Надпечатка
Надпечатка — собирательное название дополнительно напечатанного текста (иногда графического изображения) на почтовой марке, блоке, банкноте или ценной бумаге после того, как она была напечатана (хотя некоторые надпечатки делаются исключительно на полях филателистических сувенирных листков<ref>Например, надпечатки на новозеландских сувенирных листках «Властелин колец»</ref>). Исторически надпечатки применялись во многих целях. Они применялись для указания доплаты, надбавки, в ознаменование памятных событий и в качестве контрольных отметок.
Надпечатыванием также называется процесс печатания одного цвета на другом в репрографии. Оно тесно связано с репрографическим методом «захвата краски».
Несмотря на временный и экстренный характер их выпуска, многие надпечатки эмитировались миллионами экземпляров и поэтому легко доступны сегодня для колллекционеров. Другие — очень редки и желанны, но их слишком легко подделать, надпечатав экземпляр исходной марки или бумаги, в связи с чем для ценных надпечаток обязательно проведение филателистической экспертизы.
Содержание
- 1 Надпечатки с увеличением номинала
- 2 Надпечатки с уменьшением номинала
- 3 Надпечатки Авиапочта
- 4 Памятные надпечатки
- 5 Контрольные надпечатки
- 6 Оккупационные надпечатки
- 7 Пропагандистские надпечатки
- 8 Аннулирующие надпечатки
- 9 Территориальные и колониальные надпечатки
- 10 Частные надпечатки
- 11 Литература
- 12 Примечания
Надпечатки с увеличением номинала
Надпечатка номинала, или стоимости марки (англ. surcharge), — надпечатка, изменяющая или подтверждающая номинал почтовой марки. К таким надпечаткам обычно прибегали, когда нужных видов марок не было в наличии, либо в силу задержки с присылкой марок, либо по причине столь быстрого изменения обстоятельств, что не было времени на изготовление или получение соответствующих новых марок, либо просто с целью использования оставшихся марок.
Широко известен пример надпечаток на марках Германии в период гиперинфляции 1921—1923 годов. Марки номиналом в 10—20 пфеннигов уже не годились для оплаты почтовых сборов (на конверт обычного письма потребовалось бы наклеивать сотни таких марок), поэтому вначале правительство сделало на имеющихся марках надпечатки с номиналами до 10 немецких марок, пока не будут выпущены новые марки, но к 1923 году бесполезными стали даже вновь отпечатанные марки номиналом до 75 тысяч немецких марок, и на них пришлось сделать надпечатки более высоких номиналов — до 2 миллионов немецких марок, а затем, в следующем раунде, — с номиналами до 50 миллиардов, прежде чем произошла реформа финансовой системы.
50 копеек и 50 рублей на царских двух- и трёх-копеечных марках, Сибирь и Батуми, 1919 | 5 рублей РСФСР на царской 20-копеечной марке, 1918 | ГрузССР. 1000 рублей на 50-рублёвой марке в пользу голодающих (1922) и 40 тыс. рублей на 5-тысячной марке (1923) | РСФСР 7500 рублей на 250 и вольного города Данциг (Гданьск) 2 миллиона марок на 10000, 1922 |
Многие страны прибегали к надпечаткам стоимости при переходе на новую денежную единицу, к примеру, многие страны Содружества предпочли перейти к десятичной денежной единице в конце 1960-х годов.
Политически нестабильные страны вынуждены были часто прибегать к надпечаткам новой стоимости по причине истощения существующих запасов почтовых марок и отсутствия лица, отвечающего за заказ новых. Во многих случаях, государства делали надпечатки на гербовых марках, телеграфных марках, а также, похоже, на всём, что они смогли найти с зубцовкой и гуммированием, причём в худшем случае даже на марках, на которых ранее уже были сделаны надпечатки.
Иногда надпечатки новой стоимости делали отдельные почтмейстеры, особенно на отдалённых территориях и в ранний период истории почтовых марок, но из-за возможности злоупотреблений их редко одобряло национальное правительство.
Надпечатки с уменьшением номинала
1 января 1961 года в СССР прошла деноминация рубля в 10 раз.
На некоторых почтовых марках Советского Союза выпуска конца 1960 и начала 1961 г.г., также как и на номиналах множества почтовых открыток, конвертов, а также печатных изданий, были сделаны надпечатки поверх старых цен с указанием новых, в десять раз меньше.
Надпечатки Авиапочта
В СССР в 1920-е — 1940-е годы на почтовых марках с номиналами для обычной почты делали также надпечатки для авиапочты (до 1940-х годов писали Авиопочта).
190px | |||
Надпечатки на марках Гастелло и Талалихин: Авиапочта 1944 г. 1 рубль | 18 августа — День авиации СССР |
Памятные надпечатки
Надпечатки также делались и в коммеморативных целях, как недорогая альтернатива разработке и выпуску специальных марок.
