Дирижабельная почта
Дирижабельная почта, или цеппели́нная почта (англ. Zeppelin mail), — почта, перевозимая дирижаблями «Цеппелин» и другими немецкими воздушными судами, которые использовались в гражданской авиации с 1908 по 1939 год. Во время почти каждого рейса дирижаблей осуществлялась перевозка почты, иногда в значительных количествах. На конвертах обычно ставились оттиски специальных почтовых штемпелей, а ряд государств даже выпустили почтовые марки, специально для оплаты почты, перевозимой дирижаблями.
Содержание
История
Первый период (1908—1914)
Первым цеппелином, который перевёз почту, стал LZ 4 в июле 1908 года.<ref>См. заметку «Швейцария: „Цеппелин“ снова в воздухе».</ref> Вскоре за ним последовал LZ 3. На первых рейсах специальные штемпели не применялись. Первым таким штемпелем стал овальный штемпель с надписью «LUFTSCHIFF / SIGNALPOST» («Дирижабль / Сигнальная почта») по кругу и «Z III» в центре, который применялся на борту LZ 6 (Z 3) с августа по октябрь 1909 года.
К 1911 году использовался ряд различных почтовых штемпелей. Типичным примером их является круглый штамп с надписью «AN BORD DES / ZEPPELIN / LUFTSCHIFFES» («На борту дирижабля „Цеппелин“»), с указанием даты в центре и названием дирижабля внизу. Корреспонденция гасилась такими штемпелями на борту дирижабля прямо во время полёта в небольшом почтовом отделении.
В 1914 году дирижабли были мобилизованы для военных нужд и после этого перевозку гражданской почты не осуществляли, хотя в армии при пересылке военной корреспонденции применялись специальные ручные штемпели.
Период между двумя войнами (1919—1939)
В конце 1919 года дирижабль LZ 120 Bodensee («LZ 120 Боденское озеро») возобновил рейсы и перевозку почты. При этом использовались почтовые штемпели почти так же, как и перед войной, вплоть до 1921 года, когда дирижабль был передан Италии в качестве репарации. Очень короткое время в 1924 году осуществлялась перевозка почты на борту LZ 126 до его передачи США и переименования в USS Los Angeles (ZR-3). «Лос-Анджелес» несколько раз перевозил почту между Лейкхёрстом (Lakehurst) в штате Нью-Джерси, Бермудами и Майягуесом (Mayagüez) на острове Пуэрто-Рико.
У LZ 127 «Графа Цеппелина» был длинный и славный послужной список. Уже через несколько недель после своего первого полёта в сентябре 1928 года «Граф Цеппелин» перевёз первую авиапочту прямо из Германии в США и обратно. Германия выпустила специально по этому случаю почтовые марки номиналом в 2 и 4 рейхсмарки. Обратным рейсом дирижабль перевёз почти 52 тысячи почтовых карточек и 50 тысяч писем. В 1929 году «Граф Цеппелин» совершил кругосветный перелёт с остановками в Токио и Лос-Анджелесе. К окончанию срока эксплуатации в июне 1937 года дирижабль выполнил 590 рейсов, перевозя во время каждого до 12 тонн почты между десятками стран мира, включая Советский Союз. В СССР для перевозки почты специальными авиарейсами на борту дирижабля «Граф Цеппелин» в 1930 и 1931 годах были установлены особые расценки.
Несмотря на то, что LZ 129 «Гинденбург» более всего известен своей гибелью в огне, за время 14 месяцев своего существования он перевёз значительные объёмы почты заграницу. Многие из перевезённых на нём конвертов и открыток вполне доступны и сегодня. Бо́льшая часть из 17 609 писем и открыток, находившихся на борту во время последнего рейса дирижабля, погибла в огне, но несколько уцелели и сегодня представляют собой дорогостоящие раритеты.
LZ 130 Graf Zeppelin II («Граф Цеппелин II») стал последним из почтовых дирижаблей. Он эксплуатировался как гражданское судно всего лишь несколько месяцев — с октября 1938 года по август 1939 года и совершил только 30 рейсов, все из них внутри Германии.
Марки дирижабельной почты
Специально для оплаты почтовой корреспонденции, перевозившейся дирижаблями, некоторыми государствами выпускались марки дирижабельной почты:
- Германия — «Цеппелины», 1928—1933 (Ивер #35C—42C)
- Аргентина, Боливия, Финляндия, США, СССР (ЦФА (ИТЦ) #358—361) — 1930
- Бразилия, Египет, Исландия, Лихтенштейн, Парагвай, Венгрия, СССР (ЦФА (ИТЦ) #379—386) — 1931
- Исландия, Киренаика, Эгейские острова, Греция, Латвия, Сан-Марино, Триполитания, Италия — 1933
Помимо авиапочтовых марок, для дополнительний оплаты услуг дирижабельной почты использовались полуофициальные авиамарки. Первые из них появились в Германии в 1912 году для писем, перевозившихся дирижаблем «Швабия» и самолётом «Жёлтая собака».
С марками дирижабельной почты не следует путать различные выпуски почтовых марок, посвящённых отдельным дирижаблям или дирижаблестроительству.
Примечания
<references/>
См. также
Литература
- Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с. (См. Германия, Марки дирижабельной почты, «Марки полярного полёта», Почта дирижабельная, Цеппелинная почта, «Цеппелины».)
- Владинец Н. И. Филателистическая география. Европейские, зарубежные страны. — М.: Радио и связь, 1981. (См. Германия, Исландия.)
- Гросс О., Грыжевский К. Путешествие в мир марок / Пер. с польск. — М.: Прогресс, 1977. — С. 59—62. (См. Марки цеппелинной (дирижабельной) почты.)
- Корнюхин А. Е. Под парусами филателии. — М.: Связь, 1975. — 96 с.
- Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (См. Почтовые тарифы, Цеппелинная почта.)
- Duggan J. LZ130 Zepplinpost. — 3rd edn. — United Kingdom: Zeppelin Study Group, Germany & Colonies Philatelic Society, 1989. — ISBN 0951411403.(англ.)
- Duggan J. Graf Zeppelin flights to England. — Ickenham: Zeppelin Study Group, 1998. — ISBN 0951411446.(англ.)
- Michel Zeppelin- und Flugpost-Spezial-Katalog 2002. — 2nd ed. — München: Michel, 2002.(нем.)
- Violino E. Catalogo degli aerogrammi Zeppelin. — Firenze: G. Orlandini, 1971. — LCCN: 72-348144.(итал.)
- Zeppelinpost Spezial-Katalog. — Lorch/Württemberg: Sieger, 2001. — OCLC: 48851360.(нем.)
Ссылки
- Сайты, поддерживаемые Джоном Дзядецким (John Dziadecki, США)(англ.)
- «Hindenburg Crash Mail» — статья Шерил Ганз (Cheryl R. Ganz) на сайте Национального почтового музея (США)(англ.)
- «Швейцария: „Цеппелин“ снова в воздухе» — заметка на сайте «Stamplover.ru»
- Теперь вы можете покупать двери, не выходя из дома. Имеется интернет магазин двери межкомнатные, который работает в Москве. Предлагаются разнообразные межкомнатные двери, недорогие, качественные, прямо от производителя и напрямую со склада.