Евгений Васильевич Хрунов

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Евгений Васильевич Хрунов
Khrunov E V.jpg
Страна: Союз Советских Социалистических Республик СССР
Специальность:
Миссии:
Дата рождения: 10 сентября 1933
Место рождения: Флаг РСФСР д. Пруды, Воловский район, Тульская область, РСФСР, СССР
Дата смерти: 19 мая 2000
Место смерти: Флаг России Москва, Россия
Н.М. Елизаров и космонавт Е.В. Хрунов. Звездный городок, 1970 г.

Евгений Васильевич Хрунов (10 сентября 193319 мая 2000) — советский космонавт, Герой Советского Союза

Е. В. Хрунов родился 10 сентября 1933 года в деревне Пруды Воловского района Тульской области в большой крестьянской семье.

Юность

С восьми лет мечтал стать летчиком. Получил среднее образование в сельской школе, после чего окончил Иваньковский техникум механизации сельского хозяйства имени В. И. Ленина по специальности «механик» по тракторам и автомобилям.

Подготовка к полетам

В 1952 году Евгений Хрунов был призван в армию и зачислен в военную авиационную школу. В 1956 году, после окончания Батайского военного авиационного училища, направлен для прохождения службы в 86-й гвардейский истребительный авиационный полк 119-й истребительной авиационной дивизии 48-й Воздушной армии. В 1959 году Е. Хрунов вместе с В. Горбатко, оказавшимся с ним в одном звене, успешно прошёл медицинскую комиссию и вскоре был зачислен в состав войсковой части 26266 — будущего Центра подготовки космонавтов.

В 1964 году Хрунов приступил к подготовке по программе «Выход», предусматривавшей осуществление первого выхода человека в открытый космос. Был дублером Алексея Леонова.

В конце 60-х проходил подготовку к полетам в рамках советской лунной программы, входил в состав основного экипажа космического корабля Союз-2, старт которого планировался на 24 апреля 1967 года (в связи с неисправностями на борту космического корабля Союз-1 полет был отменен).

Наряду с военным, получил также инженерное образование — в 1968 году Хрунов закончил Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского.

Звездный час

15 января 1969 года вместе с Борисом Волыновым и Алексеем Елисеевым он отправился на орбиту на корабле Союз-5. На следующий день впервые в истории космонавтики была произведена стыковка двух кораблей на орбите. После стыковки кораблей Союз-4 и Союз-5 Евгений Хрунов и Алексей Елисеев надели скафандры и вышли в открытый космос; спустя 37 минут на корабле Союз-4 их встретил Владимир Шаталов. За это время они провели ряд экспериментов и фотографирование станции.

Хрунов был вторым среди советских космонавтов, побывавших в открытом космосе. В шутку друзья назвали его первым космическим почтальоном. Он доставил с Земли корреспонденцию Владимиру Шаталову, командиру Союза-4, который стартовал на сутки ранее экипажа Союза-5. До сих пор этот переход из корабля в корабль через открытый космос остаётся единственным.

17 января космонавты возвратились на Землю. Евгений Хрунов проработал в космосе 1 сутки 23 часа 46 минут.

«Есть у него исследовательская жилка, склонность к анализу, обобщению, — сказал о Евгении Хрунове после его полета Алексей Леонов. — Кроме того, он простой и очень любознательный человек... Он никогда не уходит, не выяснив для себя все досконально. Я убедился, что это технически зрелый инженер, который с одинаковым удовольствием занимается и теорией и практикой».

После полета

После космического полета Хрунов продолжил подготовку в составе групп к космическим полетам на космических кораблях типа Союз и орбитальных станциях типа Салют.

В 1971 году Евгений Васильевич защитил кандидатскую диссертацию. Её тема — биомеханика работы человека в условиях космического пространства. Его поле изысканий — надежность «человеческого звена» в системах управления в экстремальных условиях. «Чтобы выработать оптимальные пути для управления кораблем, рационально распределить функции между человеком и автоматом, — считает Хрунов, — надо познать человека, особенности восприятия и информации, ее перекодирования, организации и принятия решения».

В 1972 году окончил Военно-политическую академию имени В.И.Ленина. В конце 70-х годов проходил подготовку к полетам в космос по программе «Интеркосмос».

В 1980 году вместе с кубинцем Хосе Армандо Лопесом Фальконом готовился в качестве дублера по программе советско-кубинского полета, а затем вместе с Думитру Прунариу приступил к подготовке к советско-румынскому полету в качестве командира основного экипажа. Полет Союза-38 начался 18 сентября 1980 и закончился 26 сентября того же года, но в нем Хрунов не участвовал. В декабре 1980 года за нарушение режима и вовсе был отстранен от подготовки и отчислен из отряда космонавтов.

После выхода из отряда космонавтов сменил несколько работ. В НИИ-30 Министерства обороны СССР был старшим научным сотрудником 120-й лаборатории 46-го отдела 1-го управления института. С 1983 года по 1989 год работал в Главном техническом управлении Государственного комитета СССР по внешнеэкономическим связям (заместитель начальника управления, начальник управления). После увольнения в 1989 году из рядов Вооруженных сил СССР в звании полковника, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Скончался 19 мая 2000 года. Похоронен в Москве на Останкинском кладбище.

Награды

Евгений Хрунов — почётный гражданин городов Тула, Калуга и других; его именем названы улица в райцентре Волово Тульской области, Непрядвенская и Краснознаменская школы Щёлковского района.

Книги

Евгений Хрунов выпустил две книги в соавторстве с Л. Хачатурьянцем: «Покорение невесомости» (в ней он рассказал о своем пути в космонавтику, о профессии космического летчика, о «трудных и опасных факторах полета», о том огромном труде и волевых усилиях, которые затрачиваются в процессе подготовки и выполнения задач полета) и «Путь к Марсу» (научная фантастика на тему экспедиции к Марсу). Также автор книги «На орбите вне корабля».