре, часто настраивая её на тон или полтора тона ниже камертона.

Популярные аккорды Высоцкого (гитара настроена на один тон ниже, до-ля-фа-до-ля-фа-до / C-A-F-C-A-F-C):

Тональность до минор (ранние песни)

Аккорд Лады
Cm (До минор) [3 3 2 3 3 X 0]
Eb (Ми-бемоль мажор) [5 5 3 5 5 0 X]
Fm (Фа минор) [8 8 7 8 8 0 X]
G (Соль мажор) [2 2 2 2 2 2 2]

Тональность ля минор

Аккорд Лады
Am (Ля минор) [4 3 4 4 0 X X]
A (Ля мажор) [4 4 4 4 4 X X]
Dm (Ре минор) [5 5 4 5 5 X X]
E7 (Ми 7) [2 2 3 4 X X X]
G (Соль мажор) [2 2 2 2 2 2 2]
C (До мажор) [4 3 2 0 X X X]
C (До мажор) [4 4 2 4 4 X X]

Семья и друзья

Родители

  • Мать — Нина Максимовна
  • Отец — Семён Владимирович
  • Мачеха — Евгения Степановна

Жёны

  1. Иза Константиновна Высоцкая (в девичестве Мешкова) (25 апреля 1960, разведены)
  2. Людмила Владимировна Абрамова (25 июля 1965 — 10 февраля 1970, разведены) (два сына: Аркадий (р. 1962), Никита (р. 1964))
  3. Марина Влади (де Полякофф Марина-Катрин) (1 декабря 1970 — 25 июля 1980)

Друзья

Дискография

  1. Алиса в стране чудес
  2. Банька по-белому
  3. Бегство мистера Мак-Кинли
  4. Вес взят!
  5. Высоцкий в Париже
  6. Затяжной прыжок
  7. Иван да Марья
  8. История болезни
  9. Концерт в ДК «Коммуна» (часть 1)
  10. Концерт в ДК «Коммуна» (часть 2)
  11. Концерт в ДК «Мир»
  12. Концерт в ДК ВАМИ
  13. Концерт в Клубе-магазине «Эврика»
  14. Концерт в Северодонецке
  15. Концерт в Центральном Театре Кукол
  16. Концерт в г. Москва
  17. Концерт в кафе «Молекула»
  18. Концерт в «Энергосетьпроект»
  19. Концерт в клубе МВД
  20. Концерт в ДСК-3
  21. Концерт в НИИ Хирургии
  22. Концерт в ДК «Фархад» г. Навои
  23. Концерт в НИКИМП
  24. Концерты в Казани
  25. Купола
  26. Лукоморья больше нет
  27. Мой Гамлет
  28. Не волнуйтесь!
  29. Но я не жалею!
  30. Памятник
  31. Песня о Волге
  32. Поговори хоть ты со мной
  33. Потеряю истинную веру
  34. Путешествие в прошлое
  35. Речечка
  36. Свой остров
  37. Скажи еще спасибо, что — живой!
  38. Татуировка
  39. Тихорецкая
  40. Формулировка
  41. Я родом из детства

Фильмография

Высоцкий в роли Глеба Жеглова в фильме Место встречи изменить нельзя

Фильмы о Высоцком


«IV. Документальные фильмы и авторские телепередачи, посвящённые жизни и творчеству Владимира Высоцкого» (на данный момент таковых 80) (См.: Марк Цыбульский. «Владимир Высоцкий в кино. Фильмография» — Фильмография опубликована в кн. М.Цыбульского «Каталоги Высоцкого», Новосибирск, 2007, ИД «Вертикаль»; обновлённые версии этого каталога с 2002 г. публикуются на интернет-сайте «Владимир ВЫСОЦКИЙ. Каталоги и статьи» )

Песни для фильмов

Песни Высоцкого звучали в фильме «Вертикаль». Песни для фильма «Стрелы Робин Гуда» при жизни автора из фильма были изъяты. Впервые они прозвучали в кино уже после смерти Высоцкого, в 1983 году, когда часть из них вошла в фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», а в 1997 году в восстановленную редакцию фильма «Стрелы Робин Гуда». Кроме того, Высоцкий исполнял свои песни в фильмах «Вертикаль», «Я родом из детства», «Война под крышами», «Короткие встречи», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Опасные гастроли», «Единственная дорога», «Единственная», «Бегство мистера Мак-Кинли». Ряд песен был написан для кинопроб к фильмам, в которых Высоцкий не снялся — «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина».

В своих интервью Владимир Высоцкий говорил о том, что его песни в фильмы брали неохотно, а большая часть песен для фильма «Бегство мистера Мак-Кинли» была вовсе выброшена и урезана, поэтому Владимир Семёнович считал этот фильм неудачным.

Также Высоцким были написаны песни для фильма-сказки «Иван да Марья» и аудиоспектакля «Алиса в стране чудес», вышедшего на грампластинке.

