Яков Яковлевич Гнездовский

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Яков Яковлевич Гнездовский
укр. Яків Якович Гніздовський
Hnizdovsky wc 87.jpg
Яков Гнездовский, вырезающий гравюру «Два барана»
в своей студии в Нью-Йорке (1969)
Дата рождения 27 января 1915
Место рождения Флаг Австро-Венгрии село Пилипче, Галиция, Австро-Венгрия
Дата смерти 8 ноября 1985
Место смерти Флаг США Нью-Йорк, США
Национальность украинец
Гражданство США
Жанр живопись, графика
Учёба Варшавская Академия искусств,
Загребская академия искусства
Стиль стилизованный реализм
Влияние японская ксилография, Альбрехт Дюрер
Cайт

http://www.hnizdovsky.com

Яков Яковлевич Гнездовский (укр. Яків Гніздовський, хорв. Jakiv Hnizdovskyj, польск. Jakob Gniazdowski; 27 января 1915, Пилипче, Галиция, Австро-Венгрия8 ноября 1985, Нью-Йорк, США) — американский художник украинского происхождения, работавший в двух видах изобразительного искусства: живописи и графике в различных жанрах: портрете, пейзаже, натюрморте, иконописи, бытовом жанре, экслибрисе, книжной иллюстрации, прикладной графике; искусствовед.

Биография

Яков родился в 1915 году в селе Пилипче (ныне Борщёвского района Тернопольской области Украины). Он прямой потомок украинского дворянского рода Кораб. Учился в Чертковской гимназии. В 1933 году Гнездовский переезжает во Львов, где учится в Львовской духовной семинарии. Весной 1934 года Яков был арестован польской полицией по подозрению в принадлежности к нелегальному кружку, связанному с украинским национальным подпольем, однако спустя некоторое время был освобождён. В 1938 году Яков переехал в Варшаву. Там он учился в Варшавской Академии искусств.

С началом Второй мировой войны в 1939 году он уезжает в Загреб, где учится в Загребской академии искусства (ныне Хорватия). Выехав из Загреба в 1944 году, Гнездовский оказался в лагере для перемещённых лиц близ Мюнхена, где пробыл до 1949 года.

В 1949 году Гнездовский переехал в США. Он поселился в городе Сент-Пол (Миннесота), где получил должность дизайнера в рекламной фирме «Браун энд Бигелоу». В 1950 году художник переезжает в Нью-Йорк. Он поселился в Бронксе близ Ботанического сада и зоопарка.

В 19561958 годах он совершенствовал мастерство в Париже. Там же 16 февраля 1957 года он женился на Стефании Кузан — дочери выходцев из Украины после Первой мировой войны.

Яков Гнездовский умер 8 ноября 1985 года в Нью-Йорке и был похоронен в колумбарии епископальной кафедры святого Иоанна Богослова. 5 ноября 2005 года состоялось перезахоронение урны с его прахом на Лычаковском кладбище во Львове.

Семья

Отец — Яков Андреевич, мать — Марта Дмитриевна.

Жена — Стефания (Фанни) Стефановна (урождённая Кузан), дочь — Мира Яковлевна.

Творчество

Ранний период

Экслибрис работы Я. Гнездовского

Склонность к рисованию проявилась у Якова ещё во время учёбы в гимназии: это были небольшие наброски людей, пейзажей, домашних животных. Во Львове Гнездовский активно включился в художественную жизнь города, вступив в молодёжное крыло Ассоциации независимых украинских художников (АНУМ). Карикатурист Эдвард Козак привлекает его к иллюстрированию львовской газеты «Новое время» и журнала «Комар». Талант молодого графика был оценён меценатом и большим знатоком искусства митрополитом Андреем Шептицким, который предоставил Гнездовскому стипендию для продолжения художественного образования в Варшавской Академии искусств, где он изучал живопись и графику.

Обучаясь в Загребской академии искусства Гнездовский также занимается в основном живописью. В это же время он обращает внимание на ксилографию. Его первые работы по дереву, созданные в 1944 году, представляют собой этюды фигур. Вдохновение Яков Гнездовский черпал в гравюрах Альбрехта Дюрера. Одна из самых оригинальных ранних гравюр художника «Куст», созданная им в том же 1944 году, содержит элементы, которые станут предвестниками его более зрелых работ. Сосредоточение на изолированной форме природы, заполнение пространства запутанным переплетением безлиственных веток — это идеи, которые станут центральными для его стиля.

