История почты России
История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.
Содержание
Почта на Руси
В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. В XIII веке появились первые почтовые станции, а к XV—XVI векам почтовая связь уствановилась по всей стране.<ref name="Kisin">Кисин (1969).</ref> Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.
При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывл подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».<ref name="Kisin" />
В XVI веке австрийский дипломат Герберштейн так писал о русской ямской службе:
А что цитируем-то? |
Царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей.
В начале XVII века при Борисе Годунове для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.
В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.
О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):
А что цитируем-то? |
Первое упоминание о посылке вестей на Руси: «В 885 году послал Олег к радимичам…» Берестяные грамоты-письма XII века (грамота от Жизномира к Микуле) Гонец (инициал из рукописной книги XIV века) Ямская гоньба (рисунок из книги С. Герберштейна, XVI век)
Почтовые вагоны (XIX век) Почтовый автомобиль (1905), автобус АМО-Ф-15 (1926)
Примечания
<references />
См. также
- Виниус, Андрей Андреевич
- История почты
- ФГУП Почта России
- Список почтовых тарифов России и СССР
- Центральный музей связи имени А.С. Попова
Литература
- Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. (См. Россия.)
- Вигилев А. Н. История отечественной почты.
- Часть 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
- Часть 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
- Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
- Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.)
Тем, кого интересуют фильтры палфингер, будет полезна информация на сайте filtr-palfinger.ru. Сайт filtr-palfinger.ru предлагает купить фильтры или фильтрующие элементы для манипуляторов PALFINGER.