История почты России

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Княжеский писец. XV век (марка СССР, 1958)

История почты России насчитывает более тысячи лет. Русская почта является одной из старейших в Европе.

Содержание

Почта на Руси

Русский конный гонец на марке СССР (1988) (ЦФА (ИТЦ) #6013)

В Киевской Руси в X веке существовал «повоз» — обязанность населения предоставлять лошадей «от стана к стану» для княжеских гонцов и слуг. В XIII веке появились первые почтовые станции, а к XV—XVI векам почтовая связь уствановилась по всей стране. 1 Расстояние между станциями составляло 40—100 вёрст. Для крестьян и посадских людей существовала тягловая повинность возить гонцов и посыльных.

При Иване III устройство ямской гоньбы находилось под личным контролем московского князя, который подписывл подорожные грамоты на право пользоваться средствами сообщения. В подорожных были указаны направление, количество подвод, лощадей и прокорм. Например, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставлялось 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы». 1

В XVI веке австрийский дипломат Герберштейн так писал о русской ямской службе:

Левая кавычка Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы ни послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе. 1 Правая кавычка
Ошибка создания миниатюры: Ошибочный параметр миниатюры
Почтовый блок «100 лет русской почтовой марки» (СССР, 1958); на поле блока — гонец XVI века

Царские грамоты, приказы, а иногда и частные письма развозили из одного пункта в другой гонцы — нарочные. Им поручалась доставка обыкновенно одной грамоты или одного письма. Ямщики развозили как грамоты, так и кладь и людей.

В начале XVII века при Борисе Годунове для надзора над ямщиками и доставки государственных бумаг был учреждён Ямской приказ. В те времена почта при благоприятных условиях шла от Москвы до шведской границы в течение трёх недель, но в весеннюю распутицу на это уходило гораздо больше времени.

В 1666 году при царе Алексее Михайловиче, по инициативе боярина Афанасия Лаврентьевича Ордина-Нащёкина, была организована регулярная почта. Её устройство было поручено царём богатому голландскому купцу Ивану фон Сведену, владевшему в Москве суконной фабрикой. Через два года почтовое дело перешло в руки другого иностранца — Леонтия Марселиса. Почта соединяла Москву сначала с Вильно (через Смоленск), позднее — с Новгородом, Псковом, Ригой и Архангельском. Пересылке подлежали главным образом государственные бумаги, но разрешалась и частная корреспонденция торговых людей. Из Риги раз в две недели в Москву прибывали иностранные газеты. Плату за пересылку почты составляла два—три алтына «с золотника каждой грамотки» (то есть одного письма) в зависимости от расстояния. При этом ямщиков стали использовать в качестве почтарей.

Ошибка создания миниатюры: Ошибочный параметр миниатюры
Почтовый блок «100 лет русской почтовой марки» (СССР, 1958); на поле блока — Московский Кремль

О тяжёлой работе ямщиков того времени свидетельствует грамота новгородскому воеводе боярину князю Урусову (1684):

Левая кавычка …Послана к вам наша Великих Государей грамота, велено ямщикам, которые с почтою гоняют мешкотно и оплошно, учинить наказанье, бить батоги нещадно, и впредь приказать им гонять с яму на ям с почтою с великим поспешением днём и ночью, на добрых лошадях, и становились бы на яме в указанные часы и гоняли б ямщики сами по очередям, которые к той гоньбе выбраны, а работников своих посылали, и ни кого не нанимали, а на ямах бы нигде не стояли и не мешкали. А велено им гонять летом в час по семи вёрст, а в осень и зимою по пяти вёрст, и в том почтари чинятся непослушны, по ночам не гоняют. 1 Правая кавычка

Примечания

  1. а б в г Кисин (1969).

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. (См. Россия.)
  • Вигилев А. Н. История отечественной почты.
    • Часть 1. — М.: Связь, 1977. — 160 с.
    • Часть 2. — М.: Связь, 1979. — 160 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Русская почта.)

Тем, кого интересуют фильтры палфингер, будет полезна информация на сайте filtr-palfinger.ru. Сайт filtr-palfinger.ru предлагает купить фильтры или фильтрующие элементы для манипуляторов PALFINGER.

Личные инструменты
Google AdSense