История почты России

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Княжеский писец. XV век (марка СССР, 1958)

История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Почта на Руси

Русский конный гонец на марке СССР (1988) (ЦФА (ИТЦ) #6013)

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. В XIII веке появились первые почтовые станции, а к XV—XVI векам почтовая связь уствановилась по всей стране.<ref name="Kisin">Кисин (1969).</ref> Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывл подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы».<ref name="Kisin" />

В XVI веке австрийский дипломат Герберштейн так писал о русской ямской службе:

Левая кавычка А что цитируем-то? Правая кавычка
Почтовый блок «100 лет русской почтовой марки» (СССР, 1958); на поле блока — гонец XVI века

Царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей.

В начале XVII века при Борисе Годунове для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

Почтовый блок «100 лет русской почтовой марки» (СССР, 1958); на поле блока — Московский Кремль

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

Левая кавычка А что цитируем-то? Правая кавычка

Примечания

<references />

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. (См. Россия.)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты.
    • Часть 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Часть 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.)

Тем, кого интересуют фильтры палфингер, будет полезна информация на сайте filtr-palfinger.ru. Сайт filtr-palfinger.ru предлагает купить фильтры или фильтрующие элементы для манипуляторов PALFINGER.