За то время, что Гнездовский прожил в лагере для перемещённых лиц близ Мюнхена, ему удалось создать лишь две ксилографии. Несмотря на это, он активно занимался графикой, работая ответственным художественным редактором украинского литературно-художественного ежемесячника «Арка», а также иллюстрируя, популярное среди украинской диаспоры, издание «Грань». Помимо этого художник работал над афишами, учебниками, рекламой, увлекался экслибрисами.

Американский период

Стилизация почтовой марки Украины:
Я. Гнездовский. Автопортрет

Дебютное признание в США художник получил в 1950 году на выставке графики в Миннеапольском институте искусств. За ксилографию «Куст» ему была присуждена вторая премия. Вторая награда была присуждена Гнездовскому через несколько недель на торгово-промышленной выставке штата Миннесота за картину «Яйца». Эта награда подтолкнула его к мысли переехать в Нью-Йорк для того, чтобы заниматься исключительно искусством.

В США Гнездовский вдохновился японской ксилографией. На своих работах по дереву он часто изображал растения и животных. Основной причиной этого стало отсутствие у художника необходимых средств для оплаты натурщиков после переезда в Нью-Йорк. Однако то, что поначалу было лишь вынужденной заменой, позднее стало его основной и любимой темой. Художник был хорошо известен во всех ботанических садах Нью-Йорка, там он находил добровольных бесплатных «моделей». Также он нашёл много «моделей», согласных позировать, как писал художник, «за арахис», в Бронкском зоопарке. Одной из любимых «моделей» Гнездовского был орангутан Энди, который жил в Доме Обезьян Бронкского зоопарка. Когда Энди скончался, Бронкский зоопарк сразу же приобрёл ксилографию с его изображением.

Другая любимая «модель» художника — овца, позировавшая для одной из самых известных гравюр Гнездовского «Овцы», также из зоопарка Бронкса. Эта гравюра была изображена на плакате очень успешной выставки Гнездовского в галерее Ламли Казале в Лондоне.

Гнездовский резал преимущественно на вишне, груше, буке или яблоне. Большинство ксилографий художника было напечатано на васи.

В 1954 году состоялась его первая персональная выставка в США. Окончательное признание мастерства Гнездовского в США произошло, когда галерея Ассоциации американских художников в Нью-Йорке купила 220 оттисков его серии ксилографий «Сосны».

За два неполных года проживания в Париже, Гнездовский имел три успешные выставки. Там же он впервые выставил масляные картины, керамику и скульптуру малых форм. После 1960 года художественный авторитет Гнездовского растёт, он приобретает международное признание. Его работы широко экспонируются в странах Африки и на Ближнем Востоке, в Великобритании и Западной Германии, в Чехословакии и Японии. Его гравюры стали темой документального фильма «Овцы в дереве», который получил награду на кинофестивале в Нью-Йорке. Питер Вик, куратор отдела графики библиотеки Гарвардского университета, писал:

Левая кавычка Ксилография Якова Гнездовского является одним из самых богатых и самых оригинальных свершений в американском графическом искусстве за последние тридцать лет. Правая кавычка

Яков Гнездовский — автор иконостаса для украинской греко-католической церкви святой Троицы в Керганксоне (США).

Яков Гнездовский был членом редколлегии журнала экслибристов Великобритании и членом Американского общества любителей и создателей книжного знака, постоянным корреспондентом журнала Филадельфийского отдела Объединения украинских художников Америки (укр. Об'єднання українських мистців Америки; ОМУА) «Заметки из искусства». Он является автором ряда статей на художественные темы. Его наблюдения и мысли вышли в 1967 году в Нью-Йорке отдельной книгой «Пробуждённая царевна».

