Ям

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск

Ям (от тат. дзям — дорога; ямщик от тат. ямчи — проводник) — почтовая станция в России XIIIXVIII веков. Ямы были учреждены по образцу организации, заведённой Чингисханом.

С помощью системы ямов, расположенных на расстоянии 40—50 вёрст (43—53 км) друг от друга, с Москвой были соединены Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Нижний Новгород и северные, а позднее и украинские города.

Ямская повинность отбывалась или всем окрестным населением, обязанным по требованию правительства доставлять в определённые пункты лошадей с проводниками, или выполнялась ямщиками из охочих людей, устроенных на особых землях в ямских слободах. Все дела по ямской гоньбе сосредоточивались с 1516 года в Ямском приказе, переименованном в 1723 году в Ямскую канцелярию.

К началу XX века в России оставалось очень мало ямов, так как гоньба, где таковая существовала, отправлялась с подряда или вольными почтами.

Ям служил придаточным словом к названию многих бывших ямщичьих посёлков Российской империи, таких как, например, по бывшему Санкт-Петербургско-Московскому шоссе: Ям-Ижора (Санкт-Петербургская губерния), Ям-Бронницы, Ям-Зимогорье (у города Валдая), Ям-Выдропужск (Тверская губерния).

Память о ямах сохранилась в современных названиях ряда населённых пунктов России: Ям (городской округ Домодедово), Ям и Гаврилов-Ям Ярославской области, Ям-Тёсово Ленинградской области и др.

См. также

Литература

— Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с.

— Иванов П. Синий зипун, красный кушак. Ямская гоньба от монголов до железных дорог // Родина. — 2001. — № 12.

— Кудряшов К. Ямская гоньба // АиФ Москва. — 2006. — № 23 (673). — 7 июня.

— Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Ям и Ямской двор.)