США, которые исторически эмитировали крайне мало надпечаток, поступили так в 1928 году в отношении эмиссии в честь Молли Питчер и открытия Гавайских островов.
Особую подкатегорию составляют надпечатки на спортивных марках по поводу таких событий, как Олимпийские игры. Например, 8 апреля 1998 года Гайана выпустила серию из 32 марок, на которых изображены все сборные, участвовавшие в проходившем в том году чемпионате мира; 20 августа, после турнира, восемь из них были перевыпущены с надпечаткой, объявляющей о победе сборной Франции.
Многие филателисты не одобряют подобную практику.
Широкое распространение коммеморативные надпечатки получили по причине революционных преобразований. Такие надпечатки могут закрывать изображение головы прежнего правителя, но обязательно провозглашают новый режим, часто с указанием даты его прихода к власти. Именно так печатало свои марки Временное правительство Южной Ирландии в 1922 году, используя стандартные выпуски Великобритании.
Контрольные надпечатки
Менее известная область применения надпечаток — в качестве контрольных средств для борьбы с хищениями. В XIX веке Мексика страдала от хищений почтовых марок во время их доставки в отдалённые почтовые отделения, поэтому на каждой марке делалась надпечатка названия города и номера. США прибегли к такому методу для борьбы с хищениями в штатах Канзас и Небраска в 1929 году, сделав надпечатки на обычных марках того времени «Kans.» («Канзас») и «Nebr.» («Небраска») (таких марок сохранилось мало и они ценятся высоко: за марку номиналом 10 центов давали более 100 долларов в 2000 году).
Оккупационные надпечатки
100px | |||||||
Финские надпечатки для захваченных территорий России 1919 и 1941 годов | Британская оккупация Батуми, 1920 | Марки II Рейха (1914) и III Рейха (1940) с изображением Гинденбурга с надпечатками Бельгия. 50 сантимов и Остен. 2 злотых для оккупированных территорий Бельгии и Польши | Марки III Рейха с изображением Гитлера с надпечаткой Остланд для оккупированных территорий СССР |
Пропагандистские надпечатки
К пропагандистским относятся надпечатки, которые делались на знаках почтовой оплаты в пропагандистских целях.
См. также: Военно-пропагандистская филателия, Пропагандистская филателия
Аннулирующие надпечатки
Встречаются английские марки с надпечаткой слов «SPECIMEN» («ОБРАЗЕЦ») или «CANCELLED» («АННУЛИРОВАНА»). Обычно такие надпечатки делались чёрным цветом, но известны и другие цвета. Эти надпечатки делались либо в типографии для использования марок в качестве цветового стандарта для будущей печати, либо органами власти для использования марок в качестве контрольных экземпляров или образцов, направляемых другим государствам-членам Всемирного почтового союза. Кроме того, книжечки марок аннулировались проколом отверстия с помощью билетного компостера. Отверстие пробивалось компостером после сворачивания марок дополнительно к надпечатке «CANCELLED». Этот способ применялся в отношении книжечек, высылаемых компаниям, разместившим в них свою рекламу, чтобы они могли видеть результат, но не могли использовать марку.
В 1930 году почтовое ведомство Великобритании создало школы для обучения почтовых служащих (Post Office Training Schools). В их задачи входило обеспечить, чтобы персонал самых разных почтовых отделений работал одинаково. Для этих учебных центров на марках, а также на других предметах, широко использовавшихся почтовым ведомством в то время, были сделаны различного рода надпечатки. Наиболее распространённой из них является надпечатка вертикальных чёрных полосок на номинале имевших в тот момент хождение марок. Такие надпечатки были призваны предотвратить хищение марок, поскольку в таком виде их нельзя было использовать, а также решить проблему необходимости отчитываться за них в обычном порядке. На марках также делалась надпечатка слов «SCHOOL SPECIMEN» («Школьный образец»), хотя она гораздо чаще встречается на почтовых писчебумажных принадлежностях и бланках, равно как и надпись «FOR TRAINING PURPOSES ONLY» («ТОЛЬКО ДЛЯ УЧЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ») в три строки.
Территориальные и колониальные надпечатки
100px | 100px | ||||
Колониальные надпечатки: Германская Восточная Африка 1893 и португальская марка для колоний с надпечаткой Мозамбик, 2 сентаво | Надпечатки Северо-Западной армии Юденича 1919 и вольного города Данциг, 1920-е |
Частные надпечатки
Надпечатки, сделанные организацией, которая не является официальным эмитентом знаков почтовой оплаты, называются частными надпечатками.
Литература
- Большой филателистический словарь / Под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М.: Радио и связь, 1988. — 320 с.
- Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.
<ref>При написании статьи использовалась информация из английской статьи en:Overprint.</ref>
Примечания
<references />