Список ролей Владимира Высоцкого в Театре на Таганке

Книги о Владимире Высоцком

  • Крылов А. (составитель). Четыре четверти пути. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — С. 286. — ISBN 5-278-00081-3
  • Демидова А. С. Владимир Высоцкий, каким знаю и люблю. — М.: Союз театральных деятелей РСФСР, 1989. — С. 176.
  • Перевозчиков В. К. Живая Жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. — М.: Московский рабочий, 1988. — С. 288. — ISBN 5-88197-002-0
  • Никулин С. (составитель) Высоцкий на Таганке. — М.: Союзтеатр, 1988. — С. 96.
  • Георгиев Л. Владимир Высоцкий. Знакомый и незнакомый.. — М.: Искусство, 1989. — С. 142. — ISBN 5-210-00151-2
  • Абрамова Л. В., Перевозчиков В. К. Факты его биографии. Людмила Абрамова о Владимире Высоцком. — Россия молодая, 1991. — С. 112. — ISBN 5-86646-003-3
  • Перевозчиков В. К. Живая Жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого. Книга третья. — М.: Петит, 1992. — С. 240. — ISBN 5-87512-012-6
  • Ольбрыхский Д. Поминая Владимира Высоцкого. — М.: Вахазар, 1992. — С. 91. — ISBN 5-88190-004-9
  • Эпштейн А.С. Владимир Семенович Высоцкий: Что? Где? Когда?; Библиографический справочник. (1960-1990 гг.). — Харьков: «Студия Л» совместно с Харьковским центром «Прогресс», 1992. — С. 400. — ISBN 5-87258-006-1
  • Канчуков Е. Приближение к Высоцкому. — М.: Культура, 1997. — С. 366. — ISBN 5-8334-0066-X
  • Осипова Л. Маршрут № В. По Москве Владимира Высоцкого и его литературных героев. — М.: Москва, 1997. — С. 80.
  • Зубрилина С.Н. Владимир Высоцкий: страницы биографии. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 352. — ISBN 5-222-00350-7
  • Солдатенков П. Я. Владимир Высоцкий. — Смоленск: Русич, 1999. — С. 480. — ISBN 5-7390-0594-9 (Олимп), ISBN 5-88590-938-5
  • Утевский А. Б. На Большом Каретном. — М.: Полиграфресурсы, 1999. — С. 161. — ISBN 5-87548-091-2
  • Петраков А., Терентьев О. Театральный роман Владимира Высоцкого. — М.: Москва, 2000. — С. 276.
  • Перевозчиков В. К. Владимир Высоцкий: Правда смертного часа; Посмертная Судьба. — М.: Политбюро, 2000. — С. 208. — ISBN 5-89756-035-8
  • Терентьев О. Л. (литературная запись) ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: Монологи со сцены. — М., Харьков: АСТ , Фолио, 2000. — С. 431. — ISBN 5-89756-035-8
  • Рязанов К. П. Высоцкий в Троицке. Вокруг «неизвестного» выступления. — Троицк: Студия «Вагант» — Фонд «Байтик», 2002. — С. 342. — ISBN 5-88673-013-3
  • Рязанов Э. А. Четыре вечера с Владимиром Высоцким. — М.: Вагриус, 2004. — С. 304. — ISBN 5-475-00020-4
  • Цыбульский М. Жизнь и Путешествия В. Высоцкого. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — С. 640. — ISBN 5-222-04826-8
  • Карапетян Д. Владимир Высоцкий. Между словом и славой. Воспоминания. — М.: Захаров, 2005. — С. 304. — ISBN 5-8159-0245-4
  • Перевозчиков В. К. Неизвестный Высоцкий. — М.: Вагриус, 2005. — С. 304. — ISBN 5-9697-0014-2
  • Высоцкая И. A. Мой брат Высоцкий. У истоков. — М.: Ризалт, 2005. — С. 151. — ISBN 5-88972-005-8
  • Макарова, Б. А. Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе:5-11 классы. — М.: НЦ ЭНАС, 2005. — С. 126. — ISBN 5-93196-319-7
  • Влади М. Владимир, или Прерванный полет. — М.: АСТ, 2005. — С. 288. — ISBN 5-17-023892-4
  • Новиков В. И. Высоцкий. — М.: Молодая гвардия, 2005. — С. 416. — ISBN 5-235-02922-4
  • Высоцкая И. Короткое счастье на всю жизнь. — М.: Молодая гвардия, 2005. — С. 182. — ISBN 5-235-02855-4
  • Ханчин В. Когда я отпою и отыграю.... — Самара: Кредо, 2005. — С. 144. — ISBN 5-8661-035-0
  • Перевозчиков В. К Ну здравствуй, это я!. — М.: Вагриус, 2006. — С. 304. — ISBN 5-9697-0221-8
  • Корман Я.И Владимир Высоцкий: ключ к подтексту. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — С. 381. — ISBN 5-222-08088-9

Литературные издания

  • Владимир Высоцкий, Песни и Стихи, Нью Йорк: Литературное Зарубежье,1981
  • Высоцкий В. Нерв. М.: Современник, 1981.

Библиография

  • Новиков В. Высоцкий. М.: МГ., 2002.
  • Влади М. Владимир, или Прерванный полет. М.: Прогресс, 1989.
  • Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1997. — Вып. 1.
  • Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1998. — Вып. 2.
  • Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 1999. — Вып. 3 (два тома).
  • Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Альманах. — М.: ГКЦМ В. С. Высоцкого, 2000. — Вып. 4 (два тома).

Памятники В. Высоцкому

Памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве
  • бронзовый памятник Владимиру Высоцкому на Страстном бульваре в Москве
  • памятник Владимиру Высоцкому в болгарском городе Выршец
  • памятник Владимиру Высоцкому и Марине Влади в Екатеринбурге (в Екатеринбурге также есть улица Владимира Высоцкого — единственная, переименованная посредством референдума, в 1991 г.)
  • памятник в Подгорице — столице Черногории
  • памятник в Новосибирске возле театра «Глобус» (бывший ТЮЗ)
  • памятник в Калининграде в Центральном парке
  • 25 июля 2005 г. в 17-00 открылся памятник Владимиру Высоцкому в сквере у театра «ГЛОБУС» в Новосибирске
  • 24 января 2008 года открылся памятник В. С. Высоцкому в Дубне (Московская область) на аллее им. В. С. Высоцкого

25 января 2008 года был открыт памятник В.Высоцкому в г. Самаре, автор М. Шимякин, также в Г.Самаре есть улица В. Высоцкого .


Примечания

<references/>