Непочтовая марка

Материал из Provizorii
(перенаправлено с «Непочтовые марки»)
Перейти к: навигация, поиск

Непочтовые марки — собирательное название знаков не связанных с почтовым обращением и предназначенных для иных целей, например для принудительного или добровольного сборов денежных средств от населения и юридических лиц, рекламы товаров и услуг, контроля и учёта и так далее.

Непочтовые марки являются также предметом коллекционирования (эрринофилии, частично филателии и бонистики).

Описание

Непочтовые марки — это малоформатные знаки, выполненные графическими методами на бумаге или картоне различных сортов и толщины и изданные определённым тиражом. Знаки, выполненные из других материалов (текстиль, пластмасса, металл) могут включатся в коллекцию, но только в том случае, если часть тиража выполнена на бумаге или картоне. Непочтовые марки могут издаваться с зубцами, с просечкой, с клеем на оборотной стороне или без них.

Критерия сохранности для них не существует, в коллекцию могут включаться знаки любого состояния. Это объясняется тем, что многие непочтовые марки сохранились в единичных экземплярах, поскольку, выполнив свою основную функцию, они обычно уничтожались или выбрасывались.

Некоторые из непочтовых марок использовались в качестве почтовых (например, сберегательные и контрольные марки РСФСР 19181920 годов), наклеивались на почтовые отправления и гасились почтовыми штемпелями.

История

Первые коллекции непочтовых марок в России начали появляться во второй половине XIX века. Развитие этого направления коллекционирования тормозилось, в основном из-за отсутствия специальной литературы и каталогов. Известны перечни и каталоги отдельных категорий непочтовых марок, отпечатанные машинописным способом на правах рукописи. По гербовым маркам это исследования В. Б. Сафронеева (Киев), Д. Харитонова (Пермь), А. Е. Руденко (Севастополь), по знакам добровольных сборов — Е. Е. Стефаневского (Харьков), В. А. Чеснокова и В. В. Нейзеля (Санкт-Петербург). Статьи о непочтовых марках публиковались в сборнике «Советский коллекционер» и журнале «Филателия».

В начале 1990-х годов была образована Инициативная группа по знакам ревеню при СФР в составе А. Е. Бова, А. Н. Лукьянова и Ю. П. Турчинского (все из Москвы), которой поручили создание первого каталога отечественных знаков ревеню. Базой для составления каталога-справочника послужили разработки коллекционеров предшествующего поколения, учтена была также информация, содержащаяся во французском каталоге фискальных марок всего мира Форбена (1915 года издания) и публикации отечественной и зарубежной филателистической периодики. Результатом работы Инициативной группы стал «Каталог-справочник отечественных непочтовых марок», который печатался на страницах журнала «Филателия» с 1996 года.

Виды непочтовых марок

Различают следующие виды непочтовых марок:

  • марка — знак, имеющий информацию о его продажной или учётной стоимости
  • виньетка — знак памятного, рекламного или агитационного назначения, не имеющий информации о его стоимости
  • квитанция — знак, подтверждающий уплату денежных сумм целевым назначением. Известно применение при взимании штрафов, при обязательных и добровольных сборах
  • талон — знак, удостоверяющий право подателя на получение товара или услуги. Иногда так называется дубликат приходного документа, остающийся в корешке книжки
  • этикетка — знак, характеризующий содержание и стоимость упаковки товара
  • наклейка — дополнительный знак регистрационного или информационного назначения
  • облатка — знак, используемый для заклейки клапана почтового конверта

Знаки размером более 100 мм называются листками.

Классификация непочтовых марок

В зависимости от назначения непочтовые знаки могут быть разделены на 12 групп, каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на подгруппы.

