Дирижабельная почта

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Конверт, отправленный из Хемница (Германия) в Саусалито (Калифорния) первым рейсом «Гинденбурга» в Северную Америку (69 мая 1936 года). Адрес и отметка «Mit Luftschiff…» («Дирижаблем…») написаны отправителем от руки, штамп «Nach Nord Amerika» («В Северную Америку») и круглый штемпель красного цвета поставлены на почте. На последнем стоит строчная буква «d», указывающая на место его нанесения — Франкфурт-на-Майне. Почтовые марки этого типа были выпущены специально для этого рейса, на одной из них сохранилась часть поля марочного листа с контрольной отметкой почты. На обратной стороне конверта написан адрес отправителя, в качестве которого указан некий Курт Криппнер, и стоит оттиск почтового штемпеля места назначения (Нью-Йорк) с датой 9 мая. Это довольно распространённый тип конверта, обычно продававшийся по цене около 10 долларов США

Дирижабельная почта, или цеппели́нная почта (англ. Zeppelin mail), — почта, перевозимая дирижаблями «Цеппелин» и другими немецкими воздушными судами, которые использовались в гражданской авиации с 1908 по 1939 год. Во время почти каждого рейса дирижаблей осуществлялась перевозка почты, иногда в значительных количествах. На конвертах обычно ставились оттиски специальных почтовых штемпелей, а ряд государств даже выпустили почтовые марки, специально для оплаты почты, перевозимой дирижаблями.

История

Первый период (1908—1914)

Первым цеппелином, который перевёз почту, стал LZ 4 в июле 1908 года.<ref>См. заметку «Швейцария: „Цеппелин“ снова в воздухе».</ref> Вскоре за ним последовал LZ 3. На первых рейсах специальные штемпели не применялись. Первым таким штемпелем стал овальный штемпель с надписью «LUFTSCHIFF / SIGNALPOST» («Дирижабль / Сигнальная почта») по кругу и «Z III» в центре, который применялся на борту LZ 6 (Z 3) с августа по октябрь 1909 года.

К 1911 году использовался ряд различных почтовых штемпелей. Типичным примером их является круглый штамп с надписью «AN BORD DES / ZEPPELIN / LUFTSCHIFFES» («На борту дирижабля „Цеппелин“»), с указанием даты в центре и названием дирижабля внизу. Корреспонденция гасилась такими штемпелями на борту дирижабля прямо во время полёта в небольшом почтовом отделении.

В 1914 году дирижабли были мобилизованы для военных нужд и после этого перевозку гражданской почты не осуществляли, хотя в армии при пересылке военной корреспонденции применялись специальные ручные штемпели.

Открытка 1908 года, на которой изображён цеппелин LZ 4 и плавучий эллинг на Боденском озере
Почтовый блок КНДР 1988 года с изображением цеппелина LZ 12Z III»)

Период между двумя войнами (1919—1939)

В конце 1919 года дирижабль LZ 120 BodenseeLZ 120 Боденское озеро») возобновил рейсы и перевозку почты. При этом использовались почтовые штемпели почти так же, как и перед войной, вплоть до 1921 года, когда дирижабль был передан Италии в качестве репарации. Очень короткое время в 1924 году осуществлялась перевозка почты на борту LZ 126 до его передачи США и переименования в USS Los Angeles (ZR-3). «Лос-Анджелес» несколько раз перевозил почту между Лейкхёрстом (Lakehurst) в штате Нью-Джерси, Бермудами и Майягуесом (Mayagüez) на острове Пуэрто-Рико.

Марка США «Цеппелин» номиналом в 65 центов — одна из трёх, выпущенных специально к панамериканскому перелёту «Графа Цеппелина» в мае-июне 1930 года (Скотт #C13)

У LZ 127 «Графа Цеппелина» был длинный и славный послужной список. Уже через несколько недель после своего первого полёта в сентябре 1928 года «Граф Цеппелин» перевёз первую авиапочту прямо из Германии в США и обратно. Германия выпустила специально по этому случаю почтовые марки номиналом в 2 и 4 рейхсмарки. Обратным рейсом дирижабль перевёз почти 52 тысячи почтовых карточек и 50 тысяч писем. В 1929 году «Граф Цеппелин» совершил кругосветный перелёт с остановками в Токио и Лос-Анджелесе. К окончанию срока эксплуатации в июне 1937 года дирижабль выполнил 590 рейсов, перевозя во время каждого до 12 тонн почты между десятками стран мира, включая Советский Союз. В СССР для перевозки почты специальными авиарейсами на борту дирижабля «Граф Цеппелин» в 1930 и 1931 годах были установлены особые расценки.

Марка дирижабельной почты Германии в честь полярного полёта (1931)

Несмотря на то, что LZ 129 «Гинденбург» более всего известен своей гибелью в огне, за время 14 месяцев своего существования он перевёз значительные объёмы почты заграницу. Многие из перевезённых на нём конвертов и открыток вполне доступны и сегодня. Бо́льшая часть из 17 609 писем и открыток, находившихся на борту во время последнего рейса дирижабля, погибла в огне, но несколько уцелели и сегодня представляют собой дорогостоящие раритеты.

LZ 130 Graf Zeppelin II («Граф Цеппелин II») стал последним из почтовых дирижаблей. Он эксплуатировался как гражданское судно всего лишь несколько месяцев — с октября 1938 года по август 1939 года и совершил только 30 рейсов, все из них внутри Германии.

Марки дирижабельной почты

Марки дирижабельной почты СССР (1930) (ЦФА (ИТЦ) #360-361; Скотт #C12-C13)

Специально для оплаты почтовой корреспонденции, перевозившейся дирижаблями, некоторыми государствами выпускались марки дирижабельной почты:

Почтовая марка СССР, посвящённая дирижаблю N-1 «Норвегия» (1991)

Помимо авиапочтовых марок, для дополнительний оплаты услуг дирижабельной почты использовались полуофициальные авиамарки. Пер­вые из них появились в Германии в 1912 году для писем, перевозившихся дирижаблем «Швабия» и самолётом «Жёлтая собака».

С марками дирижабельной почты не следует путать различные выпуски почтовых марок, посвящённых отдельным дирижаблям или дирижаблестроительству.

Примечания

<references/>


См. также

Литература

Ссылки



  • Теперь вы можете покупать двери, не выходя из дома. Имеется интернет магазин двери межкомнатные, который работает в Москве. Предлагаются разнообразные межкомнатные двери, недорогие, качественные, прямо от производителя и напрямую со склада.