Бандероль

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Специальная упаковка в виде ленты для почтовых отправлений — бандеролей с напечатанным знаком почтовой оплаты (Россия, предположительно конец XIX века)

Бандероль (фр. banderole, от bande — полоска и role — свёрток, список) — бумажная лента для упаковки почтовых отправлений, а также само почтовое отправление в такой обёртке, которое может содержать печатные издания (книги, журналы, газеты), деловые бумаги, рукописи,фотографии. В международном почтовом обмене бандероли могут содержать только печатные издания.

Масса и упаковка бандеролей соответствует определённым правилам. Бандероли могут быть простыми, заказными и с объявленной ценностью (ценными).

История

Первоначально бандеролями назывались бумажные ленты для упаковки почтовых отправлений, которые в некоторых странах выпускались с напечатанными на них знаками почтовой оплаты. Подобные маркированные бандероли относятся к цельным вещам и являются объектами коллекционирования (филателии).

Предшественниками бандеролей можно считать лентообразные бандероли (Billet de port payé — свидетельство об оплате почтового сбора), которые применялись в Париже в 16531654 годах. Идея их выпуска принадлежит Жану-Жаку Ренуару де Вилайе (Jean-Jacques Renouard de Villayer), арендатору парижской почты. Бандероли продавались по цене в 1 су (соль)<ref>1/20 ливра, или 5 сантимов.</ref>; ими обёртывали почтовые отправления, или же бандероли вкладывались в отправления таким образом, чтобы их видел письмоносец. На бандеролях был отпечатан особый штемпель де Вилайе со словами «port payé, le… jour de l’an 1653 (1654)»; неизвестно, была ли на марке «билета» обозначена цена; их экземпляров не сохранилось.<ref>Кисин (1969).</ref>

В XIX веке во многих странах бандерольные отправления были установлены для предоставления корреспондентам возможности пересылать по почте некоторые предметы по уменьшенной цене. Бандерольные отправления, к которым воспрещалось прилагать письменные сообщения, имевшие характер текущей корреспонденции, могли содержать в себе:

Для бандерольных отправлений устанавливался высший предельный вес, который для произведений печати доходил в Англии до 5 фунтов, во Франции до 3 кг, в Германии до 1 кг, а для образцов заводов — до 250 г в Германии, до 300 г в Италии, до 350 г во Франции. В Германии и Австрии, например, для произведений печати, была установлена такса с четырьмя подразделениями, в пределах от 3 пфеннигов (эквивалент 3 сантимов) и 2 крейцеров (4 сантимов) до 30 пфеннигов и 15 крейцеров, соответственно, а с образцов товаров взималось, независимо от веса, 10 пфеннигов в Германии и 5 крейцеров в Австрии. Бандерольные отправления, не удовлетворявшие установленным требованиям относительно предельных размеров в длину, ширину и высоту, равно как и отправления не оплаченные, не отправлялись по назначению. Бандерольные отправления, не вполне оплаченные, отправлялись, но с получателя взимался недостающий весовой сбор в двойном размере. К началу XX века бандерольные отправления имели первостепенное значение для торговли, особенно внешней, а также для распространения книг и журналов, но в дореволюционной России они не успели получить достаточного развития.

В Российской империи предельный вес бандерольных отправлений был значительно ниже, не превышая 4 фунтов для произведений печати и деловых бумаг (следовательно, ниже предельного веса для закрытых писем) и 20 лотов для образцов товаров. Бандерольные отправления оплачивались хотя и по значительно пониженной таксе (минимальная оплата иногородных отправлений была 2 копейки (эквивалент 5 сантимов) за произведения печати, 7 копеек — за деловые бумаги, 3 копейки — за образцы товаров), но каждая весовая единица, за которую были приняты 4 лота, оплачивалась полностью. С 1890 года в России издавались маркированные бандероли.

В СССР бандероли, как почтовые отправления, подразделялись на внутренние (местные, иногородние) и международные, а также по категориям и разрядам почтовых отправлений, причем величина почтового сбора (тарифа) зависила от принадлежности бандероли к той или иной категории. Максимальная масса бандероли не должна была превышать 5 кг, а единица весового сбора для бандероли составляла 50 г.

Допустимые размеры бандеролей

Авиапочтовое отправление в виде почтовой бандероли (пометка от руки «п/б») из России в США (2007) с наклееными почтовыми марками России, выпущенными в 1998, 2001 и 2002 годах, для оплаты почтового сбора в размере 108 рублей 20 копеек

По существующим в современной России правилам почтовой пересылки, установлены следующие допустимые размеры бандеролей:

  • Минимальные габариты: 105 × 148 мм;
  • Максимальные габариты: сумма длины, ширины и толщины — не более 900 мм.

Диапазон допустимого веса бандеролей:

Примечания

<references />

См. также

Литература

  • Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с.
  • Кисин Б. М. Страна Филателия. — М.: Просвещение, 1969. — 240 с.
  • Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.

Тем, кому нужна вакуумная упаковка, будет полезна информация на сайте smartupak.ru. На сайте компании-производителя «СмартУпак» предлагаются пакеты, пакеты дой-пак (doy-pack), вакуумные пакеты и многое другое.