Ликвидация ООО

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Ликвидация ООО Ликвидация Обществ с ограниченной ответственностью – это один из способов прекращения деятельности юридического лица, а именно - Общества с ограниченной ответственностью (ООО). Существенным отличием его от реорганизации является то обстоятельство, что при ликвидации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном или принудительном порядке (п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ).

В добровольном порядке Общество может быть ликвидировано:

  • по решению учредителей (участников) либо органа Общества, уполномоченного на то учредительными документами;
  • в связи с истечением срока, на который создано Общество;
  • с достижением цели, ради которой создавалось Общество.

Ликвидации Общества принимается его учредителями (участниками) единогласно. В принудительном порядке Общество ликвидируется по решению суда в следующих случаях:

  • в случае допущенных при создании Общества грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • при осуществлении Обществом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Требование о ликвидации Общества в принудительном порядке может быть предъявлено в суд Федеральной налоговой службой, Федеральной антимонопольной службой, Банком России, Федеральной службой по финансовым рынкам, Федеральной службой страхового надзора и другими государственными органами или органами местного самоуправления.

При этом в случае вынесения судом решения о ликвидации Общества таким решением суда на учредителей (участников) Общества либо орган, уполномоченный на ликвидацию Общества его Уставом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

Рассмотрим этапы ликвидации Общества.

I. Учредители (участники) Общества или орган, принявшие решение о ликвидации Общества, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации Общества обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого Общества с приложением решения о ликвидации Общества.

II. Учредители (участники) Общества или орган, принявшие решение о ликвидации Общества, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. Учредители (участники) Общества или орган, принявшие решение о ликвидации Общества, уведомляют регистрирующий (налоговый) орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами Общества.

III. Ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» публикацию о ликвидации Общества и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. При большом количестве имущественных обязательств, наличии сомнительных или спорных долгов и исходя из иных фактических обстоятельств ликвидационная комиссия вправе предусмотреть более длительные сроки для предъявления претензий кредиторами. Также ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет всех кредиторов о ликвидации Общества.

IV. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

О составлении промежуточного ликвидационного баланса участники (учредители) Общества или орган, принявшие решение о ликвидации Общества обязаны уведомить регистрирующий (налоговый) орган. После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) Общества или органом, принявшими решение о ликвидации Общества. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

V.Удовлетворение требований кредиторов.

Закон устанавливает очередность погашения требований кредиторов (п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса РФ). Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

VI. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс. Баланс утверждается учредителями (участниками) Общества или органом, принявшими решение о его ликвидации. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

VII. Расчеты с учредителями (участниками) Общества.

В соответствии с законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками Общества в следующей очередности:

  • в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;
  • во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого Общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у Общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале Общества.

VIII. Ликвидационная комиссия уведомляет регистрирующий (налоговый) орган о завершении процесса ликвидации Общества (не ранее чем через два месяца с момента помещения в журнале «Вестник государственной регистрации» публикации о ликвидации Общества).

Ликвидация Общества считается завершенной, а Общество – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

IX. Документы ликвидированного Общества сдаются в архив в установленном порядке. Если общество имело договор с учреждением системы Федеральной архивной службы России и часть его документов отнесена к составу Архивного фонда РФ, то документы постоянного срока хранения и по личному составу передаются в соответствующий государственный архив. Если договорных отношений с архивом не имелось, то в этом случае государственный архив обязан принять на хранение только документы по личному составу работников общества. Место хранения остальных документов определятся председателем ликвидационной комиссии или конкурсным управляющим.

См. также