Кьяроскуро

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Кьяроскуро — (итал. chiaroscuro, буквально — светотень) — вид графического искусства, цветная ксилография; подразумевает создание нескольких печатных форм (для каждого цвета — отдельная доска), с которых последовательно производится печать. Известна с начала XVI века, изобретатель — итальянец Уго да Капри <ref name="phn1">Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. — М.: «Советская энциклопедия». Книга I. А—М. 1986</ref> <ref name="flek">М. И. Флекель. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX веков. — М.: «Искусство». 1987</ref>.

История

Итальянский живописец и резчик по дереву Уго да Капри (ок. 14801532) в 1516 году истребовал у Венецианского Сената привилегию на «новый способ печати a chiaro e scuro — вещь новую и никогда до сих пор не исполнявшуюся». Впоследствии термин кьяроскуро стали применять по отношению к любой европейской мнгокрасочной гравюре XVI—XVIII веков, однако, как станет видно из дальнейшего, термин Уго да Капри, как и особенности графического языка настоящей техники, подразумевает более узкое его понимание и применение <ref name="flek"/>.

В западноевропейском искусствоведении так именуется манера письма, для которой характерно резкое противопоставление света и тени. Считается, что одним из первых такие приемы живописи использовал Караваджо. В то же время, известны произведения античности, в которых приемы противопоставления ярко освещенной поверхности и затемнённых фигур или наоборот, выражаются подобными эффектами (см. фаюмские портреты, энкаустика). Одним из мастеров, которые добились наиболее впечатляющих результатов благодаря применению так называемых — «контраста светлого и тёмного» и «контраста цветового насыщения», был французский художник XVII века Жорж де Латур.

Тем не менее, применямый в русском искусствоведении термин светотень (калька рассматриваемого в статье) подразумевает более широкое значение, общее для графики и живописи — сам прием «распределения различных по яркости цветов или оттенков одного цвета, позволяющий воспринимать изображаемый предмет объемным» — то есть это основной и неотъемлемый приём в изобразительном искусстве, который дает возможность изображения на плоскости объёма, иными словами — организации в двухмерном пространстве — трёхмерного.

Термин кьяроскуро применяется исключительно по отношению к технике, описанной выше.

Примечания

<references/>

Литература

  • Популярная художественная энциклопедия. Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. 2 т. — М.: «Советская энциклопедия», 1986.
  • Флекель М. И. От Маркантонио Раймонди до Остроумовой-Лебедевой. Очерки по истории и технике репродукционной гравюры XVI—XX веков. — М.: «Искусство», 1987.