Аэрограмма

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Фрагмент (часть адресной стороны) аэрограммы Эфиопии, посланной из Аддис-Абебы в Москву в 1969 году

Аэрограмма (фр. aérogramme, от греч. αέρας — воздух и γραμμα — запись) — вид авиапочтового отправления по сниженному тарифу, вариант закрытого письма (секретки), в филателии особый вид цельной вещи. Аэрограммы могут выпускаться как почтовыми ведомствами, так и частными компаниями.

Описание

Представляет собой тонкий лёгкий сложенный (обычно вдвое или вчетверо) и гуммированный лист бумаги, предназначенный для написания письма, отправляемого авиапочтой, одна сторона которого используется для адреса, а другая — для письма, при этом такой лист служит одновременно и письмом и конвертом. Многие почтовые ведомства запрещают любые вложения в такие облегчённые письма, которые обычно отправляются заграницу по льготному тарифу.

На большинстве аэрограмм напечатаны предоплаченные знаки почтовой оплаты, за исключением Новая Зеландия, Родезии, Ирландии и других стран, где продавались или продаются немаркированные аэрограммы, называемые "формулярными аэрограммами" (англ. formular aerograms). Отправители указывают своё имя и обратный адрес на обороте.

История

Первая аэрограмма Ирака (1933)

Впервые появившись в начале 1920-х годов, аэрограмма обрела популярность в основном во время Второй мировой войны (19391945), после того, как подполковник инженерных войск) и заместитель директора почтовой службы сухопутных войск на Ближнем Востоке (MEF) Р. Э. Эванс (R. E. Evans) предложил ввести в британской армии для отправки по воздуху лёгкую самосклеивающуюся секретку весом всего лишь 1/10 унции. Он рекомендовал её применение военному министру сэру Энтони Идену во время его визита на Ближний Восток в конце 1940 года. К январю следующего года Иден сообщил генералу Арчибальду Персивалю Уэвеллу (Archibald Percival Wavell), главнокомандующему соединения вооружённых сил на Ближнем Востоке, что «Вашему заместителю директора почтовой службы сухопутных войск разрешается немедленно внедрить пересылку аэрограмм на Ближнем Востоке. Используйте британские марки из всех стран, включая Египет».

1 марта 1941 года началась пересылка аэрограмм между Ближним Востоком и Великобританией с помощью комбинированного использования гидросамолётов компании Imperial Airways и военного транспорта. Закрытый характер аэрограммы обеспечил ей популярность у отправителей, а эта популярность наряду с лёгким весом способствовала продолжению использования аэрограммы в качестве современного «гражданского» авиаписьма (аэрограммы) и британского военного «bluey».

Аэрограммы в США

Выпуск аэрограмм в США прекращён и, когда запасы аэрограмм иссякнут, включая нынешнюю (по состоянию на март 2007 года) аэрограмму почтовая служба USPS «Voyageurs National Park»Национальный парк Вояджерс») номиналом в 60 центов, которая до сих пор есть в продаже, то они больше печататься не будут.<ref>Информация из журнала «Airpost Journal» (2007).</ref>

Примечания

<references/>

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.
  • Airpost Journal. — 2007. — Vol. 78. — No. 2. (Заметка в журнале Американского авиапочтового общества — American Air Mail Society.)(англ.)
  • Universal Postal Union. Letter Post Manual. — Berne: International Bureau of the Universal Postal Union, 1985. — P. D.2—D.14. (Изложены правила Всемирного почтового союза, применимые к аэрограммам.)(англ.)