  1. Знаки обязательных сборов, или фискальные марки. Являются квитанциями, удостоверяющими получение денежных средств от населения и юридических лиц в государственную или местную казну. К ним относятся следующие виды марок:
    1. Гербовые
    2. Налоговые (пошлинные, податные)
    3. Канцелярских сборов
    4. Сборов с печатной продукции (газет, афиш, календарей, игральных карт)
    5. Акцизные и патентные
    6. Регистрация внебюджетных сделок
    7. Аукционные
    8. Сборов с купчих крепостей
    9. Паспортные и прописочные
    10. Полицейские
    11. Адресных столов
    12. Венчальные
    13. Судебные
    14. Консульские
    15. Таможенные
    16. Строительных сборов
    17. Сборов за приобретение и пользование радио- и телевизионными приемниками
    18. Больничные, санитарные и в пользу Красного Креста
    19. Рецептурные
    20. Сбора со зрелищ
    21. Трудовые и ремесленных управ
    22. Землеустроительных сборов
    23. Курортных сборов
    24. Сборов на народное просвещение
    25. Сборов с филателистических посылок
    26. Туристских сборов
    27. Прочих сборов и штрафов
  2. Знаки добровольных сборов. Целевые добровольные сборы проводятся с помощью продажи марок или сбором денег в опечатанные ёмкости. При кружечном сборе сборщик вручает жертвователю виньетку, как памятку о добром поступке. К этой группе относятся:
    1. Марки и виньетки целевых сборов
    2. Членские марки добровольных обществ, союзов и партий
    3. Кооперативные марки
    4. Профсоюзные марки
    5. Клубные марки
  3. Рекламные виньетки:
    1. Выставочные
    2. Рекламы товаров и услуг
    3. Туристские
  4. Памятные марки и виньетки:
    1. Событийные и юбилейные виньетки
    2. Виньетки мест лечения, проживания и отдыха
    3. Видовые
    4. Поздравительные
    5. Марки и виньетки неофициальных и самодеятельных почт разового характера
    6. Сувенирные листки
  5. Агитационные марки и виньетки по целевой направленности подразделяются на:
    1. Политической и экономической пропаганды
    2. Пропаганды культуры, медицины, санитарии и гигиены
    3. Экологической пропаганды и охраны природы
    4. Религиозные
    5. Служб безопасности
    6. Диверсионные
  6. Служебные марки и наклейки регистрационного, учётного и информационного назначения:
    1. Сберегательные, контрольные и накопительные марки
    2. Страховые марки
    3. Железнодорожные марки
    4. Марки духовного ведомства
    5. Почтовые наклейки
    6. Медицинские наклейки
    7. Наклейки военного ведомства
    8. Премиальные марки
    9. Театральные марки
    10. Облатки
    11. Телеграфные марки и наклейки
    12. Телефонные марки
  7. Расчётные знаки (суррогаты денежного обращения):
    1. Знаки общегосударственных выпусков
    2. Знаки местных выпусков
    3. Фирменные расчётные знаки
  8. Учебные марки и виньетки:
    1. Наглядные пособия
    2. Марки «Детской почты»
  9. Знаки нормированной выдачи продовольствия, товаров и услуг:
    1. Знаки государственных и муниципальных организаций
    2. Знаки общественных организаций
  10. Книжные знаки:
    1. Экслибрисы
    2. Наклейки книжных магазинов и библиотек
  11. Товарные и фирменные знаки, наклейки и этикетки
  12. Марки, изданные в ущерб филателистам:
    1. Фантастические почтовые марки и надпечатки
    2. Фальсификаты почтовых марок и надпечаток
    3. Фантастические виньетки

При классификации знаков по их назначению дополнительными признаками будут место издания и издатель. Реже знаки группируются по территориальному признаку, дополнительными в этом случае являются издатель и назначение знака. Это относится в большинстве случаев к зарубежным непочтовым маркам. Некоторые непочтовые марки по своему назначению могут быть многоцелевыми. Например, почтовая марка Крымского краевого правительства выпуска 1919 года могла использоваться как гербовая и как суррогат разменного денежного знака.

25 ноября 1991 года специальным регламентом ФИП для экспонатов класса ревеню, некоторые виды непочтовых марок были допущены для экспонирования на филателистических выставках ФИП. Группу коллекционных знаков класса ревеню образуют фискальные и кредитные марки.

Согласно классификации непочтовых марок в «Каталоге-справочнике непочтовых марок» (2001), к кредитным относятся следующие виды марок:

  1. Сберегательные (включая накопительные)
  2. Страховые, эмеритальных касс
  3. Предварительной оплаты товаров и услуг
  4. Членские марки, приобретение которых даёт право на получение материальных благ и преимуществ

См. также

Литература

  • Каталог-справочник непочтовых марок. — М., 1996. — С. 1. — (Приложение к журн. «Филателия»; Т. 1)
  • Каталог-справочник непочтовых марок. — М., 2001. — С. 49—50. — (Приложение к журн. «Филателия»; Т. 3)
  • Турчинский Ю. «Терра инкогнита». Вне почты! // Филателия. — 1992. — № 5. — С. 48—51.
  • Турчинский Ю. «Терра инкогнита». Вне почты // Филателия. — 1992. — № 6. — С. 51—53.



Тем, кого интересует флеш-баннер, будет полезна информация на сайте creartion.com.ua. Компания CREARTION предлагает создание анимационных баннеров.

Личные инструменты
Google AdSense