Наследие Якова Гнездовского

Яков Гнездовский рисовал масляными красками и темперой, различными твёрдыми красителями, гравировал на деревянных и металлических досках, иногда прибегал к скульптуре малых форм. Его наследие составляет сотни картин, а так же более чем 300 гравюр (ксилографии, офорты и линогравюры). В своё время две его картины — «Зимний пейзаж» и «Подсолнечник» украшали кабинет президента США Джона Кеннеди в Белом доме. Работы художника находятся в частных собраниях и музеях, в частности в библиотеке Конгресса, Бостонском музее, Филадельфийском музее, Университете Делавэр, Университете Вашингтона, Институте Батлер, фундации Вудварда, коллекции Нельсона Рокфеллера (США), а также в музеях Японии.

Несколько оригиналов его графических работ хранятся в Борщёвском краеведческом музее. В 2005 году вдова художника передала в дар Львовскому национальному музею картины из семейного архива.

Работы Гнездовского выставляются и публикуются в книгах в качестве иллюстраций. Его архивы размещаются в славянском и балтийском отделах Нью-йоркской публичной библиотеки.

Некоторые работы Якова Гнездовского

Создание марок

Блок с марками пластовой почты, посвящённый 50-й годовщине организации Пласт, издан в Нью-Йорке (1961)

Яков Гнездовский является автором марок пластовой почты, которые издавались в нью-йоркском пластовом лагере «Волчья тропа».

Первая серия из четырёх марок, выполненных по проекту Гнездовского, была выпущена 29 мая 1954 года Пластовой командой Праздника Весны округа Нью-Йорк в честь Праздника Весны. Художник изобразил пластовый знак отличия и Святого Георгия, покровителя Пласта. Марка была отпечатана офсетной печатью в типографии «Small Photo-Offset Reproduction» в Нью-Йорке. Одновременно были изготовлены картмаксимумы. Марки гасились специальным штемпелем, выполненным по рисунку Я. Гнездовского.

28 августа 1961 года был выпущен блок из четырёх юбилейных марок в честь 50-й годовщины организации Пласт. Проекты этих марок были также подготовлены Яковом Гнездовским. На марках были запечатлены портреты основоположника Пласта Александра Тисовского, бывшего главы Пласта Северина Левицкого (Северин Левицький), золотой юбилейный значок Пласта и первая марка пластовой почты 1926 года.

Память

5 ноября 2005 года в Национальном музее Львова открылась ретроспективная выставка произведений Якова Гнездовского из коллекций музеев Львова, Киева и Тернополя, посвященная перезахоронению праха художника во Львове, а также 90-летию со дня его рождения и 20-летию со дня смерти.

Имя художника носят улицы во Львове (до 1993 года улица Левандовская) и Борщёве.

Интересные факты

Фотография Якова Гнездовского на памятнике во Львове была сделана после окончания им семинарии. На ней художник сидит на том самом месте на Лычаковском кладбище, где сегодня находится его могила.

Книги, иллюстрирующие работы Я. Гнездовского

  • Tahir A. M., Jr. Jacques Hnizdovsky Woodcuts and Etchings. — Pelican Publishing Co, 1987. — ISBN 0882894870.
В каталоге показаны все гравюры, созданные художником; каталог богато иллюстрирован.
В каталоге показаны гравюры, созданные между 1944—1975 годами; каталог богато иллюстрирован.
  • Hnizdovsky J. Jacques Hnizdovsky Ex Libris / S. Hnizdovsky. — 1986. — ASIN B0007BYZ94.
В каталоге представлены 54 экслибриса, которые художник создал для друзей, семьи, музеев и библиотек.

Примечания

<references/>

Литература

  • Аблицов В. Галактика «Україна». Українська діаспора: видатні постаті. — К.: КИТ, 2007. — 436 с.
  • Егорова И. О людях и зверях: Львовяне выполнили последнюю просьбу Якова Гнездовского. Через 20 лет // День. — 2005. — 17 ноября.
  • Канарська А. Графічний ліс Гніздовського // Поступ Plus. — 2005. — 28 марта.
  • Коваль Я. Яків Гніздовський. Повернення // Львівська газета. — 2005. — 7 ноября.
  • Степовик Д. Яків Гніздовський: Життя і творчість. — К.: Издательство им. Олени Теліги, 2003. — 224 с.

Ссылки



Тем, кто хочет купить сетку рабица, будет полезна информация на сайте promsnab.org. Компания ПРОМСНАБ предлагает купить сетку рабица высокого качества, включая оцинкованные, неоцинкованные или покрытые полимером изделия с различным размером ячейки.