История Ярославской почты

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

История Ярославской почты в современном её понимании начинается с «Указа об устройстве с 1 июля 1693 года постоянной почтовой гоньбы между Москвой и Архангельском», который был подписан Петром I 8 июня 1693 года.

Царский указ

«Поставить от Москвы, говорилось в указе, — по городам на ямах до Архангельска и назад до Москвы почту, а гонять с тою почтою выборочным почтарям Московским и городовым ямщикам с Москвы и с великих государей грамотами и со всякими иноземских и торговых людей».<ref>Сафонов Н., В. Карлинский. Письмо отправляется в путь.—Изд. Связь.—1965.—С.17.</ref>

Путь почтарей проходил через Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Данилов, Вологду и далее вдоль рек Вага и Северная Двина, через города Вельск, Шенкурск, Холмогоры. Царский указ совершенно точно определил скорость доставки почты:

«…перебегать от Москвы до Архангельска добрым летним и зимним путем в восьмой и девятый день, вешним и осенним путем в десятый и одиннадцатый день… и приказать тем выборным почтарям и с великим подкреплением, чтоб они с тою почтою гоняли наскоро в час верст по девяти и по десяти».

Распоряжение требовало чтобы ямщики с почтой прибывали в станы в строго определенные часы. В Указе Петр Великий не забыл о «кадровом вопросе», указав, чтобы почтовых людей подбирали и честных и трезвых, дабы они могли «день и ночь письма везти бережно в мешках под пазухой, чтобы от дождя не замочить и дорогою пьянством не утратить».

В Ярославле почту поставили на посаде, на проезжей Митхайловской улице (ныне ул. Почтовой) в подворье Толгского монастыря. В Ростове таким местом оказался дом на Московской дороге и неподалеку от западных ворот Кремля, а в Переславле-Залесском — двор вдовы Валуевой на Ростовской улице. Был в Ярославле и «почтовый стан», который располагался за рекой Которослью. Тут жили ямщики с почтового тракта. Возили почту 1-2 раза в неделю, в зависимости от необходимости.

Почтовые тракты Ярославской губернии

Первоначально существовало два основных тракта<ref>Гурлянд И.—Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII века.—Ярославль.—1900.—С.21</ref>:

Москва — Архангельск 
Переславль — Дертники — Петровск — Ростов — Семибратово — Кормилицино — Ярославль — Глебовское — Туфаново — Данилов — Левинская
Ярославль — Санкт-Петербург
Ямино — Романов — Киндяки — Рыбинск — Молога — Горелово — Сушинская и далее на Весьегонск.

Оба тракта разветвлялись на второстепенные в Данилове к Любиму, Романово- Борисоглебске к Пошехонью, в Рыбинске — на Тверь. Все тракты, проходящие через губернию были снабжены лошадьми в достаточном количестве: по Санкт — Петербуржскому тракту на станциях содержалось по 24 лошади, по Архангельскому по 16 лошадей. Для наблюдения за всеми почтовыми предприятиями страны в 1712 году было учреждено Почтовое управление во главе с генерал-почт-директором П. П. Шафировым. К концу правления Петра I к 1725 году протяженность почтовых маршрутов в России достигла 10667 верст, а число почтовых учреждений 458.<ref>Почтово-телеграфный журнал.—1912.—кн. X.—C.27</ref>

Почтовые конторы Ярославской губернии

В 1772 году был ликвидирован Ямской приказ, который стал тормозом для дальнейшего развития почтовой связи (он просуществовал более 200 лет), а в замен был создан Почтовый департамент при Коллегии иностранных дел, получивший административную и финансовую самостоятельность. Указом правительственного сената 1781 года разрешается по губернским и уездным городам строить каменные дома для почтовых контор из суммы в 20 000 руб. Ярославский генерал-губернатор в 1783 году предложил Казенной палате построить почтовый дом в 2 года, в первый год заложить каменный фундамент и построить флигель, а на второй год достроить здание. Строительство почтового дома по смете обошлось в 16370 руб. Дом был каменным с нужными пределами и флигелем для почтальонов, 2 служебных корпуса в один этаж. С 1781 по 1785 года в крупных уездах Ярославской губернии были образованы почтовые конторы: в Ярославле, Угличе, Петровске, Борисоглебске. В 1809 году вышло «Положение об учреждении вольных почт», в котором, в частности, говорилось:

«Содержатели вольныъх почт должны иметь на каждой станции не менее положенного правительством числа лошадей, совершенно способных к почтовой гоньбе, при каждой паре оных возчика не малолетнего и не пристарелого, трезвого и способного к сей должности… Если, кто из приезжающих загонит лошадь или будет понуждать к неумеренной гоньбе или обидит возчика, виновным предъявляется штраф: за загнанную лошадь в таком размере, чтоб хозяин мог немедленно купить другую лошадь; за принуждение неумеренной гоньбе — штраф в 100 рублей, где половина идет в пользу обиженного, а другая половина — на содержание почтовой станции».

По состоянию на 1799 год в Ярославской губернии было<ref>Документы и материалы Ярославского музея связи</ref>: почтовых станций — 21, лошадей — 348, в том числе ямских 54, обывательских 294, ямщиков 571.

Советский период

В Советское время началось активное продвижение почтовой связи в глубь страны. Это было связано с тем, что почте доверялось распространение советской периодической печати (с 1920 года), в дореволюционной России делами подписки и рассылки печати занимались сами редакции газет и журналов.<ref>Добычина Л. Я.—Организация почтовой связи СССР.—М.—1955.—С.11</ref> В 1921 году во многих деревнях, удаленных от почтовых контор, начали создавать при избах-читальнях первые вспомогательные почтовые пункты. В Ярославской губернии было открыто в 1921 году — 59 вспомогательных пунктов связи с приемом и выдачей простой, заказной корреспонденции и газет. Всего в Ярославской губернии в ведении отдела Народной связи состояло 20 почтово-телеграфных, 50 почтовых предприятий связи, 2 ж/д отделения связи и 59 вспомогательных почтовых пункта. В 1925 году появились на селе сельские письмоносцы, они являлись штатными работниками почтовых предприятий и доставляли почту в сельсоветы ближайших населенных пунктов. К концу 1925 года в Ярославской губернии насчитывалось только 73 письмоносца в 170 сельских предприятиях связи. В 1931 году учреждается на селе новая должность — колхозный почтальон. Впервые в истории отечественной почты корреспонденцию и периодическую печать доставляют сельскому жителю на дом. По Ярославской области в 1935 году в сельских отделениях связи было ведомственных письмоносцев 163, а колхозных 2212. В 1936 году было образовано Ярославское областное управление связи. Из хозяйства бывшей Ивановской промышленной области выделилась по Ярославской области почтовая связь в составе:

  • почтамт — 1
  • отделов в районных центрах — 35
  • городских отделений связи — 37
  • агентств связи — 697

Почтовая связь имела следующие транспортные средства:

  • почтовых вагонов — 4
  • катеров — 2
  • автомашин — 53
  • велосипедов — 7
  • конно — почтовых станций — 15
  • общее количество лошадей на конно-почтовых станциях — 33
  • количество наемных лошадей по обслуживанию почтовой связи — 555

Современная почта в Ярославской области

Управление федеральной почтовой связи Ярославской области начало работу в качестве филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в числе первых четырех Управлений федеральной почтовой связи с 1 декабря 2003 года. Полная информация о филиале находится на официальной странице УФПС Ярославской области yarpost.ru.

См. также

Примечания

<references/>

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. — ISBN 5-256-00175-2. (См. Россия.)
  • Козловский И. П. Первые почты и первые почтмейстеры Московского государства. — 1913. (Проверено 26 января 2009)
  • Подбельский В. Н. Почта, телеграф и телефон в связи с социалистическим строительством страны.—М:Госиздат.—1919
  • Такоев К., Лудмер Б. Распространение советской периодической печати.—М.—1949
  • Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с



Тем, кого интересуют шпагаты, будет полезна информация на сайте orion-treid.ru.