Первая марка России

Материал из Provizorii
Перейти к: навигация, поиск
Первая почтовая марка
Российской империи
Russia first stamp 1857 10k.jpg
Страна выпуска Флаг России Российская империя
Место выпуска Санкт-Петербург
Дата выпуска 10 (22) декабря 1857
Тип марки стандартная
Номинал 10 копеек
Материал и способ печати бумага ручного производства/типографская печать

Первая марка Российской империи была введена в обращение циркуляром Почтового департамента от 10 (22) декабря 1857 года. В том же месяце почтовые марки поступили в продажу и начали применяться в некоторых губерниях. Официальное всеобщее использование марок на всей территории России, кроме Кавказа, Закавказья и Сибири, началось 1 января 1858 года.

Содержание

Описание

В центре марки на внутреннем овале голубого цвета воспроизведён белый рельефный герб Почтового департамента, по заказу которого она была выпущена, — двуглавый орёл и под ним два перекрещивающихся почтовых рожка. Овал окружён рамкой тёмно-коричневого цвета с надписью сверху: «почтовая марка» и «10 коп. за лотъ» — снизу. Вокруг рамки изображена императорская мантия с короной; внизу под ней повторяется надпись: «10 коп. за лотъ».

История

В 1851 году за границу, для изучения опыта использования марок, был командирован управляющий перевозками почты по железной дороге А. П. Чаруковский. Посетив Англию, Францию, Бельгию, Голландию, Италию, Австрию, Швейцарию, Германию и собрав массу информации, он вернулся в 1852 году в Россию. Однако нововведениям в почтовой сфере помешала война, позже получившая название Крымской. Лишь в 1855 году Алексей Прохорович подал главноначальствующему над почтовым департаментом В. Ф. Адлербергу проект с подробным изложением мероприятия по введению приклеиваемых марок в России. По замыслу Чаруковского русская почтовая марка должна была иметь круглую форму с зубцовкой вокруг рисунка, на ней следовало изобразить, отпечатанный с использованием нескольких красок, государственный герб. Кроме того, бумага для марок обязательно должна была быть защищена от подделок. Проект был утверждён 12 ноября 1856 года.

Пробные оттиски первых штемпельных марок России (1856)

Тем временем 30 июля 1856 года под руководством управляющего типографским отделением Экспедиции заготовления госудаственных бумаг Я. Я. Рейхеля были изготовлены пробные оттиски первых «штемпельных» марок двух типов: с государственным гербом и головой Меркурия. Марки были круглой формы, так как предполагалось, что она станет своеобразным наклеиваемым штемпелем, отсюда, кстати, и название марок — «штемпельные». К тому же, по мнению Чаруковского, неаккуратно наклеенная на конверт марка прямоугольной формы может задеть углом за ящик или за другие письма и отклеиться. А это, в свою очередь, могло повлечь за собой возвращение писем корреспонденту с объявлением об этом в газетах. Каждый тип печатался в четырёх цветах: зелёном, синем, чёрном и карминовом. Однако эти марки утверждены не были.

Новый рисунок первой русской почтовой марки прямоугольной формы создал старший гравёр ЭЗГБ Ф. М. Кеплер и подал его на рассмотрение 21 октября 1856 года. Создавая свой эскиз марки, Кеплер внимательно ознакомился со всеми материалами, привезёнными Чаруковским из-за границы, в числе которых были образцы и оригиналы марок разных стран. В качестве прототипа для создания русской почтовой марки Кеплер взял пробу пражской фирмы «Готлиб Гаазе и сыновья», предложенную для австрийских марок прямоугольной формы. 20 октября 1857 года Александром II были утверждены три отпечатанных двухцветных образца номиналами 10, 20 и 30 копеек. 9 ноября император «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». В ноябре началось изготовление 10-копеечных марок. Первая почтовая марка России была отпечатана на белой жёсткой бумаге ручного производства с водяным знаком в виде цифры 1 высотой 15 мм. Так как перфорационная машина, заказанная в венской придворной типографии, поступила лишь 19 ноября и в неисправном состоянии, было принято решение об отпуске Почтовому департаменту и рассылке по губерниям части тиража 10-копеечных марок неперфорированными. В период с 26 ноября по 19 декабря 1857 года почтовым отделениям было передано 3 млн штук неперфорированных марок 1.

10 (22) декабря 1857 был издан итоговый циркуляр Почтового департамента № 3 «О введении почтовых марок для всеобщего пользования», текст которого гласил:

Левая кавычка С первого января будущего, 1858 года простые частные письма во все места Империи, Царства Польского и Великого Княжества Финляндского, подаваемые на почту в простых кувертах или же вовсе без кувертов, с написанием адресов на самом сложенном письме — отправлять не иначе, как с наложением соответствующей весу письма почтовой марки. 2 Правая кавычка

В этот же день марки поступили в продажу на московском и петербургском почтамтах. За несколько дней разошлось порядка 8 тысяч экземпляров.

Первое сообщение о начале реализации марок в губерниях обнаружено в Вятских губернских ведомостях: продажа «…в Вятской губернской конторе открыта с 23 декабря 1857 года». В 1857 году было продано 10 510 штук в девяти губерниях, в двух из них — Вятской и Казанской, было отправлено 801 письмо, оплаченное марками. С 1 января 1858 года началось официальное применение марок для оплаты простой внутренней корреспонденции на всей территории России, кроме Кавказа, Закавказья и Сибири, где их применение началось с 1 марта 1858 года.

Почтовый блок России, 150-летие первой российской марки, 2007, 10 рублей

Первые русские почтовые марки признаны специалистами в области филателии самыми красивыми двухцветными марками в мире. 3

Примечание

  1. Каталог-справочник
  2. В. А. Новосёлов «Мир Филателии»
  3. Воробьева О. Долгая дорога к марке

См. также

Литература

  • Воробьева О. Долгая дорога к марке // Водяной знак. — 2007. — № 5 (49).
  • Каталог-справочник отечественных знаков почтовой оплаты. — М., 1990. — С. 5—7. — (Приложение к журн. «Филателия СССР» и «Филателия»: Сб. из 3 т.; Т. 1).
  • Левитас И. Отечественные марки // Филателия СССР. — 1988. — № 5. — С. 14—16.
  • Обухов Е. Шедевры известные и неведомые // Филателия. — 1998. — № 4. — С. 6—8.
Личные инструменты
Google AdSense